РПС Туркменистана
РПС Туркменистана
Министерство просвещения Украины
Государственный Торгово-Экономический Университет
Кафедра Внешнеэкономических связей
Курсовая работа по РПС:
На тему:
«Размещение Продуктивных Сил Туркменистана»
Студента I курса 9 группы ФЭМП
Дневной формы обучения
Серого Е. В.
Научный консультант профессор Мазараки А.А.
Киев
1999 г
План
Введение 4
Общая характеристика страны. 5
Полезные ископаемые. 5
Демографические условия и население. 7
Сельское хозяйство. 9
Промышленность.
Топливно-энергетический комплекс. 11
Машиностроение. 13
Материалопроизводящий комплекс. 14
Производство товаров народного потребления. 16
Транспортная инфраструктура. 19
Экономико-географическое районирование. 22
Влияние экономического кризиса переходного периода на производительные силы
Туркменистана. 34
Внешнеэкономические связи. 35
Литература.
Введение.
Туркменистан является бывшей республикой СССР, и также как в Украине его
производительные силы имеют две экономические оценки:
в условиях планово-централизованной экономики (до 91г.),
в условиях рыночного реформирования (1992-1996гг.).
Оценка и анализ производительных сил в переходный период затруднены по
нескольким причинам:
процесс еще далеко не закончен и тенденции, объективный экономический
уровень показателей еще не сформированы и будут значительно меняться;
на сегодняшнее состояние экономики Туркменистан а, как и Украины,
оказывают влияние в большей степени субъективные факторы чем объективные:
несформированность эффективных владельцев предприятий; отсутствие рыночно
грамотных руководителей предприятий (государственных и недавно
приватизированных), допускающих грубые ошибки в управлении предприятиями;
ошибки в государственном регулировании экономики.
Результатом объективных и субъективных причин современного экономического
кризиса в Туркменистане является недоиспользование производительных сил,
которые были созданы к 1988-1989гг. Недогрузка или даже остановка части
предприятий означает один из двух вариантов:
предприятие не вписалось в новые рыночные условия вследствие того, что его
продукция действительно не имеет объективного спроса и рыночного признания.
предприятие неэффективно управляется и не вписывается в те конкурентные
условия, которые диктует рынок. Но при более профессиональном управлении
предприятие может работать и производить конкурентоспособную продукцию.
В первом случае убыточное предприятие не следует относить к
производительным силам, во втором – следует. Точного разделения: какая
часть снижения производства какими вызвана причинами не может сделать
сейчас никто, тем более официальная статистика. На этот вопрос ответит
время. Для данной же работы принят следующий подход к оценке
производительных сил Туркменистана. Дан развернутый анализ производительных
сил, сформированных и реально действовавших к 1987-1989 годам (максимальные
объемы производства для всех республик СССР). Все предприятия, создававшие
основу экономического потенциала Туркменистана в 1989 г существуют и к 1996
г. Даже если не работают и потенциально могут быть отнесены к
производительным силам страны. Принцип оценки производительных сил по их
максимальному проявлению в 1988 - 1989 гг. Использован в данной работе.
В специальном разделе в завершении работы показаны результаты
экономического спада и пропорции снижения реальных производств в том числе
по основным видам продукции. Практически, это дает оценку реального
использования потенциала Туркменистана 1988 - 1989 годов. Иными словами, в
работе реализован принцип описания фактического потенциала 1988-1989 гг. и
оценки степени его снижения в результате экономического кризиса.
Общая характеристика страны.
Туркменистан находится в южно-западной части Центральной Азии.
Протяженность с запада на восток – 1100 км, с севера на юг – 650 км. На
западе страна омывается водами Каспийского моря. На северо-западе
Туркменистан граничит с Казахстаном, на севере, северо-востоке и на востоке
– с Узбекистаном, на юге – с Афганистаном и Ираном.
Площадь страны - 488,1 тыс. кв. км. Площадь пустынь – 375 тыс. кв. км.
Столица – Ашгабат (450 тыс. жителей).
По официальным данным, на февраль 1999 года, население Туркменистана
составило 5 млн. человек. Титульная нация - туркмены - составляет около 90
процентов населения. Из-за сильной миграции (эмиграции) населения,
настоящее соотношение оценить трудно. Государственный язык - туркменский.
Административное деление. Унаследовано от административного деления времен
СССР. Введены новые названия административных единиц, бывшей “области”
соответствует “велаят”, “району” – “этрап”: Ашхабадская область – Ахалский
велаят; Марыйская область – Марыйский велаят; Чаржоуская область –
Лепабский велаят; Красноводская область – Балканский велаят; Ташаузкая
область – Дашховузский велаят.
