рефераты скачать

МЕНЮ


Региональная экономика

Региональная экономика

Культуру можно понять как ядро, в котором отображается мотивация

деятельности людей. Культура многослойна, иерархична, внутренне

противоречива. Но важнейшее, а может быть, и центральное место в ней

занимает программа деятельности субъекта. В повседневной жизни людей

действуют в соответствии с исторически сложившимся содержанием культуры.

Любой социальный субъект – от общества в целом до личности со всеми

промежуточными ступенями между ними в виде сообществ – формирует свою

субкультуру, или культуру некоторого субъекта как социокультурного целого.

Она и содержит программу деятельности соответствующего субъекта.

Шестая составляющая «региона» репрезентирует правовую сферу. Деятельность

в регионе обязательно подлежит правовому регулированию; законотворчество в

региональной области имеет большое значение для нормального

функционирования региона, а взаимодействие центральной и региональной

законодательных властей может быть источником как конфликтов, так и

нормальной жизнедеятельности региона.

Общую политику функционирования региона определяет его седьмая

составляющая и основная политическая. Она представляет собой целостную,

упорядоченную совокупность политических институтов, ролей, отношений,

процессов, принципов политической организации общества в регионах,

подчиненных принятым в конкретном обществе политическим, социальным,

юридическим, идеологическим, культурным нормам, историческим традициям и

установкам политического режима. Именно политическая система в регионе

организует отношения между обществом и государством, определяет протекание

политических процессов, включающих институционализацию власти,

характеризует состояние политической деятельности, уровень политического

творчества в обществе, характер политического участия

неинституционализированных политических отношений.

Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем

совокупной общественной системы. Центральное положение политической системы

в этой системе определяется ведущей организационной и регулятивно-

контрольной ролью самой политики.

Регион как единое политическое пространство есть совокупность учреждений

и способов, посредством которых осуществляется воздействие населения на

местную власть в плане ее формирования (активное избирательное право),

обозначения и корректировки социальной политики, и система политического

контроля власти над населением. Регион, выступающий как субъект Федерации,

имеет конституционно закрепленные предметы ведения и полномочия.

На основании вышеизложенного регион определяется как целостная социальная

система, обладающая всеми характеристиками социума. Эта система имеет

единую структуру, включающую физико-географическую, экономическую, политико-

административную, этническую, социокультурную, правовую, политическую

подструктуры, соответствующие им социальные институты, при определяющей

роли институтов управления в организации жизни региона. И, наконец,

основным субъектом и объектом управления регионом является человек,

объединенный в социальные общности и вступающий в социальные отношения с

другими людьми.

Таким образом, регион представляет собой целостную, пространственно-

организованную форму жизнедеятельности социума как системы, сложное и

комплексное явление.

2.

Региональная политика – система мер, направленных на регулирование

развития регионов ради достижения заданных целей. Важно учитывать, что

региональная политика «субъективна» и динамична. Собственно региональная

политика – это политика, проводимая в отношении регионов федеральными

властями. Ее сутью является частичная перераспределение ресурсов между

регионами в целях сглаживания территориальных различий и на этой основе

оптимизации территориальной структуры общества.

Основными элементами региональной политики являются следующие.

1. Налоговая политика – определение налоговых платежей и льгот,

определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения

предпринимательской деятельности.

2. Бюджетная политика – механизм формирования и использования

государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между

регионами.

3. Ценовая политика – государственное регулирование цен и тарифов,

способы и формы этого регулирования.

4. Инвестиционная политика – мера по поддержке инвестиционной активности

хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.

5. Структурная политика – система мер по поддержке и реструктуризации

предприятий.

6. Институциональная политика – реорганизация отношений собственности,

управление государственной собственностью в регионах, взаимодействие

с негосударственным сектором.

7. Социальная политика – определение условий и требований к

хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.

Выделяют такие уровни региональной политики:

. Федеральный – определение «объективных» критериев отношения центра к

регионам разного типа в сочетании с системой «индивидуальных» мер,

направленных на решение конкретных региональных проблем;

. Региональный – выбор модели поведения региональных властей:

«либеральная» модель, предполагающая отказ от вмешательства власти в

хозяйственную деятельность, и «консервативная» модель, предполагающая

сохранение в той или иной форме государственного контроля.

3.

Теория больших циклов развития хозяйства, созданная советским экономистом

Н.Д. Кондратьевым в 1922 – 1928 гг., получила за время своего существования

множество интерпретаций – иновационно-технологических, ценовых и других

сугубо стоимостных, трудовых, общесоциальных. Кондратьев не первым занялся

периодическими колебаниями вообще, не он обнаружил и полувековые циклы,

получившие позже название кондратьевских. Главная его заслуга состоит в

указании на эндогенный механизм саморегулирования, где кризисы и

возрождения закономерны и предсказуемы.

