Волго-Вятский экономический район
нефтеперерабатывающего завода и поступлением газа из Уренгоя. Это позволило
сократить использование твердых видов топлива. Основная часть
электроэнергии в регионе вырабатывается тепловыми электростанциями
небольшой мощности. Гидроэнергетика представлена двумя электростанциями:
Чебоксарской (1 430 тыс. кВт) и Нижегородской (520 тыс. кВт).
Энергетический дефицит покрывается поступлением электроэнергии из
Объединенной энергетической системы европейской части страны.
К отраслям, дополняющим промышленный комплекс региона, относят и
черную металлургию, которая частично обеспечивает потребности
машиностроительных предприятий региона в металле. Металлургический комплекс
представлен передельными заводами в Выксе, Кулебаках, Омутнинске, Нижнем
Новгороде и малой металлургией крупных машиностроительных предприятий,
например АО «Красное Сормово» и др.
Регион имеет развитую базу строительного комплекса. Предприятия по
производству строительных материалов размещены главным образом в
Нижегородской области и Республике Мордовия. Из местных сырьевых ресурсов
наиболее широко используются стекольные пески. Борский стекольный завод
специализируется на производстве дефицитного стекла для автомобилей и
оконного стекла.
Планируется строительство гипсово-ангидридного комбината в Чувашии.
Мощность его составит 1 млн т в год. По количеству добываемого гипса он
будет занимать 2-е место в мире. Потребность строительства в ряде
строительных материалов за счет местного производства покрывается не
полностью. Особенно остро ощущается дефицит прогрессивных строительных
материалов и конструкций — легких бетонов, асбоцементных панелей,
деревянных, клееных, а также стальных конструкций. [8, с.102]
Легкая промышленность региона опирается на местную сырьевую базу.
Кожевенное производство сложилось в Нижегородской области (Богородск),
меховое и овчинно-шубное — в Кировской (Слободское). Предприятия по
производству пеньки и шпагата размещены в Нижегородской области (Горбатов)
и Мордовии (Саранск), льняных тканей — в Нижнем Новгороде. Используя
привозной хлопок, развивается хлопчатобумажная промышленность в Чувашии.
Далеко за пределами региона известны изделия декоративно-прикладного
искусства из дерева — хохломская, Городецкая роспись (Нижегородская
область), глины — дымковская игрушка (Киров).
4.2. Сельскохозяйственный комплекс
Сельское хозяйство Волго-Вятского района располагает значительным
потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит
6,4% валовой продукции сельского хозяйства России. Он специализируется на
молочно-мясном животноводстве, картофелезерновом растениеводстве,
льноводстве.
В связи с переходом экономики к рыночным отношениям происходят
изменения и в сельскохозяйственном производстве. Получают развитие новые
формы хозяйствования на селе: арендные отношения, фермерское движение.
Созданию фермерских хозяйств способствовало принятие законов о земле и
землепользовании в Российской Федерации. Наибольшее развитие фермерское
хозяйство получило в Нижегородской области. Вклад фермерских хозяйств в
производство товарной продукции сельского хозяйства пока невелик и
составляет не многим более 1% от валовой продукции сельского хозяйства
региона. Однако продуктивность скота и урожайность сельскохозяйственных
культур в них значительно превышают производительность в общественном
секторе. [4, с.15]
Сельскохозяйственные угодья региона занимают 40% общей площади. На
долю пашни приходится 75% сельхозугодий, 25% занимают луга и пастбища.
Наибольшее развитие сельское хозяйство получило в правобережной части
региона, где площади пашни в два раза превышают пахотные земли Заволжья. В
структуре посевных площадей Волго-Вятского региона доля зерновых культур
составляет почти 55%, что в значительной степени определяет характер всего
сельскохозяйственного производства. Наибольший зерновой клин приходится на
Кировскую область — больше половины и Республику Мордовия — около 3/5 всей
их посевной площади. Среди продовольственных культур лидируют озимая и
яровая пшеница, а также рожь. Фуражные культуры представлены ячменем и
овсом. В перспективе предполагается усиление специализации региона на
производстве более продуктивных фуражных зерновых культур, таких, как
озимая рожь, ячмень, овес, наиболее приспособленных к климатическим
условиям региона. Широкое развитие получило картофелеводство. Производство
картофеля в регионе отличается низкой себестоимостью, невысокими затратами
труда, что позволяет расширить площади возделывания данной культуры.
