Страны ОПЕК
Страны ОПЕК
Министерство Общего и Профессионального Образования РФ
Тамбовский Государственный Технический Университет
Кафедра «Экономики и управления»
Реферат по мировой экономике
на тему:
«Страны ОПЕК и их внешнеэкономические связи»
выполнила студентка
экономического
факультета
группы Ф – 31
Борисова М. В.
Проверил: Молибог Ю. И.
Тамбов.
1999.
Содержание.
1. Введение
2. Экономическая и политическая деятельсть ОПЕК.
3. Взаимоотношения между странами Персидского залива.
* Страны Персидского залива
* Ирано-иракский конфликт.
* Система безопастности.
* Западная Европа и Персидский залив
4. Иран – страна ОПЕК.
5. Заключение.
Введение.
Почти в центре Вены на берегу реки расположилась штаб-квартира
Организации стран — экспортеров нефти, которую хорошо знают в мире по
сокращенной аббревиатуре — ОПЕК.
Для тех, кто входит в здание Секретариата ОПЕК, первое, что
привлекает внимание, это 2,5х5 метров настенное панно "Вода жизни"
(гравировка по тиковому дереву), ставшее своеобразным мифологическим
воплощением деятельности организации. В 1994 году Индонезия преподнесла его
в дар ОПЕК. На панно изображено индонезийское божество Бхима (воплощение
ОПЕК), держащее сосуд с "водой жизни" (воплощение нефти) в окружении
многочисленных персонажей (страны мира). В соответствии с легендой,
духовный наставник поручил Бхиме отыскать "воду жизни", и последнему
пришлось предпринять множество усилий, прежде чем поручение было выполнено.
Создатели произведения считают, что трудности, с которыми пришлось
столкнуться Бхиме в своих поисках, во многом созвучны с проблемами,
возникавшими перед ОПЕК за годы ее существования в плане нахождения смысла
ее деятельности во благо народов стран — членов организации и
международного сообщества в целом.
Для многих ОПЕК по-прежнему остается и загадкой, и символом больших,
а в конце 70-х годов очень больших денег, когда цена на нефть достигала
более 20 долларов за баррель.
ОПЕК была создана в соответствии с резолюцией конференции
представителей правительств Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и
Венесуэлы, состоявшейся в Багдаде в сентября 1960 года. Поэтому число пять
в ОПЕК символизирует пятерку стран — основателей этой международной
организации. Позднее ее членство выросло до II за счет Катара, Объединенных
Арабских Эмиратов, Ливии, Алжира, Нигерии и Индонезии.
Устав ОПЕК, утвержденный в Каракасе в 1961 году, был полностью
пересмотрен в 1965 году, и позже в него неоднократно вносились поправки.
Все одиннадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов
своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран,
представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные
доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для
остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от
самого низкого — 48 процентов в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами
до 97 процентов в Нигерии.
На долю ОПЕК сейчас приходится добыча 29 млн. баррелей нефти или
около 40 процентов ее мирового производства. По оценкам генсекретаря ОПЕК,
эта доля возрастет к 2010 году до 45 процентов и достигнет более 50
процентов к 2020 году. Организация преследует следующие цели:
— Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
— Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных
средств защиты их интересов.
— Изыскание способов и средств обеспечения стабильности цен на
мировых рынках нефти с целью недопущения их ненужных и наносящих ущерб
колебаний.
— Постоянное уделение должного внимания интересам стран —
производителей нефти и необходимости обеспечения: — устойчивых доходов
стран — производителей нефти; — эффективного, рентабельного и регулярного
снабжения стран-потребителей;
— справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность;
— охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
Иными словами, речь идет о том, чтобы объединенным фронтом защищать
свои экономические интересы. По сути, ОПЕК положила начало
межгосударственному регулированию в энергетической сфере применительно к
мировому нефтяному рынку.
Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны,
чьи заявки на прием были одобрены конференцией.
Любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую
нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов,
может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено
большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.
Высшим органом является Конференция министров нефти стран ОПЕК,
созываемая не реже двух раз в год. Она, как правило, привлекает к себе
самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на
мировом нефтяном рынке. Конференция определяет основные направления
политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает
решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а
также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по
любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция
образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как
правило, — это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики).
Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.
