Республика Хакасия
Республика Хакасия
Оглавление.
Оглавление. 1
Введение. 2
Часть I. 3
Часть II. 8
Часть III. 14
Заключение. 19
Список использованной литературы. 20
Введение.
Россия – одна из крупнейших по населению и по занимаемой площади стран.
Огромен ее политический, природный и культурный потенциал, трудно
переоценить ее влияние на Европу и на мир в целом.
Россия – федеративное государство. В состав федерации входят 21
республика, 49 областей, 10 автономных округов, 1 автономная область, 6
краёв. Москва и Санкт-Петербург являются городами федерального значения.
Всего в составе Российской федерации 89 субъектов. Все они различаются не
только названиями. Каждый субъект занимает определённую территорию в
границах России, а так страна наша очень велика, все регионы имеют
различные географические условия, климат, обладают особым природно-
ресурсным потенциалом. Кроме того, на территории Российской Федерации
проживают самые разнообразные народности, этносы, нации.
Все эти особенности придают определённую специфику взаимоотношениям
федерального центра со всеми субъектами вместе и с каждым в отдельности.
Для достижения эффективности управления политика в отношении региона
обязательно должна учитывать все его отличия от остальных.
Цель данного курсового проекта – ближе познакомиться со всеми
особенностями одного отдельно взятого региона, научиться анализировать его
положение, сопоставлять и сравнивать с другими регионами, выявлять их
различия. Для этого необходимо приобрести все эти практические навыки,
подтверждающие теоретические знания, исследуя одну не широкую проблему.
Научившись практической работе с данными об одном регионе, можно в будущем
использовать полученные знания и умения применительно к любому субъекту.
Проблемой, которую необходимо решить в уникальных условиях региона,
является разработка путей реализации реформы жилищно-коммунального
хозяйства. Эта реформа идёт с начала 90-х и должна закончиться в 2003-ем
году. Таким образом, эта проблема очень актуальна на сегодняшний момент и
затрагивает всех людей, проживающих на территории России. Решение такой
задачи очень удачно сочетает в себе специфику и государственного, и
муниципального управления. Государственного – на уровне реализации реформы
на территории Российской Федерации, муниципального – на уровне анализа
жилищно-коммунального хозяйства, одного из основных объектов местного
управления.
Часть I.
Республика Хакасия: общая характеристика.
Республика Хакасия относится к Восточно-Сибирскому экономическому
региону.
Год создания: 1991.
Административный центр. Город Абакан.
Площадь. 61900 кв. км.
Численность населения (на 1.01.98г.). 584,2 тыс. чел.
Плотность населения. 9,4 чел. на 1 кв. км.
Орган законодательной власти. Верховный Совет Республики Хакасия – высший
представительный и единственный законодательный орган Республики Хакасия.
Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 75 депутатов.
Орган исполнительной власти. Правительство Республики Хакасия – высший
исполнительный и распорядительный орган государственной власти Республики
Хакасия, назначается на срок полномочий избранного Председателя
Правительства Республики Хакасия и слагает свои полномочия при новом
избрании Председателя Правительства Республики Хакасия.
Месторасположение на географической карте России. Республика Хакасия
является субъектом Российской Федерации. Хакасия расположена в юго-западной
части Восточной Сибири, граничит на севере и востоке с Красноярским краем,
на юге и юго-западе с Республикой Тыва и Республикой Алтай, на западе с
Кемеровской областью.
Климат. Климат резко континентальный с холодной и продолжительной зимой и
коротким теплым летом.
Преобладающий рельеф местности. Степи, горы и тайга.
Бассейны рек, озера, водохранилища. Самыми значительными реками на
территории Республики являются Енисей и его левый приток Абакан. В Хакасии
находится известное в Сибири озеро Шира с его лечебными водами и грязью.
Большие площади занимают водохранилища Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС.
Полезные ископаемые. Республика Хакасия богата минеральными ресурсами:
рудные и нерудные полезные ископаемые: железо, молибден, золото, серебро,
медь, химически чистый известняк, барит, фосфорит, асбест, гипс;
топливно-энергетическое сырье: уголь, нефть, газ;
строительные материалы: мрамор, гранит, строительный песок, гравий, глина;
полудрагоценные камни, ювелирно-поделочные камни (нефрит, жадеит);
пресные, минеральные подземные воды.
