рефераты скачать

МЕНЮ


Северо - Западный экономический район

Северо - Западный экономический район

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Специальность: 06100 «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра экономики, финансов и информационных

технологий управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: Региональная экономика и управление

ТЕМА: Северо - Западный экономический район

Выполнил: Ильин А.А.

Группа 138

Преподаватель: Ткачев С.А. - старший преподаватель

кафедры экономики, финансов и информационных

технологий управления

Сыктывкар

2002

Северо - Западный экономический район

Северо - Западный район задирает площадь, составляющую 1,15%

территории России. Район граничит с Финляндией, Латвией, Эстонией и

Белоруссией и имеет выход в Балтийское море.

Численность населения района на 01.01.1999 г составляла 7,9 млн. чел.

- 5,4% от всего населения РФ. Доля городского населения почти - 87%.

Естественный прирост населения, на уровне 1998 г был кризисным - резко

отрицательным (-8 человек на 1000 жителей), достигавшим

максимальных отрицательных величин в Псковской и Новгородской областях (-

11,4 и -9,5 чел. на 1000 жителей).

В 1998 году в районе наблюдалась положительная миграция населения

(коэффициент +7 на 1000 жителей), выразившаяся также в превышении

численности прибывших в район над численностью выбывших на величину около

35 тыс. чел. (в 1996 г. до 42 тыс. чел.). Абсолютная численность населения

района сокращается и по прогнозу на 2010 г составит 7,2 млн. чел.

Таблица 1

Территория и численность населения Северо - Западного

района на 01.01.1999 г.

|Район, |Территория|Численност| | | |

| | |ь | | | |

| | |наличного | | | |

| | |населения | | | |

| | | | | | |

| | |(тыс. | | | |

| | |чел.) | | | |

|республики, | |Все |Городское |Сельское|число |

| | | | | |жителей |

|области |(тыс.км2) |Население |население |населени|на 1 км2 |

| | | | |е | |

|Северо- |196,5 |7916,8 |6854,6 |1062,2 |40,6 |

|Западный | | | | | |

|район | | | | | |

|г. Санкт- |85,9 |4697,6 |4697,6 |----- |74,7 |

|Петербург | | | | | |

|Ленинградская |85,9 |1674,0 |1103,1 |570,9 |74,7 |

|обл. | | | | | |

|Новогородская |55,3 |734,0 |520,1 |213,9 |13,4 |

|обл. | | | | | |

|Псковская обл.|55,3 |811,2 |533,8 |277,4 |14,8 |

Экономико-географическое положение Северо- Запада ухудшилось после

распада СССР, поскольку произошло "сужение" выхода РФ к Балтийскому морю,

были нарушены экономические и транспортные связи с бывшим Прибалтийским

экономическим районом, превратившимся в суверенные страны Балтии. Для

компенсации потерь необходима интенсификация хозяйства Северо- Запада,

дополнительное развитие транспортный и рыночный инфраструктуры, усиление

межрегиональных связей, как по направлению рынков Центральной России,

других ее регионов, так и по направлению рынков Северной и Западной Европы.

В отличие от сырьевого Севера Северо- Западный экономический район

является одним из индустриально развитых районов РФ и выполняет важную роль

Е формировании рынка, как крупнейший поставщик разнообразной промышленной

продукции, в первую, очередь, машиностроения, особенно сложного

наукоемкого. На долю региона к началу экономического кризиса 1990-х гг.

приходилось около 90% производимых в России гидравлических турбин и более

50% генераторов к турбинам. 18% дизелей, около 10% тракторов, 15% крупных

электрических машин, значительная часть судов, тяжелых и уникальных

станков, изделий радиоэлектроники, приборов) средств автоматизации и

различного оборудования, пятая часть всех фосфатных удобрений и товаров

бытовой химии, 12% серной кислоты, 11% бумаги, 10-12% чулочно-носочных и

трикотажных изделий, обуви. Ведущими отраслями промышленной специализации

здесь являются энергетическое, тракторное и сельскохозяйственное

машиностроение, приборостроение, электроника, судостроение, а также

производство фосфорных и азотных удобрений, бумаги, целлюлозы, мебели, а

также пищевой продукции.

