Банки и их роль в рыночной экономике, банковский кризис 1998г
Таблица 1 Основные характеристики развития банковских систем (на
1.01.98,в% )
|Показатели |Россия |Польша |Юж. Корея |Тайланд |
|Активы/ВВП |24,1 |49,4 |941,1 |143,8 |
|Активы/ВВП |5,8 |5,7 |5,4 |11,2 |
|Монетизация |16,9 |39,7 |48,3 |89,9 |
|ВВП | | | | |
Из данных таблицы 1 видно, что российским банкам за значительно
более короткий, чем в других странах, период времени удалось
сконцентрировать финансовые ресурсы (капитал, при всех возможных
оговорках об адекватности его отражения в отчетности), сравнимые с
капиталом банковских систем в странах с гораздо более развитыми и
динамичными экономиками. Вместе с тем по отношению активов кредитных
организаций к ВВП Россия вдвое уступала Польше и почти и почти в
четыре раза - Южной Корее.
Таблица 2 Динамика основных характеристик российской банковской
системы в 1997-1998гг. (в % к ВВП)
|Показатели |01.01.97 |01.01.98 |01.01.99 |
|Всего активов |28,6 |29,5 |38,0 |
|Кредиты |8,0 |9,4 |11,0 |
|экономике | | | |
|Собственные |7,0 |6,4 |5,5 |
|средства | | | |
|Кредиты |2,5 |5,7 |3,7 |
|правительству | | | |
|Привлечённые |12,0 |13,5 |16,5 |
|депозиты | | | |
Российская банковская система традиционно отличалась
недостаточным развитием основных банковских функций - трансформации
сбережений в инвестиции и перераспределения ресурсов между секторами
экономики, что проявляется в низкой доле кредитов, особенно
долгосрочных, в активах банковской системы (см. табл. 2). О период
наиболее интенсивного развития рынка ГКО-ОФЗ (1996 - начало 1997 гг.)
темпы увеличения кредитной активности несколько уступали темпам роста
всей банковской системы, в результате доля кредитов экономике и
населению в активах банков в этот период несколько снизилась (с 31% на
1.01.96 до 28% на 1.07.97). Это было вызвано следующими причинами. Во-
первых, кредитование производства не могло обеспечивать банкам столь,
же высокую доходность, что и рынок ГКО-ОФЗ. По мере ослабления
инфляции и усиления притока иностранного капитала на рынок
государственного долга ставки кредитования экономики и доходность
государственных ценных бумаг значительно понизились и сблизились друг
с другом. В 1997 г. доходность ГКО-ОФЗ уже заметно уступала уровню
процентных ставок по кредитам (на 1.02.97 - соответственно З1 и 47%).
Во-вторых, в этих условиях на динамику кредитования все большее
влияние стали оказывать такие факторы, как кредитные риски, состояние
просроченной задолженности и уровень возвратности кредитов,
ликвидность и платежеспособность заемщиков.
В середине 1997 г. по мере снижения уровня доходности на рынке
ГКО-ОЗФ наметился определенный перелом в инвестиционной политике
банков, которые начали ограничивать свои вложения в государственные
ценные бумаги и увеличивать кредитные вложения. Еще одной причиной
усиления кредитной активности следует признать стабильность курсовой
политики Банка России. Существенная разница между рублевыми и
валютными процентными ставками стимулировала банки к вложению
привлеченных валютных средств в рублевые инвестиции, что приводило к
росту короткой валютной позиции банковской системы. При этом банки,
как правило, недооценивали валютные риски. Важной особенностью
активных операций российских банков и 1995-1997 гг. была их
преимущественная ориентация на рынок государственных ценных бумаг,
номинированных в рублях (ГКО-ОФЗ) и в иностранной валюте (евробонды,
"вэбовки"). С государственными бумагами работали практически все
категории банков. В начале 1998 г. в активах более 40% из 300
крупнейших российских банков доля государственных пенных бумаг
составляла не менее 10%, в активах 12% банков она превышала 25%. В
1996 - первой половине 1997 гг. доля вложений банков (за исключением
Сбербанка РФ) в государственные ценные бумаги в совокупных активах
постепенно увеличивалась (с 7,1% на 1.01.96 до 12,2% на 1.07.97). При
этом доходность ГКО-ОФЗ была важным финансовым показателем для
российских банков. На эту доходность ориентировались основные
финансовые индикаторы других рынков (курсы акций, депозитные ставки и
т.п.). Доля доходов от вложений в государственные ценные бумаги по
итогам 1997 г. составляла около 30%.