В настоящее время влиятельный пост президента Конференции занимает
министр энергетики и шахт Алжира Ю.Юсфи. Генеральный секретарь,
возглавляющий Секретариат ОПЕК, — Р.Лукман, бывший министр иностранных дел
Нигерии, а также нефтяных ресурсов этой страны. Политик, сильный экономист,
умелый и тонкий дипломат.
Ввиду растущего глобального спроса на нефть в абсолютном выражении,
во все большей степени удовлетворяемого производителями нефти, не
являющимися членами ОПЕК, организация в интересах достижения своих целей и
реализации инициатив по содействию стабилизации международного рынка нефти
обсуждает вопросы взаимодействия и с нечленами ОПЕК.
С 1991 года ОПЕК, ИПЕК (независимые страны — экспортеры нефти),
Европейский союз и Международное энергетическое агентство проводят встречи
по обмену информацией в области энергетики, промышленного сотрудничества,
экологических проблем, использования рыночных механизмов и транспарентности
нефтяного рынка. Неформальные контакты осуществляются ОПЕК также с ведущими
транснациональными нефтяными компаниями и их ассоциациями на различных
конференциях и форумах. Важную роль в поддержании таких контактов играет
Центр глобальных стратегических исследований ОПЕК в Лондоне.
Экономическая и политическая деятельность ОПЕК.
На волне высоких доходов от нефти в 1976 году ОПЕК создала Фонд
международного развития ОПЕК — многосторонний финансовый институт в области
развития. Его штаб-квартира также расположена в Вене. Фонд призван
содействовать сотрудничеству между государствами — членами ОПЕК и другими
развивающимися странами. Международные институты, чья деятельность приносит
пользу развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны
могут пользоваться помощью фонда. Фонд ОПЕК предоставляет займы (на
льготных условиях) трех видов: для проектов, программ и поддержки
платежного баланса. Ресурсы состоят из добровольных взносов государств-
членов и прибылей, полученных за счет инвестиционных и кредитных операций
фонда.
Роль ОПЕК в мировых нефтяных делах общеизвестна. Кстати, 2000 год для
ОПЕК во многом этапный — страны-члены планируют отпраздновать сорокалетний
юбилей своей организации.
Разведанные запасы нефти в мире к началу 1999 года превышают триллион
баррелей[1]. Правда, существуют и другие цифры. На долю стран ОПЕК, по
имеющимся оценкам, приходится 77 процентов этих запасов. По мнению
опековских экспертов, при нынешнем уровне производства нефти запасы в
странах ОПЕК могут быть исчерпаны через 85—90 лет, в то время как у других
производителей — в ближайшие 20 лет. Этот прогноз, разумеется, может
претерпеть изменения в случае наращивания интенсивного применения новейших
технологий. Однако дает представление о тенденциях.
Как следует из оценок мирового энергетического обзора (МЭО-98), нефть
будет продолжать доминировать в мировом потреблении энергии, причем
возрастет доля ее использования на транспорте. Потребление природного газа,
как предполагается, существенно увеличится и к 2020 году сможет достигнуть
уровня потребления угля. Производство и потребление ядерной энергии
стабилизируется; доля гидро- и иных возобновляемых источников будет
неуклонно расти, но при этом оставаться на достаточно низких уровнях.
Ожидается, что общий спрос на энергию будет расти на 2 процента в год, а
экономическая активность — на 3,1 процента в год. Выбросы 002 в атмосферу
будут увеличиваться вместе с ростом первичного спроса на энергию, но при
этом несколько быстрее, чем это наблюдалось раньше. Факторами,
способствующими этому увеличению, следует считать стабилизацию производства
ядерной электроэнергии и продолжающийся быстрый рост использования угля в
Китае и других странах Азиатского региона.
Механизм регулирования ОПЕК мирового рынка нефти схематично предельно
прост. Он заключается в установлении суммарного лимита добычи нефти для
стран-членов, корректировки этого лимита с учетом положения дел с ценами на
мировом нефтяном рынке, распределения общего лимита между странами-членами
и контроля за соблюдением установленных квот.
В марте 1999 года на Конференции был принят лимит добычи в 22 976 000
баррелей в день. Разбивка по странам представляет собой следующую картину:
Саудовская Аравия — 7 438 000, Иран — 3 359 000, Венесуэла — 2 720 000, ОАЭ
— 2 000 000, Нигерия — 1 885 000, Кувейт - 1 836 000, Ливия — 1 227 000,
Индонезия — 1 187 000, Алжир — 731 000, Ирак — сейчас не квотируется, Катар
— 593000.