Из технических культур главной является лен-долгунец. Вместе с тем в
последние десятилетия отмечаются сокращения посевных площадей под этой
культурой, что вызвано низкой урожайностью и высокими затратами труда. Для
производства льна необходимы специализированная техника, применение
интенсивных технологий.
Важное значение в регионе имеет животноводство, которое широко
представлено во всех административно-территориальных единицах района.
Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона располагает сетью
перерабатывающих предприятий. Существенное расширение сырьевой базы
перерабатывающих предприятий было связано как с ростом производства сырья,
так и с увеличением доли закупок в общем объеме производства. Однако
предприятия перерабатывающих отраслей АПК региона имеют высокую степень
изношенности основных промышленно-производственных фондов, слабую
техническую оснащенность. Подавляющая часть предприятий построена до 1975
года, а свыше трети из них — в довоенный период.
Развитие перерабатывающих отраслей АПК требует крупных инвестиций на
реконструкцию и техническое перевооружение. [4, с.16]
Характерные процессы замедления развития экономики страны за
последние 20 лет отразились и на хозяйственной деятельности региона.
Экономический кризис 1990-х годов определил существенный спад производства
во всех отраслях и сферах Волго-Вятского региона.
4.3. Транспорт и экономические связи
Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта —
железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным, воздушным.
Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого
приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского
региона минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности
транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный
удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и
сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится
около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы
региона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция
машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают
древесина и строительные материалы. Система широтных железнодорожных
магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий
транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами
России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным,
Поволжским, Уральским районами России. [11, с.131]
Географическое положение Волго-Вятского района на Волжской магистрали
с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает
благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его
взаимодействия с железнодорожным. Нижегородский водно-транспортный узел
является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную
дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента,
строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо-Кавказского,
Центрального и других регионов европейской части. С железной дороги на
водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных
химических грузов, металлического лома, различных видов машин и
оборудования.
Во внутренних грузоперевозках района широко используется
автомобильный транспорт. Однако недостаточная протяженность автомобильных
дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает
развитие внутрирегиональных перевозок.
Все большее место в грузообороте региона занимает трубопроводный
транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от
Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не
только поволжская, но и сибирская нефть.
Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный
газ из Западной Сибири и Поволжья.
Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности
определило превышение ввоза продукции над вывозом. [11, с.132]
Волго-Вятский регион имеет недостаточно развитую внешнеэкономическую
деятельность. Главным экспортером региона выступает Нижегородская область,
на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок. Активному выходу
района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невысокий
уровень научно-технического развития производства, несовершенство форм и
методов включения хозяйства региона во внешнеэкономические связи. Почти
половина экспортных поставок региона приходится на машиностроение, что
соответствует структуре его промышленного производства. Вместе с тем
выпускаемая продукция машиностроительных предприятий района в большинстве
случаев имеет невысокое качество и не отвечает высоким требованиям мировых
стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик,
краев и областей в международном разделении труда, более полно учитывающий
местные особенности и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный на
широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.
5. Территориальная организация хозяйства
Характерной особенностью территориальной организации хозяйства
Волго-Вятского экономического района является значительная неравномерность
в размещении производительных сил. Ядром экономического развития региона
выступает Нижегородская область. Ее производственный профиль определяют
автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с
ними предприятия других отраслей промышленности. Однако отмечается снижение
удельного веса области в хозяйственном комплексе Волго-Вятского региона.
Это связано с тем, что высокие темпы промышленного развития отмечались в
республиках региона. Так, в Чувашской Республике определяющими темпами
развивались отрасли квалифицированного машиностроения — электротехника и
приборостроение; в Республике Мордовия — светотехника, цементное и
резинотехническое производство; в Республике Марий Эл — приборостроение и
радиоэлектроника.
Кировская область по объемам промышленного производства занимает
второе место в районе. На долю ее приходится 18% объемов промышленного
производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в
области являются машиностроение, в том числе электронное, производство
бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-
бумажная, химическая и пищевая.
В экономике Республики Марий Эл преобладает промышленность. В
структуре промышленного производства на долю машиностроения приходится
свыше 1/4 объемов промышленного производства республики. В структуре
машиностроения наибольший удельный вес приходится на сложные и наукоемкие
отрасли, такие, как радиоэлектроника и приборостроение. В республике
производится 61% всего отечественного торгово-холодильного оборудования. На
долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
приходится 13%. [5, с.254]
Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным. В ней наряду
с промышленностью высокий уровень развития имеет и агропромышленный
комплекс. Ведущей отраслью промышленности в республике является
машиностроение, на долю которого приходится более 50% объемов производимой
продукции промышленности республики. Среди отраслей машиностроения
выделяются приборостроение, светотехника, производство полупроводников.
