рефераты скачать

МЕНЮ


Безработица

официально зарегистрировано 351 тыс. безработных, а уровень безработицы,

рассчитанный с использованием этой цифры, составил 1,6%. Вместе с тем,

использование только числа официально получивших статус безработных не дает

достаточно точного представления о положении на рынке труда. Существую—

определенные обстоятельства, которые пока еще не находят соответствующего

отражения в проводимых подсчетах.

Во-первых, многое зависит от самой методики определения безработных.

Если для расчета уровня безработицы принимается только количество

официально зарегистрированных безработных, то происходит занижение уровня

безработицы по сравнению с фактическим, — далеко не все, кто без работы и

кто ищет ее, обращаются в соответствующие службы; это одно, и другое — сама

процедура получения статуса безработного не выглядит достаточно простой, и

поэтому даже не всем из обратившихся в службы занятости удается ее осилить.

Чтобы избежать этого недостатка, в ряде стран, например США, количество

безработных определяют на основе выборочных опросов населения (в США ими

охвачено на постоянной основе 60 тыс. семей). Этот способ дает возможность

получить более полную информацию, хотя и он обладает определенными

недостатками.

Во-вторых, проблему составляет учет частичной безработицы или

частичной занятости. Так, в Украине в 90-х годах в условиях жесточайшего

спада производства обострение проблемы занятости проявило себя в основном в

скрытых формах. На многих предприятиях, в связи с сокращением объемов

производства, людей не столько официально увольняли, сколько отправляли в

неоплачиваемые долгосрочные отпуска, сокращали до 3—4, а иногда и до 2 дней

рабочую неделю, выплачивали минимальную заработную плату без фактического

предоставления работы н т. д. С одной стороны, руководители предприятий

надеялись на благоприятные изменения ситуации в перспективе и пытались

сохранить квалифицированные кадры. С другой стороны, у людей, попавших в

подобные ситуации, лучшего выбора во многих случаях просто не было, так как

экономику поразил общий спад и общее количество рабочих мест сокращалось.

Поэтому общим выводом, к которому приходят экономисты в Украине и

других странах, можно считать на нынешний момент следующее: определению

числа безработных, уровня безработицы представляет собой важную задачу, так

как речь идет об одном из важнейших макроэкономических показателей, но

методика, техника самого исчисления не достаточно совершенны.

5. Издержки безработицы

Безработица приносит большие проблемы как самому человеку, оставшемуся

без работы и стремящемуся ее получить, так и обществу, экономике в целом.

Издержки безработицы — это то, во что она обходится, что является платой за

нее. Плата может быть экономической, психологической, социальной и т.д. К

издержкам безработицы можно отнести:

1. Издержки безработицы индивидуальные. В чем состоят издержки

безработицы для тех людей, которые оказались в роли безработных? Во-первых,

снижается или даже становится нулевым уровень их денежных доходов. Во-

вторых, проблемы с денежными поступлениями порождают проблемы с объемом и

качеством потребления. Безработица отрицательно сказывается на уровне

экономического благосостояния человека, семьи. В-третьих, безработица

нередко приводит к потере квалификации. Поддержание какого-то уровня

профессиональной квалификации в ряде случаев возможно только при условии

систематической практики. В-четвертых, нередко новая работа, которую

удается получить, оказывается менее выгодной, чем предыдущая, одной из

причин чего может быть и снижение уровня квалификации в период безработицы.

В-пятых, безработица приносит значительные психологические проблемы.

Меняется психологическое состояние человека — появляется подавленность,

чувство неполноценности, жизненная неудовлетворенность, нервозность. Могут

возникать стрессы, расстройства здоровья.

2.Издержки безработицы для общества. Это, во-первых, недопроизводство

ВВП. Реальный объем национального производства оказывается меньшим

потенциального, т. е. того, который могло бы иметь общество при полном

использовании ресурсов труда, которыми располагает.

Американский экономист Артур Оукен вывел экономический закон, согласно

которому при превышении фактического уровня безработицы над естественной

нормой безработицы на 1 % недопроизводство ВВП составляет 2,5 %. Это

означает, что при фактическом уровне безработицы в стране, например, 8,3 %

и естественной норме 6 % данная страна недополучила за год 5,75 %

национального продукта (8,3 - 6,0 = 2,3 х 2,5 = 5,75) Иными словами, при

достижении полной занятости совокупный ВВП этих стран был бы едва ли не на

6 % больше. Если эти проценты перевести в стоимостные или физические объемы

товаров и услуг, то получим впечатляющие цифры. Таким образом, в результате

отставания реального объема ВВП от потенциального уровня сокращаются

возможности повышения общего (среднего) уровня благосостояния.

