Безработица в рыночной экономике
предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических
связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции
сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест
и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства
общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях
в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический
вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных
к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и
непроизводственной сфер.
Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям
полной хозяйственной самостоятельности, а в целом, всесторонняя
демократизация повлекли за собой крупные изменения в
теоретических
подходах к проблемам занятости. Главное их направление - превращение
работника из бессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной
системы в субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже
не выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым
выбором способов своего существования. Наконец-то общество признало право
работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при
советской власти, но и на деле.
В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое
понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко
всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как
задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на
рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто
занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической
реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве
человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый
сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от
командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда
регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус
в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости,
вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к
труду административными способами. Полная занятость - цель, к которой
необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу
совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно
будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры
производства.
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит
от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности,
ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и
производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы,
затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости,
обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная
политика в сфере занятости и трудовых отношений.
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании
сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в
программах экономических преобразований.
ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ
Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости
трудоспособного населения в России, можно отметить следующие:
Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской
экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала (в
том числе вспомогательного и управленческого) предприятий. В литературе
уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении с
аналогичными по профилю и объему производства в западных странах, было
занято в два-три раза больше работников. Наличие избыточного персонала
тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий,
препятствовало росту производительности труда. С другой стороны,
необходимость оплачивать излишних работников неоправданно завышала
издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением
конкурентоспособности производимых товаров. Наличие чрезмерного количества
рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал
дисциплину труда, способствовал широкому распространению «выводиловки» в
оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе.
В основе такой ситуации лежало, во-первых, то, что экономические
ведомства и директора советских предприятий руководствовались укоренившимся
догматом экономической теории о принципиальной несовместимости социализма
и безработицы; во-вторых, то, что излишек рабочей силы оказывался
практически полезен для отбывания предприятием
различных административно взваливаемых на него повинностей, не относящихся
к характеру его деятельности: участие в уборке урожая, в обеспечении
сохранности продукции на базах, в строительстве объектов соцкультбыта, в
уборке улиц и т.п. Наконец, - и это, наверное, главное, - излишек персонала
можно было с успехом использовать для традиционных авралов по выполнению
плана в самом конце месяца, квартала или года. Таким образом, долгие годы
существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица.
Директора государственных предприятий нередко и по сей день склонны
мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные
собственники, которые берут под контроль предприятия в результате их
приватизации: они стремятся иметь оптимальное количество работников, т.е.
возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что
сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам
хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс
людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как
сейчас, а скрытой.
Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования
предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не
могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее
ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально
приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется
предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или
юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и
осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые
собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения
от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий
безработицу.
Третья. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как
возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть
свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и
зарплату). На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не
может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся
бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих,
и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам.
Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия,
продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть
оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий
безработицу.
Четвертая. Рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются
глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только
микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и
макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех
отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой
рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей,
продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для
экономики которой характерны глубокие диспропорции, прежде всего огромное
разбухание группы А, служившей базой форсированного роста ВПК, такая
перестройка породит массовую структурную безработицу.
Пятая. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в
наших условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические
факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между
бывшими союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а
также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили
положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту
продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о
специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт
наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в
экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении общего количества
рабочих мест, тем более, что решение проблем конверсии военных предприятий
оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому
неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы
именно в районах концентрации военных заводов.
ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со
свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-
техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями
труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с
высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и
эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой
мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой
подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка
труда.
Главная особенность безработицы в России связана с тем, что
ее уровень оказался совершенно несопоставимым с размерами спада
производства: при сокращении последнего за пять лет на 40% и
более количество занятых в экономике уменьшилось на 1 млн. чел.,
т. е. на 1,5%. Уровень же безработицы официально оценивается
приблизительно в 9 – 10%. Еще одна особенность – несравненно большие
размеры скрытой безработицы и неформальной занятости; последняя
стала оборотной стороной безработицы.
В России величина совокупной безработицы определяется исходя из
количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве
безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных
исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве
безработного не зарегистрирован.
Таким образом, в Российской Федерации выделяется два среза
безработицы: собственно безработица, определяемая органами статистики,
и та ее часть, которая регистрируется органами государственной
службы занятости. Общее число безработных в настоящее время
приблизительно 8 млн. чел. (из них около 2 млн. чел.