Общие запасы и ресурсы железных руд оцениваются в 2 млрд. тонн, из них
балансовые запасы составляют на 1.01.1998 г. 1004,5 млн. тонн. Содержание
железа в магнетитовых рудах 30-40%.
Сорское месторождение молибдена самое крупное в России. Из руды извлекается
молибденовый концентрат, медный концентрат, серебро, золото. Разведано и
ждет своего часа Агаскырское месторождение молибдена.
Общие запасы и прогнозные ресурсы золота республики до сих пор не оценены.
В республике разведан ряд средних и мелких месторождений меди.
На территории республики имеется Хабзасское месторождение химически чистых
известняков, которые пригодны для производства цемента, карбида и
металлургических процессов.
Республика Хакасия обладает месторождениями барита. Имеются месторождения
фосфатного.
Прогнозные ресурсы Минусинского каменноугольного бассейна оцениваются в 15
млрд.тонн. Открытым способом добывается 60% углей.
Имеются проявления нефти и газа различной интенсивности. Прогнозные ресурсы
нефти -22 млн. тонн, газа - 90 млрд. куб. м.
Уникальны месторождения мрамора и гранита. Разведано месторождение ювелирно-
поделочных минералов (нефрит, жадеит) “Борусское”.
Животный мир. В лесах Хакасии обитают лоси, маралы (олени), медведи, соболь
белка…
Растительность. Природа Хакасии уникальна. Здесь имеются степи, горы и
тайга. Горно-таежными лесами занят весь запад и юг Хакасии, площадь,
покрытая лесами, составляет 2,8 млн. гектар.
| |Количество |
|Административных районов |8 |
|городов |5 |
| |(в т ч. 2 районного подчинения)|
|Поселков городского типа |13 |
|Сел |75 |
|Название |Административный |Численность |
|территориальной |центр |населения |
|единицы | |(тыс. чел.) |
|г. Абакан |г. Абакан |167,6 |
|г. Черногорск (и |г. Черногорск |81,3 |
|подчиненные ему | | |
|населенные пункты) | | |
|г. Саяногорск (и |г. Саяногорск |75,6 |
|подчиненные ему | | |
|населенные пункты) | | |
|Алтайский район |с.Белый Яр |22,7 |
|Аскизский район |с. Аскиз |48,6 |
|Бейский район |с. Бея |21,4 |
|Боградский район |с. Боград |19,9 |
|Таштыпский район |с. Таштып |36,9 |
|Орджоникидзевский |п. Копьево |18,7 |
|район | | |
|Усть-Абаканский |п. Усть-Абакан |56,3 |
|район | | |
|Ширинский район |п. Шира |36,1 |
Значение региона для экономики России
1. В прошлом
К началу 1990–х годов в республике был создан крупный и достаточно
эффективный хозяйственный комплекс. Наибольшее развитие получила
промышленность, на ее долю приходилось более 80% валовой продукции Хакасии.
Важное место в структуре промышленности занимали гидроэнергетика, цветная
металлургия, легкая и пищевая промышленность, машиностроение и топливная
(угольная) промышленность. Межрайонное значение имели также черная
металлургия, лесная и деревообрабатывающая промышленность.
В 1990 году в Хакасии было произведено 0,6% промышленной продукции России,
в том числе 10% алюминия, 45% молибденового концентрата, 7,1% железной
руды, 1,7% угля, 1,5% золота, 2,1 электроэнергии, 7,9% грузовых
железнодорожных вагонов, 5% мясных консервов, 4,9% шерстяной пряжи, 1,5%
пиломатериалов.
В 1991 году около 70% валовой продукции сельского хозяйства давало
животноводство, в котором ведущая роль принадлежала овцеводству
(содержалось около 1,5 млн.овец). В сравнении со среднероссийскими
показателями в республике производилось продукции сельского хозяйства в
расчете на одного жителя больше на 12,8%, при этом продукции животноводства
– больше на 36,6%, а продукции растениеводства – меньше на 25,2%.
2. В настоящем
В настоящее время сельское хозяйство республики находится в очень сложной
ситуации. Не остановлена тенденция снижения поголовья скота, сокращения
производства мяса говядины, свинины. Объемы производства зерна, картофеля,
овощей изменяются по годам, зависят во многом от погодных условий. В 1997
году производство зерна увеличилось по сравнению с 1996 годом на 59,1%,
овощей – на 30%, валовой объем сельхозпродукции вырос на 2,7% (в ценах 1994
года).
