рефераты скачать

МЕНЮ


СЭЗ в России

СЭЗ в России

ВСЕРОСИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Менеджмент и Маркетинг

ДОКЛАД

ПО РЕГИОНОВЕДЕНИЮ НА ТЕМУ: «Проблемы создания и функционирования свободных

экономических зон в России».

Руководитель: Семикина Г.Ю.

Исполнитель: Прилепкин И.Б.

ГМУ, гр. 411

МОСКВА

1999 г.

План.

Введение.

1. Основные виды свободных экономических зон (СЭЗ) в мировой практике.

2. Свободные экономические зоны в России.

1. Социально-экономическая сущность СЭЗ.

2. Предпосылки и цели создания СЭЗ.

3. Практический опыт функционирования СЭЗ на примере Калининградской

области.

3. Проблемы функционирования СЭЗ в России.

1. Правовые проблемы.

2. Социально-экономические проблемы.

3. Геополитические проблемы.

4. Перспективы развития СЭЗ.

Заключение.

Введение.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую

хозяйственную практику и функционируют во многих странах мира, в том числе

в странах «ближнего зарубежья» и бывшего соцлагеря. В настоящее время, по

различным данным, в мире от 2 до 4 тыс. СЭЗ, их товарооборот к 2000 году

может составить до трети общемирового.

Свободные экономические зоны существуют почти во всех промышленно

развитых странах. Причем в Соединенных Штатах Америки их численность

самая большая - более 200. Помимо старейшей и крупнейшей СЭЗ в Нью-

Йорке, они организованы в Бостоне, Чикаго, Кливленде, Сан-Франциско,

Сиэтле и в других городах. В 1992 году общая стоимость товаров, которые

были завезены и переработаны в этих зонах, достигла 93,8 млрд. долл., а в

конце 90-х годов - составила 130-150 млрд. долл. в год.

Большую популярность СЭЗ завоевали и в развивающихся странах. Если к

1981 г. них было создано 96 таких зон, то за последующее десятилетие число

их превысило 300 и продолжает нарастать. Общая занятость на предприятиях,

зарегистрированных этих зонах, превысила 3 млн. человек.

Вместе с тем, наблюдались случаи, когда создание СЭЗ не только не

оправдывало себя, но и наносило ущерб хозяйствующим и управляющим

субъектам. Так, создание в Шри-Ланке, Сенегале и других странах разного

рода СЭЗ не только не увенчалось успехом, но многие из этих зон в настоящий

момент вообще перестали функционировать. Отдельное место в этом списке

занимают российские СЭЗ, чья роль в экономике страны до сих пор однозначно

не определена. Как отмечается в (28, стр. 2) ни одна из ныне существующих в

России зон не соответствует в полной мере тем требованиям, которые

предъявляются в международной практике к такого рода образованиям.

При этом неоднозначен и социально-экономический эффект, полученный от

создания свободных зон в нашей стране, и споры об их роли в экономике

России не утихают и по сей день. Рассмотрение, как мирового, так и

собственного опыта, накопленного по данной проблеме, поможет определить

место и перспективы развития СЭЗ в экономико-политической жизни России.

1. Основные виды свободных экономических зон в мировой практике.

Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных

процедур (Киото, 18 мая 1973 г.) установлено понятие свободной зоны

(«зоны-франко»), под которой понимается часть территории страны, на которой

товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной

таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному

контролю и налогообложению.

По определению Международной ассоциации развития свободных

экономических зон (МАРСЭЗ), созданной в 1990 г. СЭЗ является особым

территориально-хозяйственным образованием, как правило, открытым для

финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующим

экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию,

специально создаваемому путем дополнительного делегирования ему

федеральными и муниципальными органами России прав и полномочий с жестко

закрепленными и соблюдаемыми границами, с собственным зональным

законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления (22).

На современном этапе более актуальна трактовка СЭЗ, как инструмента

выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в

экономические процессы. Эта формулировка понятия «свободная зона»

охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального

режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это «не только и

не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть

национального экономического пространства, где введена и применяется

определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его

частях» (31, стр.126).

Организационная структура СЭЗ достаточно многообразна, как

многообразны и цели, преследуемые при их создании. Иногда довольно трудно

классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку она обладает чертами

многих зон. Среди наиболее распространенных в мире СЭЗ можно выделить

следующие:

1. Зоны свободной торговли (ЗСТ). Их создание предусмотрено специальным

законом США 1934 года, целью которого было поощрение торговли,

ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Законом

установлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть

создана, по крайней мере, одна свободная внешнеторговая зона. К числу

ЗСТ можно отнести специальные магазины «Дьюти фри» в крупных

международных аэропортах. С точки зрения финансового режима, они

рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К

ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани со льготными

торговыми режимами.

2. Специальные таможенные зоны (СТЗ), как одна из простейших форм

экономических зон, представляют собой транзитные или консигнационные

склады для хранения, упаковки и незначительной обработки иностранных

товаров, предназначенных для экспорта. СТЗ освобождаются от таможенных

пошлин на ввоз и на вывоз товаров. Они имеются во многих странах.