Первая промышленная революция (1-й цикл) породила два основных типа

районов. Прежде всего текстильные, где относительное аграрное перенаселение

стимулировало ранний рост домашнего ремесленного производства и

возникновение мануфактур. Низкая производственная концентрация

компенсировалась созданием сгустков небольших постадийно специализированных

центров. Вместе с опорой на трудовые навыки и ранний опыт организации

производства это дало решающий эффект, позволив использовать заморские

рынки сбыта и сырья. Немного позже выдвинулись угольно- или рудно-

металлургические районы бассейного типа с повышенным уровнем заводской

концентрации и агрегатным строением ведущих производств. Рост городов был

тогда явно вторичным по отношению к промышленному. Они возникли при слиянии

призаводских поселков, позже иногда формируя мощные конурбации.

Одновременно продолжали расти районы, где урбанизация предшествовала

индустриализации, т.е. вокруг старых административно-торговых центров,

организаторов национальных рынков.

Символы второй промышленной революции (2-й цикл) – электромотор, мартен,

турбина, автомобиль. Наступал расцвет тяжелого машиностроения, энергетики,

основной химии. Их по-прежнему высокая фондоемкость и требовательность к

нескольким противоречивым факторам стимулировали создание классической

теории штандорта конца 19 века. Кроме сложившихся бассейновых районов

базовые отрасли новой волны оседали в крупных городах с их инфраструктурой,

кадрами и в морских портах как центрах судостроения, обработки колониальных

товаров.

В ходе 3-го цикла вообще выросла роль диверсификации тех старых районов,

которые смогли адаптироваться к новым условиям. Возникли и новые очаги, или

«базы» начавшие свой индустриальный путь сразу с 3-го цикла, минуя этапы 1-

й промышленной революции. Для ряда стран, отставших от своих соперников и

форсировавших темпы индустриализации, тип района – неофита часто казался

самым перспективным.

Содержание 4-го цикла, который начался с середины 20 века, определяли

автомобилестроение, нефтехимическая промышленность, электротехника, включая

массовое производство разного рода бытовых приборов, большинство из них

скорее трудоемки, чем материалоемки, и явно ориентированы на промышленно-

городские агломерации, располагающие резервами рабочей силы и

инфраструктуры, подготовленные к новым формам организации поточного

производства. Широкое внедрение фордизма и тейлоризма позволяла массовому

производству быть территориально независимым от центров разработки новой

техники. Это ускоряло прохождение волн диффузии и сдвиги в региональном

развитии. По мере снижения материалоемкости и роста трудоемкости

производства, а также числа очагов урбанизации отрасли 4-го цикла

устремлялись во многие городские центры, прежде выполнявшие в основном

региональные функции. Наметившаяся тенденция к суждению подетальной и

постадийной специализации способствовала их обрастанию многочисленными

субцентрами, каждый из которых по-своему использовал выгоды такого

положения.

Новый этап НТП, получивший название 3-ей промышленной революции, и 5-й

цикл ознаменовались очередной сменой тенденции в регионах стран на самых

современных наукоемких отраслях обострила кризис или стагнацию многих

районов, расцвет которых пришелся на предыдущие этапы.

С углублением географического разделения труда традиционный товарообмен

готовыми изделиями вытесняется научно-технической и производственной

кооперацией на уровне отдельных узлов, деталей, полуфабрикатов, стадий.

В западной литературе в 70-е годы на стыке с теорией жизненных циклов

возникла и теория фильтрации продукта, выделяющая стадии с разными

сочетаниями факторов размещения его производства. На стадии инновации

изобретение находит воплощение в товаре или технологии с не вполне

определенной сферой применения. На стадии роста производство, еще не

массовое, по-прежнему зависит от источников информации, технической базы и

тяготеет к высокоразвитым регионам. На стадии зрелости оно приобретает

массовый и специализированный характер. Фирмы снижают издержки путем

рационализации производственного процесса и внедрения его в страны и районы

с более дешевой рабочей силой.