Такая схема, учитывая роль стран ОПЕК в мировых нефтяных делах,
призвана держать рынок стабильным.
Однако в конце 1997 года началось падение цен на нефть, а в 1998 году
мировой рынок нефти охватил беспрецедентный кризис. Аналитики и эксперты
приводят множество различных причин этого резкого падения цен на нефть.
Многие склонны возлагать всю вину на решение ОПЕК, принятое в конце ноября
1997 года в Джакарте (Индонезия), о повышении потолка добычи нефти,
вследствие чего на рынки якобы были выброшены дополнительные объемы нефти,
и произошло понижение на нее цен.
Однако, по мнению генерального секретаря ОПЕК Р.Лукмана, подобный
упрощенный и имеющий своей целью ввести в заблуждение подход представляет
собой не что иное, как попытку сделать из ОПЕК "козла отпущения". Он
приводит следующие цифры: в 1998 году (с января по октябрь) производство
нефти странами — членами ОПЕК в среднем составило 27,8 млн. баррелей в
день, причем в октябре оно упало ниже 27 млн. баррелей в день. Тот факт,
что эти показатели, даже с учетом больших, чем ожидалось, объемов нефти из
Ирана, оказались ниже уровня производства ОПЕК в октябре — ноябре 1997 года
(то есть до упомянутой встречи в Джакарте), наглядно, по мнению
генсекретаря ОПЕК, свидетельствует о том, что это решение ОПЕК никак не
способствовало накачиванию рынков избыточной нефтью.
Р.Лукман считает, что на самом же деле проблема заключается в том,
что ценовой кризис в нефтяной индустрии имеет непосредственное отношение
как к предложению, так и спросу. Азиатский финансовый кризис привел к
резкому падению темпов роста спроса на нефть в регионе, который ранее в
этом отношении являлся мировым лидером. Кризис этот приобрел такие
масштабы, что показатели прогнозов мирового экономического развития на 1998
год были пересмотрены и понижены с 3,5 процента (прогноз, сделанный в конце
1997 года) до 2,2 процента в настоящее время, причем тенденция к их
дальнейшему пересмотру в нижнюю сторону вполне может сохраниться и дальше.
Результатом такого падения явилось снижение спроса на нефть в мировом
масштабе. Видимо, с этой логикой можно согласиться.
Есть также и ряд других факторов, влияющих на динамику изменения цен,
среди которых можно назвать погодные условия и уровень имеющихся запасов
нефти в странах-потребителях. Например, зима 1997/1998 года, выдавшаяся в
северном полушарии теплее, чем обычно, повлекла за собой определенное
снижение спроса на топливо. Более того, с расчетом на холодную зиму были
сделаны соответствующие запасы нефти, однако, поскольку эти ожидания не
оправдались, отпала необходимость в их полном использовании, в результате
чего в 1998 году эти запасы оказались на рекордно высоком уровне, тем
самым, в свою очередь, оказав понижающее давление на динамику цен. К тому
же возросший уровень экспорта нефти из Ирака, ставший возможным в
соответствии с мандатом ООН, также оказался выше, чем ожидалось ранее.
Весьма интересны оценки опековских специалистов тех изменений,
которые происходят в нефтяном мире за последние годы. Меняется сам рыночный
механизм, в котором фьючерсные сделки играют все большую роль. Этому
активно способствует компьютеризация. Детальная информация со всех уголков
мира сейчас, как никогда, доступна для анализа. В результате рынки стали
транспарентными. Компьютеры революционизировали точность оценки уровней
запасов, переработки, выпуска конечной продукции, а также отслеживание
передвижения нефтяных танкеров. Все эти изменения в сочетании со
стремлением минимизировать "связанность капиталов" привели к заимствованию
нефтеперерабатывающей промышленностью у автомобильной принципа "брать,
когда нужно". По мнению экспертов ОПЕК, это тоже внесло свою лепту в
понижение цен на нефть за последние 18 месяцев и добавило неопределенности
в инвестиционный климат.
В результате цены на нефть упали до 9—10 долларов за баррель. По
неофициальным данным, потери стран ОПЕК за это время составили 50 млрд.
долларов, России — около 9 млрд. долларов.