Независимость Туркменистана была провозглашена в октябре 1991 года по
результатам проведенного в Республике референдума. Конституция принята 18
мая 1992 года XIV сессией Верховного Совета (Меджлиса) Туркменистана. В
соответствие с ней Туркменистан является демократическим, правовым,
светским государством с президентской формой правления.
Президентом с 1990 года (в то время Туркменской Советской Социалистической
Республики) является Сапармурат Ниязов, до этого - первый секретарь ЦК
Коммунистической партии Туркменистана. В соответствие с действующим
законодательством, Президент назначает практически всех высших чиновников
как исполнительной, так и судебной власти, а также одобряет кандидатов для
выборов в Парламент.
Прецедентов альтернативных выборов в Туркменистане не существует. Все
выборы – Президента, Парламента, органов местного самоуправления
проводились на безальтернативной основе. На выборах в декабре 1994 года
население могло выбирать 50 депутатов из 50 кандидатов.
Власть на местах осуществляют хякимы (главы местной исполнительной власти).
В соответствии с Конституцией они являются представителями главы
государства и, назначаются и освобождаются от должности Президентом
Республики и ему подотчетны.
Экономическое положение Туркмении, как и во всех республиках бывшего СССР,
достаточно сложное. Ситуация усугубляется отсутствием серьезных реформ в
этой области и сохранением административно-командной системы управления.
Республика прекратила свое сотрудничество с МВФ и Всемирным банком
реконструкции и развития. Приватизация коснулась лишь крайне незначительной
части предприятий. Основная масса финансовых поступлений в бюджет идет от
экспорта газа.
Провозглашены основные права и свободы человека и гражданина в Конституции
Туркменистана, ратифицированы основополагающие международные документы в
этой сфере (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о
гражданских и политических правах), однако, о признании и соблюдении прав
человека говорить пока рано.
Нарушение прав СМИ и журналистов - всего лишь одно из проявлений общей
политики, направленной на ограничение прав личности, подавление всякого
инакомыслия и осуществления тотального контроля над обществом. Власти идут
по проторенному ещё в советский период пути: формально Туркменистан
“осознавая всю полноту ответственности по обеспечению и защите основных
прав и свобод человека … основываясь на Конституции и общепризнанных нормах
международного права; подтверждая свою приверженность целям и принципам
Устава ООН и Всеобщей Декларации прав человека … обеспечивает каждому
человеку права и свободы, закрепленные в Конституции, законах и
общепризнанных нормах международного права…”, однако на практике
основополагающие права человека не только не соблюдаются, но и факты
нарушений не позволено предавать гласности (по крайней мере, на территории
страны).
Полезные ископаемые.
Минерально-сырьевые ресурсы. Недра Туркменистана богаты различными
полезными ископаемыми, которые позволяют развивать многоотраслевое
хозяйство республики комплексно и ускоренными темпами. В республике
добывается природный газ, нефть, озокерит, известняк, гипс, бентонитовые
глины, каменная соль, гранит, сера, глауберова соль, инертные материалы,
поделочные камни, кирпичное и цементное сырье, минеральные и пресные
подземные воды.
Туркменистан располагает значительными ресурсами нефти и газа. По
геологическому развитию осадочного комплекса, условиям нефтегазонакопления
и перспективам нефтегазоносности территория разделяется на семь
нефтегазоносных областей: Западно-Туркменская, Центрально-Каракумская,
Беурдешик-Хивинская, Чарджоуская, Заун-гузская, Мургабская, Бадхыз-
Карабильская.
Угольные ресурсы. На территории республики известны одно буроугольное
(Туаркырское) и два каменноугольных (Яг-манское, Кугитангское)
месторождения.
Угольные пласты месторождений расположены на территории Туркменистана, а
добыча угля — в Узбекистане. Добыча угля велась здесь в годы войны, однако
из-за нерентабельности разработка прекращена.
Металлические руды. В Туркменистане нет месторождений железных руд.
Незначительные запасы полиметаллов имеются в горах Кугитанга, содержащие в
основном свинец и цинк. Промышленная добыча свинца начата в 1943 г. (в
районе пос. Свинцовый рудник) и впоследствии прекращена из-за
нерентабельности рудника. Полиметаллические руды найдены и в других районах
республики.
В Западном Копетдаге имеются рудопроявления барита, витерита, флюорита,
ртути, однако промышленного значения они не имеют.
Химические сырьевые ресурсы. Туркменистан обладает большими запасами
самородной серы, йода, брома, поваренной и калийной солей, сульфата натрия,
магниевых солей, озокерита.
Среди химических сырьевых ресурсов важное место занимает самородная сера.
На территории республики известны два месторождения — Дарваза и
Сернозаводск, где сера добывалась с 1930 по 1961 г. В настоящее время
добыча серы прекращена вследствие очень высокой себестоимости.