Велика доля пищевой промышленности — почти 1/5 всей промышленной продукции
республики.
В Чувашской Республике в структуре производства промышленной
продукции на долю машиностроения приходится свыше 1/3 объемов промышленного
производства. Здесь производятся ткацкие станки и электропогрузчики,
бульдозеры. Среди машиностроительных предприятий Республики выделяется АО
«Промтрактор» — единственное в России и Европе предприятие по производству
мощных тракторов многопрофильного использования, применяемых в
угледобывающей, золотодобывающей промышленности и газовой отрасли. В
структуре промышленного комплекса выделяются также легкая, пищевая и
химическая отрасли.
Основное промышленное производство сконцентрировано в республиках в
столичных городах. Малые и средние города Волго-Вятского района развиты
слабо.
На территории Волго-Вятского региона в последние годы получили
развитие промышленные узлы. Так, Саранско-Рузаевский промышленный узел
сформировался в Республике Мордовия на базе развития светотехники,
приборостроения и других отраслей машиностроения. Формированию
Чебоксарского промышленного узла в Чувашской Республике'способствовало
строительство Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината
с сопутствующими производствами. Волжский промышленный узел в Республике
Марий Эл возник на базе развития деревообработки и различных видов
машиностроения. [5, с.255]
Заключение
Проведение экономических реформ и формирование рыночных отношений,
предоставление большей самостоятельности областям и республикам требуют
учета региональной специфики во всех направлениях экономического и
социального развития районов.
Одними из главных задач регионального развитая являются изменение
промышленной структуры, особенно в Нижегородской области с высокой
концентрацией предприятий оборонного комплекса, а также реконструкция
предприятий тяжелой индустрии путем конверсии оборонных гражданских
отраслей.
Необоснованно низкий уровень в отраслевой структуре легкой и пищевой
промышленности требует изменений в инвестиционной политике, т. е.
увеличения капиталовложений на развитие этих отраслей, что могло бы
обеспечить потребности населения в необходимых товарах народного
потребления и продуктах питания.
С развитием рыночных отношений в АПК шире используются новые формы
хозяйствования: появляется больше фермерских хозяйств, внедряются арендные
формы, получают развитие личные подсобные хозяйства. Усиливается
специализация региона на более продуктивных зерновых культурах, активнее
проводится приватизация перерабатывающих предприятий района и
восстанавливаются нарушенные хозяйственные связи.
Необходима модернизация инфраструктурных объектов, современное
состояние которых не обеспечивает в должной степени развитие рыночных
структур в районе.
Стимулирование развития экспортных и импортзаменяющих производств
позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского
района.
Регион располагает большими возможностями для создания технополисов
как региональных центров внедрения достижения отечественной и мировой
науки.
Список литературы
Бизнес-карта – 95. Промышленность. Регион Россия. Волго-Вятский район.
Т.12. – М.: Бизнес-карта, 1995.
Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. – М.: Академия, 1998.
Волго-Вятский экономический район. //Вестник экономики. 1997. - №14, июль.
– С. 23-25.
Волго-Вятский экономический район. //Вестник экономики. 1998. - №5, март. –
С. 15-16.
Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. –
М.: ЮНИТИ, 1999.
Прогнозы, проблемы, мнения. Волго-Вятский экономический район.
//Информационно-аналитический журнал Дайджест - Финансы. 1998. - №1 (37),
январь. – С. 22-24.
Региональная экономика. Учебное пособие для вузов. /Под ред. проф.
Морозовой Т.Г. – М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1995.
Региональная экономика: Учебник для вузов; под ред.проф.Т.Г.Морозовой – 2-е
изд. переработанное и дополненное – М.: ЮНИТА, 2000.
Регионоведение. Учебное пособие для вузов. /Под ред. проф. Морозовой Т.Г. –
М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1998.
Регионы России: Информационно-статистический сборник. В 2 томах.
/Госкомстат России. – М., 1997. – 666 с.
Экономическая география России: Учебник Т.Г.Морозова, М.П.Победина,
С.С.Шишков. М.: ЮНИТИ, 2000.
Экономическая география России: Учебник; Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А.,
Семенов С.П. – М.: Гардарика. Литературное издательское агентство «Кафедра
- М», 1999.
Экономическая и социальная география России. Учебник для вузов. /Под ред.
проф. Хрущева А.Т. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1997.
Страницы: 1, 2
|