Во-вторых, безработица вызывает определенное социальное напряжение в

обществе. И чем выше ее уровень, тем значительней степень этого напряжения.

Безработица чревата проявлениями массовых протестов в обществе,

политическими конфликтами, она, в целом, несет угрозу стабильности

общества. Безработица, безусловно, отрицательно сказывается и на семейных

отношениях.

В-третьих, повышение уровня безработицы может усложнить криминогенную

ситуацию в стране, способствовать росту преступности и. тем самым, снижению

степени безопасности граждан. Экономические и психологические проблемы,

которые возникают у безработных, могут подтолкнуть их к противоправным

действиям. С другой стороны, повышение степени безопасности потребует от

налогоплательщиков или увеличения налоговых взносов, или их

перераспределения в пользу правоохранительных органов с ущербом, как

правило, для других сфер бюджетного финансирования.

Таким образом, можно видеть, что безработица составляет серьезную

личную и общественную проблему. За ее решение ответственность несут сами

работники, предприниматели, государство. Рынок труда — основной регулятор

занятости. Вместе с тем, решение проблемы достижения полной занятости

требует активного участия государства.

6. Динамика и структура безработицы на Украине

Современная ситуация на рынке труда Украины существенно отличается от

той, что была еще 4 года назад. За эти годы численность занятого населения

сократилась на 9%. В настоящее время более 6,5 млн. человек не имеют

занятия, но активно его ищут и почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в

органах службы занятости в качестве безработных.

В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа

работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в

машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы

занятости.

Региональная дифференциация остроты безработицы с первых же месяцев

регистрации оказалась весьма значительной. Уже к концу 1991 г. самый

высокий и самый низкий региональные уровни безработицы отличались более чем

в 10 раз, но за прошедший период указанное различие возросло еще почти в 5

раз.

Интересна также дифференциация регионов страны по составу безработных.

Первоначально основную массу безработных на Украине составляли женщины,

лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного

возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше

среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования,

доля молодежи.

Таким образом, по составу безработных можно судить о продвинутости

того или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где

преобладают ”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можно

говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и

напряженность на рынке труда в таких регионах как правило невелики, хотя

расти они могут высокими темпами. В тех регионах, где среди безработных

преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема

безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет

медленнее, чем в среднем по стране

В общем случае все области Украины по остроте зарегистрированной

безработицы можно разделить на несколько групп.

Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Эти регионы

отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2

раза выше среднеукраинских), большой напряженностью на рынке труда.

Вторая группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой

напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднеукраинские). Но

темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это

регионы северной половины европейской части страны. Многие из этих регионов

отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью.

Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда

ниже среднеукраинских, но темпы роста уровня безработицы выше

среднеукраинских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.

Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В

них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда,

темпы роста безработицы ниже среднеукраинских. В данной группе много

северных регионов с добывающей промышленностью.

Итак, на Украине острая безработица имеется в регионах двух типов.

Во-первых, это районы с высоким естественным приростом населения.

Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда

как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не

увеличивается, но и сокращается. В регионах данного типа безработица

существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.

Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее

кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая

промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим

сокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х.

Важен также вопрос сельской безработицы на Украине. В прогнозах начала

90-х годов ожидался резкий всплеск безработицы в городах в итоге развала

промышленности, сформировавшейся за советский период (гигантские

предприятия, которые работали в основном на оборону, оказались неспособны

адаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считалась

крайне трудодефицитной, способной отвлечь большое количество безработных из

городских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы не

оправдались. Начиная с 1994 г. уровень безработицы среди сельского

населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень

высока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочих

мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в

регионах с высоким естественным приростом и в северных

несельскохозяйственных регионах.

Итак, развитие безработицы в Украине на современном этапе существенно

отличается от общемировых закономерностей. При резком сокращении объемов

производства (более чем в 2 раза) уровень безработицы с учетом

незарегистрированных безработных не превышает 10%. При этом уровень

безработицы в сельской местности выше, чем в городских поселениях. В

причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация.

Существенными оказались и социальные причины (высокий естественный прирост,

значительный миграционный отток), и экономические (резкий спад производства

в одних отраслях, незначительный - в других).

За низким показателем официально регистрируемой безработицы не видна,

например, скрытая безработица (вынужденный досрочный уход на пенсию,

сохранение рабочего места без реальной отработки и т.д.), что ставит

необходимость подсчета макроэкономических издержек роста безработицы. Такая

цена роста безработицы должна определяться в большей мере не ростом

компенсационных выплат и финансированием программ занятости, а в форме

потерь возможного, но не произведенного ВНП вследствие незанятости части

рабочей силы. Известный американский экономист Артур Оукен математически

выразил соотношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП.