Иод и бром. Месторождение йодобромных вод найдены на Челекенском
полуострове и в Небит-Даге. На их базе работают Челекенский и Небитдагский
йодобромные заводы.
Республика располагает всеми известными типами месторождений минеральных
солей. В заливе Кара-Богаз-Гол сосредоточены громадные запасы рассолов,
являющиеся прекрасным сырьем для получения сульфата натрия, бишофита,
эпсомита. На территории республики имеются пять месторождений поваренной
соли: Куулинское, Окузбулакское, Джебельское (Баба-Ходжинское),
Султансанджарское, Гаурдакское. В настоящее время разрабатываются
месторождения в Куули и Джебеле.
На полуострове Челекен сосредоточены промышленные месторождения озокерита
(горного воска) — минерала из группы нефтяных битумов. Разработка ведется с
1930 г. Добыча производится открытым (карьерным) способом. Озокерит
применяется в медицине, лакокрасочной промышленности, для пропитки бумаги и
тканей, в косметике. По промышленным запасам озокерита Туркменистан
занимает второе место в СССР после Украины.
Республика располагает богатейшими запасами минерального строительного
сырья: цементное и строительное (в том числе строительные п силикатные
пески), доломиты, гипсы, ангидриды, глины и лессовидные суглинки, гравийно-
песчаная смесь ^стонов для дорожно-строительных работ, известняк для
стенового камня, известняк строительный, магматические породы, облицовочные
материалы, поделочные камни. Наиболее крупные месторождения цементного
сырья расположены в районе Бахар-дена, Большого Балхана и Безмеина. В
настоящее время разрабатывается Безмеинское месторождение, на базе которого
работает Безмеинский цементный завод.
Республика располагает неограниченными запасами кварцевых песчаников и
песков, пригодных для стекольного производства. Наиболее значительные
месторождения в Бабадурмазе и Бахардене. Последнее обеспечивает сырьем
Ашхабадский стекольный комбинат.
Важнейшими месторождениями гипса и ангидрида являются Большое Балханское,
Копетдагское, Гаурдак-Кугитангское, Бадхызское, Карабильское. Имеются 35
месторождений кирпичных глин, галечников и 15 месторождений гравия (из них
эксплуатируются пять: Небитдагское, Безмеинское, Ашхабадское, Душакское и
Калаиморское), 13 месторождений строительных песков; Красноводское
месторождение белого камня (гюша).
Земельные ресурсы
Общий земельный фонд Туркменско (на 1 января 1999 г.) составляет 49403,0
тыс. га. В бессрочном и долгосрочном пользовании которых находится 64,8%
всех земель. На долю приходится 26,7%, леса — 6,7%, населенных пунктов —
0,1%, промышленности, транспорта, курортов, заповедников, имеющих
несельскохозяйственное назначение, — 1,3%, государственного водного фонда —
0,4% земли.
Из всех земель, находящихся в пользовании в 1999 г., сельскохозяйственные
угодья составляют 75%. Основную часть общей земельной площади (72,8%) и
большую часть сельскохозяйственных угодий государства (97%) занимают
пастбища (36 млн. га). В основном это пустынные пастбища Каракумов со
средней кормовой продуктивностью около 1,0—1,3 ц/га, пригодные, главным
образом, для отгонного овцеводства.
Имеются огромные резервы для вовлечения новых земель в сельскохозяйственный
оборот. Общая площадь пригодной для орошения земли превышает 6 млн. га, из
которой более 1 млн. га предполагается освоить в зоне Каракумского канала
после завершения его строительства. Однако это связано с определенными
трудностями — водная и ветровая эрозии, вторичное засоление орошаемых
земель, опустынивание в пастбищной зоне и др.
Водные ресурсы
Экономическое и социальное развитие государства привело к резкому
увеличению потребления водных ресурсов. Туркменистан — очень вододефицитное
государство, где на 1 км2 приходится лишь 0,94 тыс. м3 (1999 г.) воды в
год, в то время как средняя водообеспеченность территории СНГ составляет
194 тыс. м3 в год на 1 км2. Обеспеченность собственными водными ресурсами
на душу населения в СНГ составляет в среднем 16,6 тыс. м3 в год. Этот
показатель в республике составляет 0,16 тыс. м3 в год, что более чем в 100
раз ниже средне-союзного уровня. Засушливый климат, невысокие горы,
параллельно расположенные по отношению к влажным воздушным потокам,
определяют крайнюю бедность территории Туркменистана водными ресурсами по
сравнению с другими республиками. Гидрографическая сеть распределена
неравномерно: на большей части территории республики (центральная,
северная, западная) реки вообще отсутствуют. Самая крупная и многоводная
река Средней Азии Амударья проходит вдоль восточной границы республики.