Если в 1995-1996 гг. рост государственных заимствований
финансировался преимущественно за счет привлечения банковской системой
средств населения, то в 1997 г. главным источником финансирования
новых заимствований бюджета стали средства нерезидентов. Это
предопределило повышенную чувствительность рынка государственного
долга к возмущениям мирового финансового рынка и движению иностранного
капитала и, следовательно, усиливало зависимость российской банковской
системы от внешних факторов. Основным
внутренним источником роста банковской системы стало увеличение
депозитов населения, доля которых в совокупных пассивах действующих
кредитных организаций увеличилась в 1996 - первой половине 1998гг. с
15 до 25% и превысила долю средств предприятий. Предпосылкой этого
стали как стабилизация реальных доходов населения, так и повышение
склонности населения к сбережениям в национальной валюте по мере роста
доверия к рублю в условиях стабильности обменного курса.
В то же время укрепление ресурсной базы банков за счет
привлечения средств населения повысило требования к эффективности и
надежности банковской системы. В отличие от средств предприятий эти
ресурсы являются более дорогими (как вследствие выплаты более высоких
процентов, так и в силу больших затрат на создание банковской
инфраструктуры для работы с населением), что приводит к увеличению
расходов банков. Кроме того, в случае возникновения кризиса средства
частных лиц выводится из системы наиболее активно.
В том, что российская банковская система оказалась в состоянии
кризиса, значительную роль сыграли управленческие факторы. Прежде
всего речь идет о профессионализме и добросовестности высшего
банковского руководства. Немало российских банков, в том числе
крупных, создавалось вокруг личности руководителя и/или собственника,
что приводило к преобладанию внутренней иерархии взаимоотношений над
профессионализмом и системой многоуровневого внутреннего контроля.
Кроме того, российские банки до кризиса имели существенное
политическое влияние, чем активно пользовались. Поэтому они надеялись,
что в любом случае государство окажет им необходимую финансовую
поддержку. Масштабы кризиса и его основные проявления во многом
были предопределены той структурой банковской системы, которая
сложилась в России к 1998 г. (см. табл. 3). Эпицентром кризиса стали
структурообразующие московские банки, тогда как стабилизирующую роль
выполняли Сбербанк и региональные банки.
Т а 6 л и ц а 3. Удельный вес крупнейших банков в российской
банковской системе (на 1.01.98, в %)
| |Активы |Кредиты |Вложения|Депозиты|Собственные |
| | |экономик|в |граждан |средства |
| | |е |госбумаг| | |
| | | |и | | |
|Тридцать |60,9 |69,9 |80,2 |87,4 |42,1 |
|крупнейших | | | | | |
|банков | | | | | |
|Сбербанк |23,6 |15,0 |62,4 |73,9 |11,1 |
|Крупнейшие |37,2 |55,0 |17,7 |13,5 |31,0 |
|без | | | | | |
|Сбербанка | | | | | |
|Остальные |39,1 |30,1 |19,8 |12,6 |57,9 |
|банки | | | | | |
Особая роль Сбербанка (почти 25% активов на 1.01.98) объясняется
прежде всего тем, что именно в нем сосредоточено большинство вкладов
населения (на 1.10.98-около 74% всех депозитов). Кроме того, Сбербанк
является основным участником рынка внутреннего государственного долга.
Если Сбербанк традиционно ориентируется на привлечение средств
физических лиц и работу на рынке государственного долга, то крупнейшие
банки, напротив, были активно связаны с кредитованием реального
сектора. В различных финансово-промышленных группах были задействованы
МЕНАТЕП, "Альфа-банк", "Российский кредит" и другие крупнейшие банки.