Закон Оукена показывает, что если фактический уровень превышает

естественный уровень безработицы на один процент, то отставание объемов ВНП

составляет 2,5%. Например, попытки в 1953-1980 гг. уменьшить инфляцию путем

роста безработицы создали для США потери в среднем от 6 до 18% ВНП. При

другом варианте экономической политики занятость населения могла бы

увеличиться на 4,5 млн. человек.

Международная организация труда (МОТ) провела исследование,

показавшее, что уровень безработных на Украине значительно выше официально

признанного. Директор МОТ Гай Стандинг, составлявший отчет по результатам

исследования, заявил, что украинские источники “самым бесчеловечным

образом” скрывают истинное положение вещей. По данным МОТ безработица на

Украине в 1996 г. составила 19,5% (11,72 млн. чел.). Причина такого

расхождения данных в том, что людям не выгодно регистрироваться в качестве

безработных (с уходом с номинальной работы человек лишается льгот), а

предприятия стараются держать “мертвые души” чтобы сократить налоги.

В отчете МОТ также отмечается неуклонное снижение общего количества

рабочих мест с 1980 г. при том что трудоспособное население выросло. С 1990

по 1995 гг. Количество рабочих мест уменьшилось на 4,2 млн.

Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаяся

дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу

которых перераспределяется сегодня национальный доход, не могут

сформировать мощного спроса на предметы массового потребления

отечественного производства, что способствует его стагнации и, как

следствие, безработице.

В 1994 - 1995 гг. дифференциация доходов продолжала расти. При

сохранении этой тенденции мы уже через два года догоним латиноамериканские

страны по глубине расслоения общества по доходам.

Однако не следует переоценивать значение безработицы как

самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особенно

по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых

формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в Украине

проходят очень пессимистично. Из всех прогнозов в социально-экономической

сфере демографические являются самыми точными в силу того, что демография

как наука успешно продвинулась, используя отработанные методики и полную

информацию. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес

населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения

трудовых ресурсов) сократится с 5,1 млн. человек в 1993 году до 4,4 млн.

человек в 2005 году (с 10,2% до 8,4%).

Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе

трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, -

словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде

территорий Центральной и Западной Украины доля лиц пожилого возраста больше

30-40% и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут

изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту

категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей

малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему

занятости, в особенности для молодежи.

Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический

спад неизбежен. Только за счет демографического фактора ВВП сократится к

2000 году на 4,8% по среднему варианту прогноза или на 8% по

пессимистическому, а к 2005 году - соответственно на 7% или 13%.

Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах выхода экономики

Украины из кризиса безработица понимается как результат и следствие

экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей не

отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования.

Между тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степени

предопределяющий его грядущую динамику.

Уровень безработицы, достигнутый в 1995-1996 годах, говорит за то, что

кризис занятости будет продолжаться по меньшей мере в течение нескольких

последующих лет. Возникнут различные социально-экономические диспропорции,

в том числе: резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация

и маргинализация рынка труда. Резкий рост безработицы запустит в действие

механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме сокращения

потребительского и инвестиционного спроса рост безработицы будет

определяться динамикой незанятости предыдущих периодов. По оценкам

специалистов Министерства экономики такая так называемая "гистерезисная

составляющая" составит 15-20% общего изменения безработицы. Безработица

будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад, вызванный

долговременной, застойной незанятостью: это будет дезориентировать

рациональное распределение трудовых ресурсов.

7. Методы борьбы с безработицей

Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой

руководствуется правительство конкретной страны.

Пигу и его последователи, считающие, что корень зла - в высокой

заработной плате, предлагают :

содействовать снижению заработной платы ;

разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они

добиваются, оборачивается ростом безработицы ;

государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий

доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы .

Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной

платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование

частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении

неблагоприятной конъюнктуры .

В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Многие подходы к

решению этой проблемы использовались на практике в конце 70-х годов, в не

столь уж отдаленном прошлом, во время нефтяных кризисов. Далее будет

рассмотрен взгляд на преодоление безработицы с точки зрения двух школ:

кейнсианской и монетаристской.

В 1950-х годах в политике государственного регулирования применялись

кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика

не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так

называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потреблений и

инвестиций).

Дж.-М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости,

характерная для современного общества, имеет свои корни в

недопотреблении...".