Речная сеть Южного Туркменистана представлена Мургабом, Тедженом, Атреком и
малыми реками северо-восточного склона Копетдага. На территории
Туркменистана около 3 тыс. водотоков общей протяженностью 14300 км. Русла
длиной менее 10 км составляют 95% от общего количества рек. Только 40
водотоков имеют постоянный сток. Озера — нехарактерный элемент гидрографии
Туркменистана. Они расположены в основном в русле Узбоя, поймах рек и
естественных впадинах. Наиболее крупные — Сарыка-мышское (2200 км2) и
пресноводные озера Западного Узбоя (Ясхан, Кара-Тегелек, Топиатан и др.).
Амударья — крупнейшая водная артерия Средней Азии, общая протяженность ее
2520 км, из них 1000 км протекает по территории Туркменистана, площадь
бассейна (до Керки)—309 тыс. км2, фактический водозабор — 199,4 тыс. км2.
На западе Туркменистан омывают воды Каспийского моря - крупнейшего на земле
бессточного соленого моря (озера), не связанного с Мировым океаном.
Каспийское море вытянуто с севера на юг почти на 1200 км, средняя ширина —
320 км, площадь — около 380 тыс. км2, объем воды — 78 тыс. км3. Длина
береговой линии — около 7 тыс. км (из них 6 тыс. км в пределах СССР),
средняя соленость вод — 12,8%. Уровень моря на 28,3 м ниже Мирового океана
(1980 г.) максимальная глубина — 1025 м. На восточном туркменском побережье
(от мыса Суэ до устья р. Атрек) расположены такие крупные заливы, как Кара-
Богаз-Гол, Красноводский, Северо-Челекенский, Южно-Челекенский,
Туркменский. Западнее Туркменского залива находится один из значительных
островов Каспия — о. Огурчинский.
Недра Каспийского моря имеют нефть и газ. В заливе Кара-Богаз-Гол добывают
мирабилит и другие соли. В море обитают ценные породы рыб, особенно
осетровые (82% мирового улова), сельдь, лещ, судак, вобла, сазан, килька.
Каспий имеет большое транспортное значение. Основная часть его акватории
пригодна для круглогодичного использования в сфере материального
производства. Море выполняет функцию экономического транспортера —
диспетчера в обеспечении потребителей на его окраинах сырьем и готовыми
материалами.
Уровень Каспийского моря подвержен значительным многолетним колебаниям. В
XX в. уровень воды понизился на 2 м и более. Для замедления дальнейшего
падения (на 1,5—2,0 см в год) уровня моря в 1980 г. между Каспийским морем
и заливом Кара-Богаз-Гол сооружена плотина.
Климат республики резко континентальный и исключительно сухой. Такой
климатический режим обусловлен положением ее в нижних широтах, значительным
удалением от Мирового океана, особенностями циркуляции атмосферы,
характером устройства поверхности, наличием на юге и юго-востоке горных
систем. Континентальность климата выражается в резких суточных и сезонных
изменениях метеорологических элементов, засушливость — в очень малом
количестве атмосферных осадков, ^большой сухости воздуха, малой облачности
и высокой испаряемости. Отсутствие на севере и северо-западе орографических
юарьеров позволяет холодным воздушным массам беспрепятственно проникать па
территорию республики, вызывающим резкое похолодание (особенно в зимне-
весенний период) почти во всех районах Туркменистана. Климат республики
характеризуется крайней неустойчивостью в холодное полугодие и Относительно
устойчивым жарким и сухим летом.»
НАСЕЛЕНИЕ ТУРКМЕНСКОЙ ССР
Численность населения Туркменской на начало 1999 г. составляла 5 млн. 118
тыс. человек, в 1985 г. — 3 млн. 42 тыс. человек.
Национальный состав населения Туркменистана, тыс. чел.
|Национальность |Количество |% |Владеет русским|
| | | |языком |
|Все население |5118 |100,0 |23,1 |
|Туркмены |3500 |68,4 |24,2 |
|Русские |644,8 |12,6 |100,0 |
|Узбеки |435 |8,5 |21,9 |
|Казахи |148,4 |2,9 |30,6 |
|Татары |76,7 |1,5 |64,7 |
|Украинцы |66,5 |1,3 |49,5 |
|Армяне |51,2 |1,0 |58,0 |
|Азербайджанцы |46 |0,9 |64,8 |
|Белуджи |35,8 |0,7 |4,1 |
|Другие |112,6 |2,2 |48,8 |
|национальности | | | |
Высокие темпы развития промышленности обусловливают рост городов и
городского населения. Со времени переписи населения 1984 г. городское
население увеличилось к началу 1999 г. со 1477 тыс. до 5847 тыс. человек.
В настоящее время сохраняется высокий уровень естественного прироста
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|