Итак, в ходе длинных циклов число и разнообразие типов промышленных

районов увеличивались. Одни из них успешно адоптировались к инновациям,

другие, будучи лидерами в том или ином цикле, оказывались затем

неконкурентоспособными аутсайдерами, третьи после длительного упадка смогли

найти резервы для возрождения в новом качестве. Примечательно, что,

несмотря на постоянное появление новых индустриальных ареалов, полюсов

роста, самыми устойчивыми оставались старейшие центы – крупногородские и

особенно столичные. На протяжении всей индустриальной эпохи они имели

многофункциональную, гибкую структуру экономики с высокой долей

непроизводственной сферы. Удерживая функции принятия решений и

генерирования инноваций в национальном и международном масштабах, они

обеспечивали себе позиции на высших ступенях иерархии территориальных

структур. Большинство же сугубо промышленных районов, возникавших на

очередной длинной волне, хуже адаптировались к последствиям, запаздывали с

диверсификацией. Проходя путь от резкого подъема и расцвета до стагнации и

кризиса, они порой оказывались калифами на час, довольно скоро сдавая

позиции районам других типов.

Конечно, структурная перестройка вызывает социальную напряженность, ведь,

по оценкам ряда западных специалистов, необходимо 20 – 30 лет для смены

поколений – носителей установок индустриальной эпохи.

Эти явления прослеживаются на графике (рис. 1). Все типы районов,

появившихся на разных циклах начиная с 1-го, по существу походят в своем

историческом развитии один и тот же путь. Порожденные одним из циклов, они

набирают силу пополняясь отраслями следующего цикла, на который приходиться

их расцвет. Но еще шаг – и они оказываются уже в состоянии стагнации,

поскольку их устаревающие отраслевые и социальные структуры тормозят

обновление хозяйства на новой волне, тогда как районы позднего освоения, не

обремененные этим «грузом», более восприимчивы к нововведению. Примерно

через два цикла от зарождения район впадает в депрессию или кризис, а через

три, вновь находит резервы для возрождения на новом витке НТП.

Х

а

р

а

к

т

е

р

р

а

з

в

и

т

и Время

я

0 1 2

3 4 5 (6)

1-го цикла

2-го цикла

3-го цикла

4-го цикла

5-го цикла

столичного типа

с устойчивым развитием

Рис. 1. Динамика районов разного типа в ходе больших циклов Кондратьева.

Возрождение старопромышленных районов – следствие отнюдь не только их

региональной политики, соображений престижа и т.п. Куда важнее

инфраструктурная и культурная подготовленность этих районов, выгода их

географического положения в пределах макроядер, в окружении крепких

центров. Большую роль играет и типичное для 5-го цикла осознание

организаторами производства экономической эффективности его малых форм. Все

это делает возврат в старые районы более выгодным, чем создание «с нуля»

новых. Ведь если на оси ординат нашего графика обозначить не относительную

динамику развития, а его абсолютный уровень, то кривые примут вид,

показанные на рис. 2.

Рис. 2. Изменение уровня развития районов в ходе больших циклов

Кондратьева.

По ряду признаков СССР в середине 80-х завершал лишь 4-й большой цикл,

но в регионалистике уже наметилось признание целесообразности возвратного

движения и размещения производства, возрождения его старейших кустовых

форм. Не исключено, что эволюция типов территориально-отраслевых сочетаний

исторически идет по спирали: от первичных отраслевых сгустков к

«агломерационным отраслям», ориентирующимся на городские агломерации как

наиболее подходящую среду, и от них к новым отраслевым ареалам в тех же

самых районах, где эта форма зародилась.

4.

Итак, можно говорить о разной роли определенных типов территорий в

инновационном цикле и об их разной способности адаптироваться к НТП. Хотя

процессы генерирования и применения новшеств тесно переплетаются, они на

территории в неодинаково устойчивой пропорции. В этой связи заслуживает

внимания типология регионов и мест по их отношению к инновационному

процессу, предложенная А. Куклиньским в 1988 г.:

. креативные и инновативные регионы, т.е. лаборатория НТП, где

зарождаются и проходят первичную апробацию базисные нововведения;

. адаптивные территории, способные широко внедрять инновации на стадии

их массового распространения;

. консервативные, не приемлющие многих инноваций ареалы.

Наибольшим креативным потенциалом обладают ареалы центрального типа.

Среди них, в свою очередь, выделяются лидеры – формальные и неформальные

столицы, особенно «глобальные города» типа Москвы и Санкт-Петербурга. В

широком смысле центральными их делает именно ориентация на усвоение

мирового опыта, на генерирование базисных политических, социальных, научно-

технических инноваций, на воспроизводство необходимых для этого качеств

деловой и творческой среды. Историческую преемственность такой среды долгое

время поддерживали урбанизация и территориальной сосредочение многих

прогрессопределяющих производств. Вместе с тем издержки суперкончцентрации

заставляют искать средства разгрузки таких центров от стареющих морально и

физически элементов производственно-технической базы. Нередко возникает

разрыв между креативными и адаптивными возможностями центрального района:

далеко не все из вырабатываемых им самим инноваций он способен широко

освоить. Это увеличивает потребность в ресурсах, в том числе трудовых, для

вторичной и третичной сфер, заполняемых в значительной мере мигрантами.