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у

потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к

сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад

производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса

саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного

экономического воздействия для достижения полной занятости.

Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный

процент и увеличивая инвестиции. Неокейнсианцы вводят понятие

"мультипликатор занятости", который рассматривается как прирост всей

занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно

взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции.

Согласно взглядам автора "Общей теории", "подлинная" инфляция

возникает только тогда, когда экономика страны достигает уровня полной

занятости, до этого момента рост денежной массы влияет не на уровень цен, а

на объем производства. Небольшая ("ползучая") инфляция имеет, с точки

зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и

дохода.

В 60-х годах сторонники кейнсианского подхода использовали кривую

Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу и инфляцию и

учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане.

Монетаристы выступили против кейнсианского истолкования кривой

Филлипса как простого и доступного решения проблемы выбора целей

экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как "неизбежная

плата" за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридмен

высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который

жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами

государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость

выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных

методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и

приведут лишь к росту цен.

С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени

участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях

предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных

оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с

течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор

кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство

вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все

более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя

"бессмысленность" политики стимулирования спроса, Фридмен считал

нерациональным достижение полной занятости.

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской

политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного

вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее

монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций

вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных

операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно

теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.

Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы

безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов

безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом

"свободного выбора" людей, добровольно отказывающихся участвовать в

трудовом процессе.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны,

но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы

обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают

компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы

заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от

стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако

политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для

народного хозяйства.

Однако, существует ещё один путь решения этой проблемы – через

создание мощной сервисной системы по работе с кадрами...

Общеизвестно, что основа функционирования любой экономики - это

трудовые ресурсы. Фразы типа "кадры решают все" ,или, наоборот,

"незаменимых у нас нет" и т. п., возведенные в ранг идеологических

лозунгов, лишнее тому свидетельство.

Наблюдаемые сегодня в Украине подвижки в экономической обстановке

неизбежно сопровождаются миграцией специалистов. Вместе с тем, несмотря на

то что сейчас много говорят об актуальности вопросов трудоустройства,

подбора кадров и мониторинга трудовых ресурсов, реальный переход от слов к

делу, т. е. организации полномасштабной сервисной службы по работе с

кадрами, представляет собой неясную перспективу. Объем потенциального рынка

рабочей силы, расширение потребности в специалистах, миграция кадров,

изменение статуса специалистов и ряд других факторов существенно затрудняют

деятельность по актуализации предложений и спроса на современном рынке

труда. Отчасти в результате этого трудоустройством, поиском, подбором

кадров и охотой за головами на профессиональном уровне сегодня занимаются

несколько рекрутинговых компаний и небольшое число бирж труда.

Сегодня без интегрального использования высокотехнологичных решений

добиться успеха на ниве подбора кадров невозможно. Причем обычных решений

типа работы с базами данных в этой прикладной области явно недостаточно -

например, весьма сложно формализовать и заранее предугадать, какие навыки

или личные качества потенциальных работников будут интересны компаниям

через полгода или год. А составить адекватный портрет как нанимателя, так и

претендента только на основе резюме, анкеты или даже одной личной беседы

бывает очень трудно.

Существует также другая структура кадрового бизнеса, основопологающими

принципами которой является:

-выявление потребностей клиента - компании или организации, желающей

набрать персонал;

-поиск претендентов на вакантные места;

-выявление наиболее подходящих кандидатов;

-предоставление клиенту информации по выбранным специалистам;

-организация встреч;

-соблюдение гарантийных обязательств.

Кроме агентств на рынке трудовых ресурсов работают еще биржи труда,

преследующие несколько иную цель - найти человеку работу, в то время как

для агентств главное обеспечить компанию сотрудниками. Процесс подбора

кадров начинается со встречи консультанта кадрового компании с клиентом и

определения требований,

предъявляемых к потенциальным работникам. В соответствии с выдвинутыми

условиями происходит отбор претендентов по базе данных. Если в базе нет

нужных сведений, то поиск ведется другими путями, например через объявления

в прессе.

Реальная жизнь, однако, зачастую выбивается из этой схемы. Например,

иногда приходится "на месте" конкретизировать потребности клиента и вместе

с ним разбираться, кто же в действительности требуется. А порой нелишне

бывает объяснить, какие вообще имеются специалисты на нынешнем рынке, каков

уровень их оплаты, спрос на каждую профессиональную группу - иначе говоря,

предоставлять клиенту подробную консультацию. А для этого надо как минимум

владеть актуальной информацией, следить за состоянием различных сегментов

рынка - обрабатывать массу разноплановых данных, представленных в самых

различных формах.