зарегистрированы в службе занятости). Это так называемая явная
безработица. Однако дело не только в размерах безработицы.
Положение безработного сегодня для все большего числа граждан,
нуждающихся в работе, становится неприемлемой формой существования.
Ни государство в лице службы занятости, ни семья не могут
материально поддержать человека в период поиска работы.
В результате людям, нуждающимся в работе, приходится в
массовом порядке обращаться к неформальным формам самозанятости. Они
либо организуют собственное нелегальное дело, либо эпизодически
подрабатывают у официального работодателя на теневых условиях. Людям
нужна работа как стабильный источник дохода. Ее режим, характер,
условия трудовой деятельности часто значения не имеют.
Нецивилизованное использование рабочей силы в неконтролируемой
экономике ведет к профессиональной деградации граждан, ухудшению
физического и морального здоровья.
Что касается скрытой безработицы, то количество работников,
которые числятся на предприятиях, но фактически не работают,
составляет сегодня, по расчетам Института труда Министерства труда
РФ, более 6 млн. чел. Это примерно 12% занятых на крупных и
средних предприятиях. Скрытую безработицу следует рассматривать как
в принципе ненормальное явление.
Проблема безработицы в России нашла отражение в целом
комплексе законов, указов и постановлений высших законодательных и
исполнительных органов власти. Первый закон РСФСР «О занятости
населения в РСФСР» был принят 19 апреля 1991г. Существенные
изменения и дополнения в решение проблемы были внесены Законом РФ
«О занятости населения в РФ» от 20 апреля 1996 г. Созданы
Федеральная государственная служба занятости населения РФ и
Государственный фонд занятости населения РФ. Разработана
классификация статистических данных о составе рабочей силы,
экономической активности и статусе в занятости. Ежегодно
Правительство РФ принимает Федеральные программы содействия занятости
населения. Разработана Комплексная программа мер по созданию и
сохранению рабочих мест на 1996 – 2000 гг.[2]
В России государство гарантирует безработным:
. выплату пособия;
. возмещение затрат в связи с переездом в другую местность для
трудоустройства по предложению органов службы занятости;
. возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
. зачет в общий трудовой стаж времени получения пособия по
безработице.
Пособие по безработице выплачивается в течение 12 месяцев, а
для лиц предпенсионного возраста – в течение 24 календарных
месяцев. Размер пособия: первые три месяца – 75% среднего заработка;
с четвертого по седьмой месяцы – 60% заработка; с восьмого месяца
– 45% заработка. Но во всех случаях размер пособия не должен
превышать среднего заработка, сложившегося в данном регионе.
Существенно изменилось отношение российского общества к
безработице. В 1990 –1992 гг. среди политиков и ученых преобладало
мнение, что безработица положительно влияет на эффективность труда
тех, кто пока занят, и что в целом безработица – это благо. Ныне,
когда миллионы российских граждан на личном опыте узнали, что
такое безработица, все более стала утверждаться мысль, что в
социально ориентированной рыночной экономике безработица не
допустима, что ее рост может привести к социальному взрыву.
Предотвращение ускоренного роста безработицы и последующее сокращение
ее становятся важнейшей задачей социальной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Есть основания считать, что динамика безработицы в России
останется примерно такой же, как до сих пор, т. е. в ближайшие
годы будет расти, но, как и прежде, невысокими темпами. Для
существенного сокращения масштабов безработицы необходимы
экономический рост и соответствующая структурная перестройка
экономики.
Арсенал средств собственно политики занятости достаточно широк и
уже давно апробирован мировой практикой. Это различные способы
субсидирования оплаты труда, механизм квотирования рабочих мест,
организация оперативного переобучения граждан, стимулирование их
территориального перераспределения, стимулирование работодателей к
созданию рабочих мест для труда на условиях гибких режимов
рабочего времени, регулирование совместительства и, наконец,
организация временных общественных работ.
Активное использование этих механизмов в развитых странах,
особенно общественных работ и других гибких форм занятости,
обеспечивает высокую мобильность безработных и существенно снижает
продолжительность безработицы. Такими механизмами необходимо
овладевать и в нашей стране.
Со времени принятия Закона «О занятости населения в Российской
Федерации» прошло более десяти лет. Условия, в которых он
создавался, значительно отличались от нынешних с точки зрения и
состояния российской экономики, и проводимой в стране социальной
политики.
