Бизнес-план, как основной инструмент планирования на предприятии
Бизнес-план, как основной инструмент планирования на предприятии
Московский Финансово-Экономический Институт (МФЭИ)
Кафедра: «Экономической теории и менеджмента»
Курсовая работа
Экономике организаций (предприятия)
на тему: «Бизнес-план, как основной инструмент планирования на предприятии»
Выполнил:
Студент группы Ф-21
Федулеев Иван Михайлович
Научный руководитель:
К.э.н., доц. Русакова Г.Н.
Москва, 2003 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1.
1.1. Бизнес-план: виды, его назначение, цель,
задачи и особенности составления……………………………………. 4
1.2. Отличие бизнес-плана от других плановых документов….…….. 7
1.3. Бизнес-план, как «впередсмотрящий» документ………………… 8
1.4. Привлечение капитала: Бизнес-план, как
инструмент финансирования…………………………………………… 9
1.5. Взгляд назад: Бизнес-план как мерило
достигнутых результатов………………………………………………. 10
1.6. Сущность планирования………………………………………… 10
Глава 2.
2.1. Роль плана в добывании денег………………………………... 12
2.2. Требования к бизнес-плану и его макет…………………….. 13
Глава 3. Структура бизнес-плана……………………………………. 14
3.1 Резюме: краткое содержание бизнес-плана……….……... 14
3.2. Пример бизнес-плана (бизнес-план ОАО «Крон»)………………….... 15
Заключение…………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………
Введение.
Для того чтобы спланировать и реализовать успешный бизнес, так или иначе
необходимо иметь бизнес-план. В последние годы разговоры о бизнес-плане
возобновились среди бизнесменов с новой силой, как будто он был открыт
заново.
Что же это такое?
Это обоснование самого существования бизнеса, это карта, по
которой предприниматели (бизнесмены) выбирают дорогу к процветанию,
основной
документ для строительства предприятия, а также ключ, открывающий доступ к
банковскому кредиту. Без жизнеспособного, полного, убедительного бизнес-
плана
бизнесмен как владелец вступает на путь любительства, проб и ошибок.
Располагая
бизнес-планом, он становится профессионалом. Бизнес-план может повести
предпринимателя к богатству, а может и вскрыть проблемы, которые он
собирался
игнорировать. Но вскрытые проблемы это еще не непреодолимые препятствия -
это
лишь повод к дополнительным исследованиям, получению новых знаний и более
тщательной работе, помноженным на энтузиазм и продолжаемым до тех пор, пока
интеллект бизнесмена не решит последнюю из задач.
Надо отметить, что бизнес-план – это критическая, стартовая точка и базис
всей плановой и исполнительной деятельности предприятия, т.к. отсутствие
тщательно продуманного бизнес-плана, систематически корректируемого в
соответствии с меняющимися условиями, являются существенным недостатком,
отражающим слабость управления компанией, что, в итоге, усложняет
привлечение финансовых ресурсов и достижение долгосрочной стабильности в
конкурентной среде.
Бизнес-план дает возможность
ошибаться только на бумаге, а не в условиях реального рынка. Проработанный
и
согласованный план является тем средством, с помощью которого
предприниматель
сможет контролировать производительность и управлять своим бизнесом.
Бизнес-план необходим, если частное лицо хочет:
. начать свой бизнес;
. расширить свой бизнес;
. продать его или перепродать другому лицу;
. получить ссуду.
Таким образом, бизнес-план является сердцем зарождающегося бизнеса и
гарантирует успех и процветание начинаемому делу.
Актуальностью выбранной темы, на мой взгляд, является то, что бизнес-
план в наши дни имеет огромное значение в деятельности любой фирмы, потому
что является объективной оценкой собственной предпринимательской
деятельности предприятия или фирмы, так же бизнес-план является необходимым
инструментом проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями
рынка и с сложившейся на сегодняшний день экономической ситуацией.
В данной работе поставлена цель - рассмотреть назначение бизнес-
плана, выявить его структуру, требования, предъявляемые к его составлению,
а так же рассмотреть краткое содержание бизнес-плана.
Задачей данной работы, является показать, насколько бизнес-план важен
в деятельности любой фирмы или компании.
Глава 1.
1.1. Бизнес-план: виды, его назначение; цель,
задачи и особенности составления.
Виды бизнес-планов
В зависимости от рыночной ситуации и цели составления бизнес – планы могут
быть различны.
Вследствие этого бизнес – планы по объектам бизнеса можно классифицировать
в соответствии со схемой 1. (см. приложение)
Бизнес – планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от
назначения: по бизнес – линиям (продукция, работы, услуги, технические
решения), по предприятию в целом (новому или уже действующему). Бизнес –
план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его
финансовое оздоровление. Также может планироваться деятельность всего
предприятия или его отдельного подразделения.
Теперь посмотрим, что же он собой представляет:
Важнейшим элементом организации предпринимательской деятельности в
условиях рыночной экономики является бизнес-план, который в мировой
практике
представляет собой основу для оценки перспективности вновь создаваемых
коммерческих предприятий или намеченных ими для реализации проектов выпуска
новой продукции.