Процесс подбора претендентов отнюдь не прост. Работа с резюме и поиск

среди возможных претендентов - это только малая часть кадрового бизнеса,

который отличается многообразием форм. В этом бизнесе существует много форм

работы. Можно просто пересылать заказчику резюме - и пусть сам разбирается,

просеивает, договаривается с кандидатами, производит профессиональный

отбор. Можно провести предварительную работу с претендентами посредством

интервьюирования, и изготовить полуфабрикат - пакет с документами на более-

менее подходящих сотрудников. Работать можно как с активными аппликантами -

ищущими в данный момент работу, так и с пассивным резервом, состоящим из

специалистов, попавших в поле зрения агенства, но в данный момент уже

трудоустроенных. Существует также практика, согласно которой поступившая

однажды информация о специалисте навсегда остается в базе агентства; более

того, за динамикой развития его карьеры менеджеры агентства ведут

постоянное наблюдение. Время от времени они звонят данному специалисту,

задавая вопросы типа: как дела, все ли в порядке, какие изменения произошли

в карьере, а также ведут обзор периодической печати (кстати, к вопросу о

пользе активных выступлений в специализированной и общественно-политической

прессе), анализируют отзывы и рекомендации других клиентов агентства.

Не исключена ситуация, когда информация об одном и том же специалисте

попадает в банки данных разных рекрутинговых компаний. Такое внимание может

показаться навязчивым, однако, при условии соблюдения конфиденциальности,

оно свидетельствует о том, что данный специалист на виду, он котируется, о

нем помнят и готовы предложить какие-то другие варианты. И наоборот, если

тебе не позвонили, значит ты никому не интересен, т. е. есть повод

задуматься. Кстати, на Западе норма - один звонок в день специалистам

дефицитных специальностей, а если больше, то ты на волне, и можно надеяться

на очередной шаг в карьере. Все это, как говорили раньше, формирует

уверенность в завтрашнем дне, а занудная, на первый взгляд, деятельность

рекрутинговой компании способствует сглаживанию социальной напряженности в

обществе и созданию цивилизованного рынка рабочей силы.

Очень важны в работе кадрового агентства результаты личной беседы с

кандидатом и ее последующий анализ с привлечением всей имеющейся в

распоряжении консультанта информации. Сбор этой информации может

происходить через коллег или нынешнего руководителя данного специалиста.

Сюда же входит и проверка резюме по ключевым параметрам: места работы,

выяснение истинных причин увольнений и т.п. С человеком работают несколько

консультантов, что исключает неизбежный в общении людей субъективизм и

позволяет сформировать объективный портрет претендента. Тут важно собрать

воедино отдельные записки, разрозненные отчеты о беседах, сделанные разными

консультантами в разное время, подготовить информационный пул, достаточный

для проведения непротиворечивой экспертной оценки. Проблемы могут

возникнуть даже при обработке достаточно стандартной, но имеющей не более

30% полей анкеты с четко определенными правилами заполнения, которые

практически невозможно заранее определить.

Анализ рынка по публикациям в прессе, прогноз развития отраслей на

предмет активности как клиентов, так и специалистов, высвобождаемых в

результате, скажем, серии банкротств - все это осуществимо лишь при наличии

творческого подхода. Ясно, что работать приходится с изначально

неформализуемым, огромным объемом информации. Чтобы скорректировать дефицит

агентства, вам могут посоветовать пройти переобучение, поэтому надо

постоянно следить за этим рынком и поддерживать партнерские отношения с

сопредельными областями, как-то: обучение, маркетинговые исследования.

Нельзя забывать и о внешних проблемах, например конкуренции с другими

агентствами, стимулирующей поиск новых методов борьбы за заказчика. Так,

предоставив дополнительные услуги, можно выполнить работу оперативнее и

лучше. Иногда лишние усилия могут оказаться даже важнее, чем сам результат

- заказчик остался доволен тем, что в круг поиска попали все доступные

специалисты, в работе не было сбоев, а агентство сделало все возможное,

чтобы получить необходимые сведения о сложившемся на данный момент рынке

труда. И наконец, учитывая, что Украина уже давно стала членом

международного сообщества, и, следовательно, заказчики и специалисты вправе

распространять свои интересы за пределы страны, рекрутинговые агентства

должны иметь контакты с зарубежными компаниями, занимающимися аналогичным

бизнесом.

Данная система является не только теоретически, но и практически

обоснованной – она уже оправдала себя в России и странах Прибалтики.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.