На 1997 год пришлись первые контакты постпредства России при
международных организациях в Вене с руководством ОПЕК. Дополнительно
изучалась политика организации, прошли углубленные беседы с руководством
организации. Объективно Россия, являясь одним из крупнейших в мире
производителей и экспортеров нефти, была заинтересована в поддержании
стабильности на мировом нефтяном рынке. Таким образом, для диалога была
основа.
Контакты показали, что страны ОПЕК открыты для взаимодействия. Более
того, они заинтересованы в подкреплении своих усилий по стабилизации рынка
со стороны нечленов ОПЕК — стран крупных производителей и экспортеров
нефти.
24 июня 1998 года состоялась 105-я конференция стран — членов ОПЕК.
Россия впервые приняла участие в этом мероприятии в качестве наблюдателя. В
этом же качестве были Мексика и Оман.
Обмен мнениями с аналитиками Секретариата ОПЕК показал, что низкий
уровень цен на нефть с некоторым повышением может сохраниться до конца
года, если сокращения стран ОПЕК, как и не входящих в эту организацию
стран, не будут достаточно глубокими. Ситуация на рынке была такова, что
практически полностью заполненные хранилища стратегических и торговых
запасов стран — основных потребителей создавали дополнительные трудности на
пути стабилизации рынка нефти.
Страны ОПЕК заявили о сокращении объема производства нефти на 1,355
млн. баррелей в день. Мексика — на 100 тыс. баррелей в день. Россия со
своей стороны объявила о решении сократить свой экспорт на 100 тыс.
баррелей в день. Цифра включала в себя объявленные в Москве сокращения в
размере 63 тыс. баррелей в день, а также учитывала сокращение экспорта
наших нефтепродуктов в Европу. Таким образом, общий объем сокращений стран
ОПЕК с марта 1998 года составил 2,6 млн. баррелей в день, нечленов ОПЕК —
500 тыс. баррелей в день. Всего — 3,1 млн. баррелей в день. Решения
вступили в силу с 1 июля 1998 года и действуют в течение года, то есть до 1
июля 1999 года.
На двустороннем уровне в ходе июньской конференции была достигнута
договоренность об углублении практического сотрудничества Россия — ОПЕК,
включая обмен информацией. В частности, речь шла об организации круглого
стола по перспективам развития мирового нефтяного рынка. Эта договоренность
была конкретизирована в ноябре 1998 года в ходе 106-й конференции. Тогда же
было решено начать издание при поддержке ОПЕК и Минтопэнерго специального
ежемесячного бюллетеня "Интерпетролеум": обзор мировых энергетических
рынков". Как ни странно, при некотором перенасыщении российского рынка
разного рода информацией аналитических материалов ОПЕК, содержащих
серьезный анализ мирового нефтяного рынка и его тенденций, до сих пор не
было.
В приветственном послании генерального секретаря ОПЕК Р.Лукмана
изданию высказывались пожелания "успехов в предпринимаемых им усилиях по
обеспечению руководящих кругов российской нефтяной индустрии новейшей
информацией о ходе развития нефтяных рынков мира, что, в свою очередь,
будет способствовать росту взаимопонимания и созданию позитивных
возможностей для дальнейшего и более тесного сотрудничества в предстоящие
годы.
В феврале 1999 года в Вене был проведен первый "круглый стол"
"Россия—ОПЕК" с участием министра топлива и энергетики и генсекретаря ОПЕК.
В центре дискуссии находились вопросы, связанные с перспективами развития
мирового нефтяного рынка, ценами на нефть, общими тенденциями развития
мировых энергетических рынков, проблемами природоохранного характера, в том
числе имеющими отношение к Ки-отскому протоколу. С российской стороны во
встрече приняли самое активное участие ведущие нефтяные компании, а также
ряд банков.
На круглом столе эксперты ОПЕК отмечали, что не берутся
прогнозировать развитие ситуации на энергетических рынках, и говорили лишь
о возможных сценариях. Наиболее реалистичный из них, на их взгляд,
базируется на росте мировой потребности в энергии и росте мировой экономики
1,5 процента в год. В результате к 2010 году цены на нефть могут подняться
до 19,4 доллара за баррель, а к 2020 году — до 22,5 доллара за баррель (в
долларах 1998 года). В зависимости от глобальных последствий финансово-
Страницы: 1, 2, 3
|