Бизнес-план – это документ, описывающий все основные аспекты
будущего коммерческого предприятия, анализирующий все проблемы, с которыми
оно
может столкнуться, а также определяющее способы решения этих проблем.
Поэтому
правильно составленный бизнес-план, в конечном счете, отвечает на вопрос:
«Стоит
ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят
все
затраты сил и средств?»
Овладение искусством составления бизнес-плана сегодня становится крайне
актуальным в силу трех причин:
. во-первых, в российскую экономику пришло новое поколение
предпринимателей, многие из которых никогда не руководили
коммерческими предприятиями и поэтому очень плохо представляют весь
круг ожидающих их проблем, особенно в рыночной экономике;
. во-вторых, меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных
руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои
будущие шаги и готовиться к непривычному делу – борьбе с конкурентами;
. в-третьих, рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъема
нашей экономики, необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказать
инвесторам, что мы способны просчитать все аспекты использования таких
инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.
Назначение бизнес-плана
Состоит в том, чтобы помочь
предпринимателям и экономистам решить четыре основные задачи:
. изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта;
. оценить затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта
нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с ценами, по которым
можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную
прибыльность задуманного дела;
. обнаружить всевозможные «подводные камни», подстерегающие новое
дело в первые годы его существования;
. определить те сигналы, те показатели, по которым можно будут регулярно
определять – идет ли дело на подъем или катиться к развалу.
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно
представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных,
трудовых и
интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко
рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного
успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность,
постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых
рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и
возможностях.
При всем многообразии фирм предпринимательства существуют ключевые
положения, применимые практически во всех областях коммерческой
деятельности
и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно
подготовиться и
обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в
достижении поставленных целей. Таким образом, разработка стратегии и
тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей
задачей для любого предпринимателя.
Цель, задачи и некоторые особенности составления бизнес-плана.
Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность
фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями
рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает
предпринимателю решить следующие основные задачи:
1. ОПРЕДЕЛИТЬ конкретные направления деятельности фирмы, целевые
рынки и место фирмы на этих рынках;
2. СФОРМУЛИРОВАТЬ долговременные и краткосрочные цели фирмы,
стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за
реализацию каждой стратегии;
3. ВЫБРАТЬ состав и ОПРЕДЕЛИТЬ показатели товаров и услуг, которые
будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и
торговые издержки по их созданию и реализации;
4. ОЦЕНИТЬ соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда
требованиям по достижению поставленных целей;
5. ОПРЕДЕЛИТЬ состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка,
рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;
6. ОЦЕНИТЬ материальное и финансовое положение фирмы и соответствие
финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;
7. ПРЕДУСМОТРЕТЬ трудности и «подводные камни», которые могут
помешать выполнению бизнес-плана.
Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться
не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху, и будет
лихорадочно импровизировать. А это чаще всего кончается плачевно как для
него,
так и для дела, которым он занимается. Поэтому лучше не пожалеть времени и
заняться бизнес-планированием. При этом письменное оформление бизнес-плана
имеет существенное значение для организации работ по его выполнению.
Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда
ситуации на рынке меняются достаточно быстро.
Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало
выгод, например:
1. Заставляет руководителей заниматься перспективами фирмы.
2. Позволяет осуществлять более четкую координацию предпринимаемых
усилий по достижению поставленных целей.
3. Устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для
последующего контроля.
4. Заставляет руководителей четче и конкретнее определять свои цели и
пути их достижения.
5. Делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных
ситуаций (повышает скорость адаптации).
6. Наглядно демонстрирует обязанности и ответственность всех
руководителей фирмы.
Конечно главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что
правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы,
то
есть, в конечном счете, отвечает на самый нужный для бизнесмена вопрос:
Стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые
окупят все затраты
сил и средств.
Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении таких
остроактуальных задач, как:
1) Подготовка заявок существующих и вновь создаваемых частных и
акционерных фирм на получение кредитов.
2) Обоснование предложений по приватизации государственных
предприятий.
3) Открытие нового дела и определение профиля будущей фирмы и
основных направлений ее коммерческой деятельности.
4) Перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых видов,
направлений и способов осуществления коммерческих операций.
5) Составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций)
приватизируемых и частных фирм.
6) Выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.
В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ
по составлению бизнес-плана может изменяться в достаточно большом
диапазоне,
то есть степень детализации его может быть различной.
При составлении бизнес-плана важна степень участия в этом процессе
самого предпринимателя. Личное участие руководителя в составлении бизнес-
плана настолько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные
фонды отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если
становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантами со
стороны,
а руководителем лишь подписан.
Это не значит, конечно, что не надо пользоваться услугами
консультантов,
совсем наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами.
Речь
идет о другом – составление бизнес-плана требует личного участия
руководителя
фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу
лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя
целесообразность своего замысла.