3. Специальные торгово-промышленные зоны представляют собой территории со

льготным торговым режимом, где существует ряд преференций для

инвестирования, развития промышленного производства, экспорта

продукции.

4. Зоны экспортной переработки (ЗЭП), характеризуются как анклавы в

рамках национальной таможенной территории, обычно расположенные

неподалеку от международных портов, в которые оборудование, компоненты

для сборки и материалы поступают без таможенного контроля.

Импортируемая продукция подвергается в ЗЭП промышленной обработке и

затем экспортируется без вмешательства таможенных властей принимающей

стороны. Выплата таможенной пошлины не требуется, за исключением

случая, когда эта продукция поступает на национальную таможенную

территорию принимающей стороны.

5. Зоны технико-экономического развития (ЗТЭР) создаются, как правило, в

качестве эталонных для национальной экономики по уровню организации

эффективного, высокотехнологичного производства. На предприятиях,

расположенных в ЗТЭР, широко используются современные методы

управления производством, прогрессивные методы организации и

маркетинга, разрабатываются передовые промышленные технологии.

Существенное распространение ЗТЭР получили в ряде развивающихся

стран.

6. Близким по организации и особенностям функционирования с ЗТЭР являются

Зоны развития новых и высоких технологий (ЗРНВТ). Наибольшее число

таких зон находится в США, Японии, Китае. В США их называют

«технопарками», в Японии - «технополисами», в других странах - бизнес

- инновационными центрами. В отличие от ЗТЭР, технопарки ориентируются

на развитие новейшей и высокой технологии, наукоёмкой продукции. В них

концентрируется значительный кадровый и инженерный потенциал,

занимающийся разработкой текущих и перспективных научно-прикладных

проблем, новых видов продукции и материалов. Самая известная в мире и

крупнейшая в США ЗРНВТ «Силикон-Велли» дает 20% мирового производства

средств вычислительной техники и компьютеров. Широко известные фирмы

«Интел» и «Майкрософт» также получили развитие в условиях ЗРНВТ.

7. Экономические зоны комплексного многоотраслевого назначения. Они

обладают практически всеми чертами других зон. Например, в СЭЗ

Шэньчжень (КНР) входят зоны свободной торговли и технопарк.

8. Открытые районы. Они охватывают территории, где создается льготный

инвестиционный режим для привлечения и иностранного капитала.

«Открытые районы», получившие широкое развитие в КНР, включают в себя

фактически весь приморский пояс страны и распространяются вглубь нее.

В этих районах размещаются зоны технико-экономического развития,

технопарки и экспортоориентированное производство.

9. Оффшорные зоны (ОЗ) привлекают клиентов благоприятным валютно-

финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой

секретности, лояльностью государственного регулирования. Наибольшее

распространение они получили в странах Британского содружества. В

мире насчитывается около трех десятков устойчивых и комплексных

центров оффшорной деятельности. К числу стран, где уже давно

функционируют оффшорные компании, относятся Панама, Нормандские

острова, Ирландия, Швейцария, и др. В последнее десятилетие ОЗ

появились в Израиле Мальте, Малайзии. Промышленные, торговые и

банковские компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению

(Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом.

Льготный режим в ОЗ определяется также отсутствием валютных

ограничений, свободным вывозом прибылей, отсутствием таможенных пошлин

и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и т.д. Для

стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных

иностранных инвестиций, увеличении доходов, создании дополнительных

рабочих мест, что, в целом, способствует развитию национальной

экономики.

Существуют два подхода к образованию свободных экономических зон.

Территориальная концепция образования СЭЗ подразумевает часть территории

принимающего государства, выделенную из остальной его территории и

пользующуюся специальным льготным режимом для расположенных на ней

предприятий. Режимная, или точечная концепция исходит из отождествления

зоны с преференциальным режимом, который предоставляется определенному виду

предпринимательской деятельности. При этом географическое местонахождение

субъекта хозяйственных отношений не имеет значения. При режимном подходе

образования СЭЗ в режиме зоны могут действовать отдельные конкретные

предприятия, подпадающие под преференциальный режим, предоставляемый

определенному виду зон.

Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких

пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических

условий той или иной страны. В развитых капиталистических странах СЭЗ

создаются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, с

недоразвитой инфраструктурой. Придавая таким районам статус зон,

правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранных

инвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие

имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также

обеспечения дополнительных рабочих мест. В новых индустриальных странах

Азии зональная политика является элементом промышленной и направлена на

создание отраслевых анклавов экономического роста (преимущественно

экспортных и научно-технических). В развивающихся странах, имеющих

невысокий уровень экономического развития при создании свободных

экономических зон, ставятся задачи привлечения иностранного капитала,

передовой технологии и управленческого опыта, стимулирования экспорта,

улучшения его структуры, увеличения занятости и подготовки

квалифицированных кадров, получения дополнительной валютной прибыли от

сдачи в аренду земли, помещений, предоставления коммерческих и других

услуг. В обобщенном виде создание СЭЗ направлено на достижение таких целей,

как:

1. привлечение передовых, по отношению к национальным технологий;

2. активизация экономики путем привлечения иностранного капитала;

3. поступление валютных активов и таким образом увеличение валютных

запасов;

4. насыщение внутреннего потребительского рынка;

5. повышение уровня занятости населения и квалификации рабочей силы;

6. создание современной рыночной инфраструктуры;

7. ускоренное развитие депрессивных районов;

8. приобретение мирового опыта в области управления экономикой,

международного предпринимательства.