В 1997 году в промышленности республики в целом остановлен спад
производства. Увеличилась выработка электроэнергии, продукции цветной
меаллургии, относительно стабильно работала угольная промышленность. Однако
в перерабатывающих отраслях ситуация продолжала ухудшаться и в среднем по
ним спад производства составил около 17 %.
3. В перспективе
В перспективе промышленность республики будет продолжать поставлять на
общероссийские рынки дешевую электроэнергию, каменный уголь, железную руду,
молибденовый концентрат, золото, алюминий, алюминиевую фольгу, облицовочные
изделия из мрамора, железнодорожные платформы и контейнеры, шерстяные
ткани, сыры, сухое молоко, мясные консервы.
Если в стране будет оказываться должная поддержка отечественной
промышленности, начнут быстро наращивать производство предприятия
лесоперерабатывающей промышленности, машиностроения, промышленности
строительных материалов, легкой и пищевой промышленности, резко возрастут
объемы поставок продукции обрабатывающей промышленности в регионы Сибири и
Дальнего Востока.
Задачи дальнейшего развития АПК республики связаны с обеспечением
стабилизации производства сельхозпродукции, увеличением поголовья животных,
повышением плодородия почвы, обеспечением сырьем легкой и пищевой
промышленности.
Основой сельскохозяйственного производства должны стать крупные
индустриальные хозяйства с одновременным развитием высокоэффективных
фермерских хозяйств.
Промышленность
Промышленность занимает ведущее место в экономике республики. В 1997 году
Республика Хакасия, где проживает 0,4% общей численности населения
Российской Федерации, производила 2,5% угля, 2,6% железной руды, 3,2%
электроэнергии, 2,4% грузовых железнодорожных вагонов, 4,3% шерстяной пряжи
готовой от общероссийских объемов.
Ведущие отрасли промышленности :
цветная металлургия (ее удельный вес в общем объеме производства в 1997
году – 32,4%);
электроэнергетика (25,8%);
топливная промышленность (16,7 %)
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство, как отрасль, занимает одно из ведущих мест в
республике. Главными подразделами отрасли являются животноводство и
растениеводство. Основное направление животноводства – это овцеводство и
производство мясомолочных продуктов. Основное предназначение
растениеводческой отрасли – это обеспечение животноводства кормами.
Транспорт
| |Протяженность |
| |(км.) |
|Автомобильных дорог |3672 |
|Железных дорог |614 |
|Судоходных путей |495 |
|Нефте- и газопроводов | |
Строительный комплекс
Объем инвестиций в 1997г. (млрд. руб.) 975,78
Основные строящиеся объекты: (млрд. руб.)
Жилые дома -203,2
Строительство электролиний -87,1
Строительство дорог (асфальтовых, гравийных) -67,9
Угольный разрез “Степной” -34,6
Абаканский сталелитейный завод -11,9
Абаканское рудоуправление -72,9
Управление Красноярской железной дороги -149,4
Основные показатели деятельности ЖКХ Республики Хакасия.