На 30 крупнейших банков (за исключением Сбербанка) на 1.01.98
приходилось 55% всех кредитов экономике и населению, в них было
сосредоточено около 50% всех депозитов юридических лиц.
Системообразующие банки привлекали средства банков, нерезидентов и
направляли их на кредитование экономики и правительства, поэтому
резкая девальвация рубля оказала на них особенно негативное влияние.
Необходимо обратить внимание и на эффективность
банковского надзора. Следует отметить, что для страны, в которой
банковская система существовала всего несколько лет, уровень развития
банковского надзора был достаточно высоким. В 1996 г. в Центральном
банке была проведена организационная реформа надзорного блока:
разделены функции лицензирования и собственно надзора, создано
специальное подразделение для контроля за деятельностью крупнейших
банков (ОПЕРУ-2). Начался пересмотр действующей нормативной базы, В
1997-1998 гг. система контроля за деятельностью кредитных организаций
была приведена в соответствие с Базельскими принципами эффективного
банковского надзора - важнейшим документом в этой области. Разработаны
основы внутреннего контроля. Начата работа по отслеживанию
деятельности структур, аф- филированных с кредитными организациями. С
1.01.98 введен в действие новый план счетов бухгалтерского учета,
который позволяет получить более полную информацию о деятельности
банка.
Существенным плюсом банковского регулирования в России является
концентрация всех функций по регулированию различных аспектов
банковской деятельности (надзор, рефинансирование банков, контроль за
деятельностью банков на рынке государственных ценных бумаг и т.д.) в
одном учреждении - Банке России. В мировой практике есть и случаи
разделения функций, однако при этом между учреждениями, выполняющими
различные функции, неизбежно возникают противоречия, нередко имеющие
чисто ведомственный характер.
Однако в силу разных причин действия органов банковского надзора
все же не смогли предотвратить кризис или локализовать его
последствия. Среди них надо отметить следующие: отсутствие
совершенной нормативной базы; децентрализация системы банковского
надзора; острый недостаток квалифицированного персонала. Кроме
того, в России, как и во всем мире, существует проблема объективного
противоречия интересов Центрального банка и коммерческих банков. Если
Центральный банк заинтересован в развитии и укреплении системы
надзора, то коммерческие банки считают, что это мешает успеху их
бизнеса. В результате они целенаправленно дезинформируют надзорные
органы, а при необходимости через органы государственной власти или
средства массовой информации создают помехи работе Центрального банка.
События августа-сентября 1998
г. показали, что реальные полномочия Банка России по преодолению
кризиса в отдельных банках весьма ограничены. Попытки ввести временные
администрации в СБС-Агро и ИНКОМбанке были ими мгновенно пресечены: в
ответ на жалобы вкладчиков о неисполнении банками своих обязательств
народные суды принимали решения об отмене приказов Банка России о
введении временных администраций. В 1998 г. российская
банковская система столкнулась с жесткими реалиями мировой экономики.
Все больше российских банков стали испытывать финансовые затруднения,
для некоторых из них требования кредиторов становились невыполнимыми.
На фоне финансового кризиса государства несостоятельность ряда
крупнейших банков переросла в системный кризис всей банковской
системы. Количество неплатежеспособных банков исчислялось десятками и
сотнями. Стало очевидно, что период экстенсивного развития российской
банковской системы заканчивается.
В конце 1997 г. из-за мирового финансового
кризиса российский финансовый рынок подвергся значительному давлению
прежде всего в силу действий нерезидентов, желавших вывести свои
средства из вложений в российские рублевые активы. Банку России за
счет резкого снижения своих валютных резервов удалось сдержать этот
натиск (в ноябре 1997 г. валютные резервы Банка России сократились на
1/3 - с 18,4 млрд. до 12,2 млрд. долл.). Однако события осени 1997 г.
заставили многих иностранных инвесторов усомниться в перспективах
дальнейшей стабильности рубля и пересмотреть стратегию своих отношений
с Россией.
В этой связи начиная с конца 1997 г. отношения российской
экономики с внешним миром становятся все более напряженными.
Российские предприятия и байки стали ощущать сильную зависимость от
общего состояния российской экономики и оценки иностранными
инвесторами состоятельности экономической политики российских властей.