В начале 90-х годов главной задачей законодательства о
занятости являлась гарантированная поддержка людей, временно
оказавшихся без работы и желающих ее найти. К их числу относились
граждане, потерявшие работу в результате сокращения штатов и
уволенные по собственному желанию, вновь ищущие работу (молодежь,
домохозяйки и т. п.), военнослужащие, уволенные в связи с
сокращением Вооруженных сил, и члены их семей, инвалиды III группы
и другие социально уязвимые категории населения.
Объем страховых взносов, перечисляемых работодателями в
Государственный фонд занятости населения, значительно превышал
расходы на реализацию службой занятости программ на рынке труда.
Численность зарегистрированных по стране безработных на начало 1992
г. не превышала 100 тыс. человек, а объем средств ФГФЗН позволял
обеспечить охват соответствующими программами более миллиона
безработных. Избыток средств в фонде занятости породил определенный
либерализм по отношению к работодателям, которые бесцеремонно
выталкивали на улицу лишних работников, ничего не предпринимали для
улучшения качества кадров. Да и увольняемые не предъявляли особых
претензий к администрации предприятий, поскольку размер пособия по
безработице был довольно высок и порой превышал величину зарплаты.
Причем многие зарегистрированные безработные зачастую подрабатывали в
сфере теневого бизнеса.
Тогда казалось, что если незанятым гражданам выплатить
достойное пособие по безработице и предоставить возможность
переобучаться по профессиям, востребованным рынком, то негативные
социальные последствия «шоковой терапии» окажутся нивелированными.
Однако по мере нарастания кризисных явлений в экономике
ситуация в области занятости продолжала ухудшаться, застойная
безработица охватила многие регионы, неплатежи в фонд занятости
стали массовыми, многие территории столкнулись с хронической
нехваткой средств даже на выплату пособий. К сожалению, по
прошествии десяти лет с момента начала реформ положение в лучшую
сторону не изменилось.
Сегодня ощущается настоятельная необходимость в выработке новых
подходов к решению проблемы безработицы. Прежде всего речь идет о
совершенствовании законодательства о занятости с точки зрения
правил взаимодействия субъектов рынка труда (государства,
работодателей, профсоюзов и наемных работников как плательщиков
страховых взносов), изменения условий присвоения статуса
безработного, повышения ответственности работодателей и профсоюзов за
соблюдение КЗоТа, усиления роли региональных администраций в
регулировании положения на местных рынках труда. Если
законодательство оставить без изменений, безработица превратится в
мощный катализатор социального напряжения. Уже в ближайшее время
количество безработных может превысить 20% численности
трудоспособного населения.
Поэтому целесообразно принять радикальные превентивные меры,
направленные, с одной стороны, на повышение ответственности
работодателей и профсоюзов за состояние рынка труда, с другой – на
ужесточение условий, регламентирующих поддержку незанятого населения
со стороны государства (в частности, при присвоении статуса
безработного, определении порядка и размера назначаемых пособий).
Одновременно следовало бы расширить полномочия регионов, касающиеся
функционирования местных рынков труда, передав им некоторые права
из Центра (например, формирование региональных фондов занятости
населения, стимулирование работодателей, инвестирующих средства в
создание рабочих мест и т. д.).
Кроме того, назрела необходимость корректировки позиции
Министерства труда и социального развития РФ в осуществлении
политики на рынке труда как в центре, так и в регионах,
финансировании федеральных и региональных программ занятости
населения.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб. Пособие. –
Москва: «Финансы и статистика», 1998. – 368 с.: ил.
2. Современная экономика: Учеб. Пособие / Научн. ред. О. Ю.
Мамедов. – 2-е изд. доп. – М.: «Зевс», 1997. – 608 с.
3. Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия
безработице. // Человек и труд. 1996. № 9.
4. Волынский Г. К вопросу о безработице в переходный период. //
Российский экономический журнал. 1994. № 4
5. Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России.
// Вопросы экономики. 1995. № 5.
6. Куликов В. В. Безработица в России несопоставима со спадом
производства. // ЭКО. 1998. № 1.
7. Славуцкий О. Повысить взаимную ответственность субъектов рынка
труда. // Человек и труд. 1999 № 2.
8. Антосенков Е. Г. От обслуживания безработицы – к активной
государственной политике занятости. // ЭКО. 1999. № 2.
9. Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и
безработица в переходной экономике. // Человек и труд. 1999. № 3.
-----------------------
[1] “Общая теория занятости, процента и денег” Дж. М. Кейнс, Москва, 1993
г.
[2] Российская газета. – 1996. – 5 июня. – С. 5.
Страницы: 1, 2, 3
|