|Показатель |Ед. |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |
| |изм. | | | | | |
|Численность |Тыс. |583,5|584 |585,8 |584,9 | |
|населения |чел. | | | | | |
|Среднемесячная |Руб. |71828|25145|554805 |874209 |103962|
|з/пл. | | |7 | | |9 |
|Прожиточный |Руб. |19802|84163|271435 |411766 |454501|
|минимум | | | | | | |
|Жилой фонд |Тыс м2 |9247 |9303 |9506 |9706 |9706 |
|Износ жилого фонда|% |18 |19 |20 |21 |22 |
|Создание |Ед. | | | | | |
|управляющих | | | | | | |
|компаний | | | | | | |
|Всего | |33 |37 |37 |40 |46 |
|муниципальных | | | | | | |
|образований в | | | | | | |
|регионе | | | | | | |
|Из них создано | | | |2 |3 |4 |
|служб | | | | | | |
|Количество органов| | | | | | |
|самоуправления | |16 |16 |19 |30 |32 |
|Распределение |Тыс м2 | | | |% | |% | |
|жилого фонда: | | | | | | | | |
|Государственная | | | | | | | | |
|собственность | |1444 |776 |779 |8,2|686 |7,1| |
|Муниципальная | | | | | | | | |
|собственность | |2966 |3614 |3804|40 |4385|45,| |
| | | | | | | |2 | |
|Ведомственная | | | | | | | | |
|собственность | |2411 |2078 |1828|19,|1379|14,| |
| | | | | |2 | |2 | |
|Личная | |2425 |2836 |3095|32,|3256|33,| |
|собственность | | | | |6 | |5 | |
|Неплатежи: |Млн. | | | | | |
|Дебиторская |руб. | | | | | |
|задолженность | |235,1|3827,|18110,2 |79549 |187756|
| | | |6 | | | |
| | | | | | | |
|Показатель |Ед. |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |
| |изм. | | | | | |
|Кредиторская | | | | | | |
|задолженность | |262,3|7795 |41959 |96010 |246873|
|Просроченные | | | | | | |
|платежи населения | | |775,1|40201 |12027 |24208 |
Из данных показателей видно, что большая часть жилищного фонда находится
в государственной, муниципальной и ведомственной собственности. При этом
доля государственной и ведомственной собственности сокращается. Однако в то
же время растёт количество жилищного фонда в муниципальной собственности. В
личной собственности находится около 33% фонда. Из полученных данных можно
сделать вывод, что проведение жилищно-коммунальной реформы в данном регионе
будет сталкиваться с определёнными проблемами. Один из аспектов реформы –
перевод всех граждан на полную стопроцентную оплату жилья и коммунальных
услуг. В стране существует льготы на оплату жилья для определённых
категорий населения. В эти категории входит огромное количество людей.
Государство оплачивает за них практически все жилищно-коммунальные услуги.
При повышении тарифов на эти услуги государство вынуждено будет выделять и
большие суммы субсидий гражданам, пользующимся льготами. Таким образом,
затраты государства могут несоизмеримо возрасти, существенно снижая эффект
от проведения реформы.
Ещё одна проблема – строительство жилищного фонда. Как видно из таблицы,
его количество растёт очень медленно, а в 1997 году и вовсе не изменилось
по сравнению с предыдущим, хотя по официальным данным на строительство
жилых домов в этом году было выделено 203,2 миллиарда рублей. Возникает
вопрос, куда всё-таки делись эти деньги. Пока на него ответа нет.
Существующий фонд жилья, скорее всего, не удовлетворяет соответствующей
потребности. Кроме того, жилищный фонд подвержен износу, и стареет
медленно, но верно. Каждый год износ увеличивается на 1%. Строительство
новых домов решит не только проблему обеспеченности жильём, но также и
проблему старения жилищного фонда.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства может идти многими путями. Для
того, чтобы разобраться, как будет проходить реформа в конкретном регионе,
и какое направление обещает быть наиболее перспективным, необходимо
провести анализ жилищно-коммунального хозяйства субъекта.
Часть II.
Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия.
Из приведённых в предыдущей части показателей видно, что личная
собственность составляет примерно одну треть в общем объёме жилого фонда.
При этом надо учесть, что в Республике Хакасия проживает большой процент
сельского населения. Скорее всего, практически все дома, находящиеся в
личной собственности принадлежат именно сельским жителям. Значит, жилищный
фонд городов почти целиком находится в государственной, муниципальной и
ведомственной собственности. Жители, владеющие квартирами как личной
собственностью, сами обязаны оплачивать все жилищно-коммунальные услуги.
Поэтому необходимо передать весь жилищный фонд в личную собственность
граждан. Встаёт вопрос: какими средствами можно это сделать. Первый путь –
это приватизация. Но здесь мы сталкиваемся с проблемой половинчатости
передачи квартир в частную собственность. Человек, приватизировавший
квартиру, получает её в полное своё распоряжение, он должен сам нести за
неё ответственность. Это значит, что все платежи за жилищно-коммунальные
услуги обязан вносить непосредственный владелец квартиры. В нашей стране
всё не совсем так. Человек, приватизировавший своё жильё, получает все
права на распоряжение этим недвижимым имуществом, но часть жилищно-
коммунальных услуг за него продолжает оплачивать государство. Это не может
Страницы: 1, 2
|