Мировая практика предполагает два варианта создания СЭЗ. Вариант

«сверху» означает, что образование зоны происходит по инициативе

центральных властей и в рамках государственной программы (как, например, в

Южной Корее). Вариант «снизу», - создание СЭЗ в порядке рыночной

самоорганизации (Доминиканская республика, Польша). Более динамично

развивается второй вариант, в том числе при смешанном частно-

государственном финансировании. Предложения об учреждении свободной

экономической зоны направляются в специально уполномоченный государственный

федеральный или региональный орган, который после принятия решения об

учреждении зоны включается в работу по формированию условий ее создания.

Особое внимание при учреждении зон обычно уделяется таким критериям, как

выбор места, формирование социальной и производственной инфраструктуры,

отраслевая структура экономики региона.

2. Свободные экономические зоны в России.

2.1. Социально-экономическая сущность СЭЗ.

Понятие СЭЗ или, в первоначальном варианте, «зон свободного

предпринимательства» (ЗСП), стало для СССР актуальным в конце 80-х – начале

90-х годов. Советскими учёными при помощи экспертов ООН была разработана

единая концепция, учитывающая сложившийся в стране подход к проблеме

свободных зон, мировой опыт их функционирования и конъюнктуру

международного рынка. Предполагалось, что создаваемые ЗСП будут

способствовать активизации инициативы иностранных фирм в сфере производства

товаров, услуг, в торговле, а также в других видах деятельности на

территории СССР. Упор был сделан на плодотворный союз зарубежных капиталов

с отечественным научным потенциалом и высокими технологиями. В таких зонах

должны были быть организованы производство и сборка различных видов

продукции на основе применения иностранного оборудования, технологий и

материалов с использованием местной электроэнергии, сырья и рабочей силы.

Согласно этой концепции зоны свободного предпринимательства, сохраняя

в разумных пределах экспортную ориентацию, должны были в первую очередь

способствовать насыщению страны передовыми технологиями и

высококачественными товарами, освоению зарубежного опыта управления, новых

форм хозяйствования, освоению дополнительных инвестиций.

СЭЗ создавались как на приграничных, так и в глубинных территориях

страны, при этом предусматривалось создание режима наибольшего

благоприятствования, как для зарубежных инвесторов, так и для отечественных

предприятий. Обеспечение политических и экономических интересов Советского

Союза ставилось во главу угла при условии, в то же время, максимально

ускоренной интеграции в мировое хозяйство. ЗСП рассматривались, как некий

«шлюз» между реформируемой экономикой Союза и экономиками западных стран.

Хозяйственные потребности страны, а также интересы самого

эксперимента подсказывали целесообразность создания в России на основе

мирового опыта сразу нескольких типов таких зон:

1. комплексные зоны (производственного характера). Они формировались на

основе территориальных образований от муниципальных до уровня субъекта

Федерации. В них принимались меры по привлечению крупных инвестиций с

обязательным развитием необходимой инфраструктуры. В качестве примера

таких зон может быть приведена большая часть СЭЗ, созданных в России, в

том числе – СЭЗ в Калининградской области, Находке, республике Татарстан

и др.

2. внешнеторговые зоны (свободные таможенные зоны, транзитные зоны и зоны

экспортного производства) призваны обеспечивать рост валютных

поступлений, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в

аренду помещений, проведения выставок, перевалки грузов и их транзита. К

внешнеторговым зонам следует отнести прежде всего подмосковные

«Московский Франко-порт» (около аэропорта «Внуково»), «Шерри-зон» (около

аэропорта «Шереметьево») (9), «Франко-порт Терминал» (на территории

московского Западного речного порта) (10).

3. функциональные, или отраслевые зоны (технологические парки,

технополисы, туристические, страховые, банковские зоны и др.) выполняют

как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в

частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в

отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического

сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также

разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и

расширению экспорта. К отраслевым зонам научно-технического характера

относится СЭЗ в Зеленограде, которая должна специализироваться в

области микроэлектроники, информатики и связи; к зонам финансового

(«оффшорного») характера может быть отнесена зона экономического

благоприятствования в Ингушетии (18); к зонам туристско-рекреационного

типа - особая экономическая зона «Кавказские Минеральные Воды» (17).

Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является создание

благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные,

финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим по стране

экономико-правовым режимом для предпринимателей. Конкретные льготы и

преимущества имеют некоторые количественные отличия по различным СЭЗ, но по

существу они, как правило, сходны.

К наиболее распространенным льготам и привилегиям, предоставляемым в

СЭЗ, относятся:

1. полное или частичное освобождение от таможенных пошлин и других

сборов, ввозимых на территорию СЭЗ машин и оборудования, сырья и

компонентов для организации производства, а также прочих товаров,

освобождение от таможенных пошлин и других сборов вывозимых товарно-

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.