Падение мировых цен на сырьевые товары (основу российского экспорта)
на рубеже 1997-1998 гг. привело к уменьшению притока иностранной
валюты в страну и ухудшению финансового положения экспортеров и
банков, с ними связанных. К началу 1998 г. в консолидированном
балансе российских коммерческих банков отмечалось значительное
превышение пассивов в иностранной валюте над активами (на 1.02.98
отрицательное сальдо составляло 4,7 млрд. долл.). Во многом под
воздействием девальвационных ожиданий в течение всей первой половины
года (особенно в мае-июне) основные усилия большинства банков были
направлены на наращивание активов, номинированных в иностранной
валюте. В какой-то степени этому способствовало государство,
вынужденное расплачиваться по внутренним долгам за счет внешних
займов. В ходе погашения ГКО за счет рублевых средств, полученных от
продажи валюты Министерством финансов Банку России, на рынке появилась
излишняя ликвидность, которая и усиливала давление на валютный рынок.
Таким образом, банковская система пыталась обезопасить себя от потерь
вследствие предполагаемой девальвации рубля, одновременно ее и
приближая.
В результате проведения такой политики к 1.08.98 впервые за
последние несколько лет активы российской банковской системы в
иностранной валюте на 1 млрд. долл. превысили пассивы, что давало
системе выигрыш от переоценки, пропорциональный росту курса
иностранной валюты. Во многом изменение валютной позиции банковской
системы произошло за счет перераспределения валютного риска с банков
на их клиентов (это подтверждается и повышением доли валютных кредитов
в общем объеме кредитов экономике и населению за первое полугодие 1998
г. с 37 до 42%). Однако это не спасает от потрясений, вызванных
обвальным падением рубля: валютный риск, переложенный на заемщика,
приводит к увеличению кредитного риска. Потрясения в банковском
секторе в III квартале 1998 г. сопровождались дальнейшими изменениями
в валютной структуре банковских балансов: при большом сокращении
чистой международной инвестиционной позиции банков (то есть чистой
суммы задолженности перед внешним миром) и оттоке валютных вкладов
населения валютно -номинированные активы банковской системы стали
существенно превышать уровень валютных пассивов.
Кроме задолженности перед нерезидентами по кредитам и займам
серьезной проблемой для российских банков стало наличие у них большой
чистой задолженности по срочным контрактам в иностранной валюте (на
начало 1998 г. она составляла более 6 млрд. долл.). Эта задолженность
концентрировалась в основном в крупных банках (таких, как Сбербанк,
Внешторгбанк, ИНКОМбанк, ОНЭКСИМбанк, НРБ и др.), поскольку, во-
первых, крупные банки активно работали на срочном рынке и имели
возможность заключать срочные контракты с нерезидентами, и, во-вторых,
схема участия нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ подразумевает заключение
ими срочных контрактов с ведущими российскими операторами рынка (теми
же крупными банками) на обратный выкуп валюты за рубли, полученные от
продажи или погашения ГКО-ОФЗ. Значительное падение доходности
вложении в ГКО-ОФЗ в 1997 г. способствовало поиску байками новых путей
использования средств, и доля вложений в ГКО-ОФЗ в совокупном портфеле
активов банковской системы устойчиво снижалась - с 12.2% в середине
1997 г. до 9,6 на 1.01.98 и до 6,9% на 1.08.98г.
Смена российского правительства и неадекватная реакция властен
на бюджетно-долговые проблемы привели к тому, что международные
инвесторы стали разочаровываться в стабильности российской экономики.
В результате сперва рост стоимости российских ценных бумаг
приостановился, а затем начались их падение. Главным фактором,
обусловливающим развитие ситуации на рынке российских долговых
обязательств, было недоверие к государству как надежному заемщику.
Вслед за государством негативное отношение внешних инвесторов
сказывалось и на всей экономике - российские банки и предприятия
начали сталкиваться с затруднениями при пролонгации полученных ранее
кредитов, необходимостью все чаще вносить страховые платежи.
В середине июня под
влиянием устойчивого падения цен на рынке ГКО-ОФЗ Минфин России принял
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|