Бизнес-план – документ перспективный и составлять его рекомендуется на
3-5 лет вперед. Для первого и второго года основные показатели
рекомендуется
давать в поквартальной разбивке (а при возможности даже в помесячном
разрезе), и
только, начиная с третьего года, можно ограничиться годовыми показателями.
1.2. Отличие бизнес-плана от других плановых документов
Бизнес-план, как никакой другой из планов фирмы имеет внешнюю
направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна
принести максимально возможный выигрыш, следовательно, в отличие о
традиционного плана экономического и социального развития предприятия,
бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской
организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу.
Помимо интересов заинтересованными лицами будущего бизнеса являются
потенциальные потребители и поставщики фирмы. Кроме того в бизнес-плане,
основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических
аспектах проблемы достижения успеха. В то время, как научно-технические,
технологические и социальные стороны представлены менее детально. Более
близок к бизнес-плану такой, привычный ранее, Российским предпринимателям
документ как технико-экономическое обоснование (ТЭО). Главным его отличием
от бизнес-плана является то, что ТЭО – это плановый документ развития
промышленных объектов, поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на
производстве - это технические аспекты проекта, в то время как
коммерческие, рыночные проблемы остаются практически нераскрытыми. Кроме
того, отличие бизнес-плана от ТЭО состоит в его стратегической
направленности, предпринимательском характере, гибком сочетании
производственного, технического, финансового и рыночного аспекта
деятельности на основе внутренних возможностей организации и внешнего
окружения, следовательно, можно говорить о гораздо более узком,
специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом. Бизнес-план, как
форма обоснования предпринимательского проекта постепенно вытесняет ТЭО из
сферы плановой деятельности бизнеса.
Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического
планирования.
Стратегическое планирование организации охватывает достаточно
длительный срок, обычно 3-5 лет, иногда и более. Однако, между бизнес-
планом и стратегическим планированием существует ряд различий:
. в отличие от стратегического планирования, бизнес-план включает не
весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая
связана с созиданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-
план ориентирован только на развитие в то время, как стратегическое
планирование может включать другие темы стратегий организаций.
. Стратегические планы – это обычно планы с растущим горизонтом времени.
По мере выполнения очередного годичного плана, его результат
анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре
стратегического плана. Нередко, затем, к стратегическому плану
добавляется очередной годичный период. Бизнес-план имеет четкие
очерченные временные рамки, по истечение которых, определенные планом
цели и задачи должны быть выполнены.
. Таким образом, бизнес-план, по своей форме, в отличие от
стратегического плана фирмы, тяготеет к проекту с его конкретной
проработкой и определенной самодостаточностью
. В бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства,
маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в
стратегическом плане, является полноправными, равновесными частями
структуры бизнес-плана.
В условиях рыночной экономики, функции ТЭО все чаще выполняют
инвестиционные проекты, которые наиболее близки к бизнес-плану по
структуре и характеру изложения материала. Понятие инвестиционного
проекта может употребляться в 2-х случаях:
. «Инвестиционная деятельность» - реализация системы инвестиционных
мероприятий, т.е. совокупность работ или деятельность по разработке
новых или модернизации существующих изделий и созданию
(техническому перевооружению, реконструкции, расширению)
производству мощностей. По их выпуску, созданию, по производству
работ или оказанию услуг.
. Как система организационно-правовых, аналитических, инженерно-
технических, экономических и расчетно-финансовых документов,
необходимых для проведения соответствующих работ по реализации
проекта, в том числе инженерного сопровождения инвестиций
(инжиниринга)
Бизнес-план иногда выступает по отношению к инвестиционному проекту как
документ, представляющий собой план разработки и реализации,
представляющий собой планы разработки и реализации соответствующей части
инвестиционного проекта. К началу этапа разработки, в бизнес-плане уже
приведены все необходимые исследования и научно-технические разработки,
предшествующие принятию инвестиционного решения. Выполнен большой объем
работ, связанный с разработкой концепции и ее структуризацией,
осуществлен предпроектный анализ. Теперь вытекает необходимость в
итоговом максимально компактном документе, который позволяет
предпринимателю не только принять обоснованное решение, но и указать, что
и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно бизнес-
проекта. В этих целях составляется бизнес-план, который является
документом для кредиторов и основным инструментом для предпринимателя.
Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес проектов,
не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам
реализации, бизнес-план может заменить инвестиционный проект.
В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в пред
инвестиционной фазе делового планирования.
Может так же существовать бизнес-план фирмы, включающий планируемые
результаты реализации инвестиционного проекта. В этом случае,
инвестиционный проект может быть включен в бизнес-план предприятия,
который реализует порядок использования свободных средств предприятия и
заемных финансовых ресурсов в рамках инвестиционного проекта.
Таким образом, инвестиционный проект и бизнес-план могут быть близки
по структуре (структура бизнес-плана схожа со структурой инвестиционного
Страницы: 1, 2, 3, 4
|