Район беден природными ресурсами, за исключением лесных и водных.

Исключение составляют горючие сланцы, торф и сырьё для строительных

материалов. Доминирующие отрасли обрабатывающей промышленности

ориентируется на завоз сырья из других районов России, особенно из

Северного, откуда поступает основная масса топливных ресурсов, а также

проката черных металлов. В отраслях машиностроения производится более

четверти всей продукции региона. Выделяются отрасли транспортного

машиностроения, особенно судостроение, станкостроение, производство

энергетического и электротехнического оборудования, а также наукоемкие

отрасли точного машиностроения и приборостроения, в т.ч. электронная и

радиопромышленность - почти все предприятия в составе ВПК.

Следующая таблица характеризует особенности промышленной специализации

района.

Таблица 2

Отраслевая структура производства Северо- Западного района, сложившаяся к

концу 90-х годов

|№ |Отрасли промышленности |В (%) |

|1 |Промышленность – всего |100,0 |

|2 |Электротехника |11,7 |

|3 |Топливная промышленность |7,5 |

|4 |Черная металлургия |1,7 |

|5 |Цветная металлургия |3,5 |

|6 |Химическая и нефтехимическая промышленность |6,9 |

|7 |Машиностроение металлообработка |26,2 |

|8 |Лесная, деревообрабатывающая и |8,6 |

| |целлюлозно-бумажная промышленность | |

|9 |Промышленность строительных материалов |4,5 |

|10 |Стекольная и фарфоро- фаянсовая промышленность |1,2 |

|11 |Легкая промышленность |3,9 |

|12 |Пищевая промышленность |19,2 |

|13 |Мукомольная, крупяная и комбикормовая |2,6 |

| |промышленность | |

ТЭК района, в составе которого Ленинградская АЭС, несколько ТЭС и ГЭС,

в целом зависит от внешних поставок электроэнергии - из Центра РФ и Эстонии

(бывшей Прибалтийской ГРЭС). Киришский нефтеперерабатывающий завод

в Ленинградской области, ежегодно перерабатывающий свыше 1 млн. т. сырой

нефти, получает сырье из Северного, Западносибирского и других регионов РФ.

Предприятия лесохимического комплекса Северо- Запада: крупнейшие

Каменногорский ЦБК и Светогорская бумажная фабрика в Ленинградской области,

производят бумагу, картон и целлюлозу. Налажено также крупное товарное

производство деловой древесины, пиломатериалов, мебели и др. проекции

деревообработки. Значительная часть древесного сырья завозится из соседнего

Северного района.

Северо- Западный экономический район в условиях кризиса сохраняет

значительные работающие мощности в легкой и особенно в пищевой

промышленности. Однако существуют проблемы реконструкции этих мощностей,

поскольку их изношенность на некоторых предприятиях достигает 80%. Быстрая

оборачиваемость средств, вкладываемых в пищевую и легкую промышленность в

ряде случаев, позволяет привлекать отечественные и зарубежные инвестиции, в

частности в производство кондитерских и крупяных изделий.

Северо- Западный район обладает развитой транспортной сетью. Плотность

транспортной сети района существенно превосходит среднюю по России.

Основные недостатки имеющейся транспортной инфраструктуры связаны; с

ограничениями по грузообороту и составу обслуживаемых грузов Балтийских

морских портов - г.г. Санкт-Петербурга, Выборга и др., а также с

отсутствием к настоящему времени современных авто- и железнодорожных

магистралей, связывающих г. Санкт-Петербург с Москвой, Финляндией, Польшей

и через неё с Западной Европой и российским Калининградом.

Приморское положение Ленинградской области, при всех его выгодах,

имеет недостаток, связанный с отсутствием морских портов, предназначенных

для вывоза нефти, нефтепродуктов, а также дополнительного объёма

универсальных. грузов. На очереди строительство: нефтяного терминала в г.

Приморске, нефтепродуктового порта в бухте Батарейной на северном побережье

Финского залива, универсального порта в Усть- Лужской губе на побережье

Финского залива.

Доля сельского хозяйства составляет только 10% от совокупного валового

продукта района. Это один из самых низких показателей среди экономических

районов РФ. Сельское хозяйство имеет комплексное пригородное, молочно-

животноводческое, а также льноводческое направление (в Псковской и

Новгородской областях). Основная его роль - обеспеченные внутренних

потребностей района. Отрасль переживает острый кризис, что связано с

неудовлетворительным материально-техническим обеспечением АПК, усугубляемым

демографическим кризисом (большой естественной убылью и отрицательной

миграцией сельского населения).

Велико рекреационное значение Северо- Запада. Благодаря историческим

достопримечательностям, заповедным местам, природному и культурному

ландшафту район ежегодно привлекает более 1 млн. иностранных туристов.

Особый статус имеет г. Санкт-Петербург - второй по численности город

РФ - 4,7 млн. чел. на 01.01.1999 г.

В многоотраслевом народнохозяйственном комплексе РФ промышленность

Санкт-Петербурга занимает значительное место: предприятия города

вырабатывают 2,5% всей продукции России.

Базовыми отраслями научно-производственного комплекса города являются

энергетическое машиностроение, электротехническая промышленность,

судостроение, радиоэлектроника, приборостроение.

Наличие высококвалифицированных кадров и оснащение большинства

предприятий города, современной техникой создают условия организации

производства новейших машин и оборудования.

Санкт-Петербург является ведущим центром по выпуску таких наукоемких

видов продукции, как приборы и средства автоматизации, устройства

программного управления для всех видов технологического оборудования. Город

является вторым после Москвы центром по производству товаров народного

потребления, особенно сложной бытовой техники.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области сосредоточено более 30

научных учреждений АН, около 400 научно-исследовательских и научно-

производственных организаций самых разных направлений, а также многие

учебные заведения.

Санкт-Петербург - крупнейший центр на карте бизнеса. Использование

зарубежных инвестиций и интеллектуальных ресурсов города создают

благоприятные условия для реструктуризации и роста экономики города и

региона в целой.

Северо- Западный район переживает экономический кризис. Спад

промышленного производства здесь в 1991-1997 г.г. составил: до 89% в

Псковской области, 50% в Санкт-Петербурге.

Развитие кризиса связано: с высоким удельным весом предприятий военно-

промышленного комплекса, потерявшего значительную часть государственного

заказа; нарушением хозяйственных связей с бывшими прибалтийскими

республиками; несоответствием крупной энерго- металло- и материало- ёмкой

производственной базы отсутствию денных природных ресурсов, недостаточным

развитием социальной инфраструктуры.

Социальные аспекты кризиса выражаются в высоком уровне безработицы

(более 5,5% экономически активного населения), миграционном притоке

русскоязычного населения из стран Балтии.

Одним из наиболее депрессивных в РФ регионов до последнего времени

оставалась Псковская область, где зафиксированы рекордные в России

показатели спада промышленного производства, а также естественной убыли

населения.

Проблемы, которые необходимо в первую очередь решать в регионе

следующие:

- развитие конверсии оборонного производства;

- усиление связей с другими регионами России и зарубежными странами, за

счет реконструкции и технического перевооружения специализирующих

производств, морских портов, железных и автомобильных дорог;

- реструктуризация промышленности путем сдерживания материалоёмких и

энергоёмких отраслей, в пользу производства наукоемкой продукции к

товаров народного потребления;

- улучшение экологической обстановки;

- развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса;

- развитие туризма.

По состоянию на 1998 г. инвестиционный климат в Северо- Западном

экономическом районе оценивался экспертами, как имеющий максимальный

потенциал и минимальный риск в г. Санкт-Петербурге, при наличии пониженного

и низкого потенциала и умеренного риска в Ленинградской, Новгородской и

Псковской областях.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.