Адаптивные территории – разнородная и подвижная категория. В их числе

прежде всего классические старопромышленные районы, возникшие в ходе первых

индустриальных циклов. Здесь урбанизация была не причиной, а следствием

промышленного роста, концентрации крупных предприятий, реализовавших выгоды

новых для того времени, но устаревших ныне технологий и форм организации

производства. Такие районы всюду рано или поздно вступают в фазу депрессии,

переходя из ряда передовых в категорию застойных полупериферийных ареалов.

Какое радикальное обновление технико-экономической базы необходимо если не

для предотвращения, то для смягчения неблагоприятных явлений в таких

районах – один из ключевых вопросов современной региональной политики.

В более выгодном положении находятся сегодня полупериферийные районы

умеренного аграрно-индустриального развития, обойденные крайностями в

предыдущих этапов индустриализации и урбанизации. Те из них, которые

сохранили лучшим образом среду и инфраструктуру, густую сеть некрупных

поселений. Сочетание адаптивных и некоторых инновативных функций имеются и

в старопромышленном центре в России. Необходимо учесть, что в нашей стране

процессы диффузной индустриализации протекают в условиях менее зрелой чем

на западе, фазы урбанизации, многие очаги которой молоды и динамичны. Здесь

шире представлена и такая специфическая разновидность адаптивных

территорий, как районы нового освоения, использующие достижения НТП в

основном в сфере добывающих отраслей с присущем им набором проблем.

К местностям консервативного типа чаще всего относятся периферийные

территории, население которых сохраняет приверженность ценностям до

индустриальных культурно-экономических укладов. Такого рода районы присущи

наиболее отсталым, а так же новым индустриальным странам.

То или иное сочетание креативных, адаптивных и консервативных тенденций,

ставка на инерцию покоя или на инерцию движения определяют неравномерность

регионального развития и роль в нем отдельных территорий. Она тесно связана

с их географическим положением на условной оси «центр – полупериферия –

периферия», которая прослеживается и на межрегиональном, и на

внутрирегиональном уровнях. В последнем случае с центрами ассоциируются

ядра городских агломераций, с полупериферийной – их внешние зоны, а так же

отдельные средние города, с периферией – внеагломерационные и внегородские

пространства.

Если самым устойчивым звеном с креативными функциями на протяжении

последних столетий являются районы центра, то самым динамичным и

нестабильным остается группа адаптивных районов полупериферии, в пределах

которой центры развития постоянно смещаются с изменением экономической

конъюнктуры. Даже при создаваемой на определенных стадиях видимости их

опережающего развития, при нарастании полицентричности в системах городов,

между центральными и полупериферийными районами сохраняются отчетливая

иерархия и соподчиненность.

5

В условиях становления и развития рыночных отношений, реформирования

централизованной командно-административной экономики, суверенизации

субъектов Федерации необходимо выработка четкой и действенной региональной

политики в проведении экономических реформ в России. Региональная политика

должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве,

экстраполировать основные направления экономических реформ на региональной

уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на

местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы

и рационального использования природных ресурсов.

Вместе с тем, при усилении региональной направленности экономических

реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России,

проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление

общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков. Для отдельных

регионов необходимы разработка социальных государственных региональных

программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь это

относится к регионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых

не под силу органам местного самоуправления, а так же к регионам наиболее

экономически отсталым, регионам с экстремальными природными условиями.

Число федеральных региональных программ при этом должно быть ограниченно,

они могут быть разработаны для программно-целевых территориально-

производственных комплексов, для некоторых районов Севера, районов особой

экологической опасности. Для управления этими программами должны быть

созданы специальные государственные органы. В управлении программами должны

участвовать и местные органы исполнительной власти. Предусматривается

создание специализированных компаний, консорциумов с государственным,

частным, смешанным капиталом для финансирования этих программ.

Государственное регулирование крупномасштабных региональных программ

предусматривает создание специальных фондов регионального развития,

стимулирование привлечения частных отечественных и иностранных инвесторов,

предоставление налоговых скидок на истощение недр в связи с возможностью

истощения запасов природных ресурсов, установление льгот по арендной плате

при изъятии земельных площадей под строительство предприятий, введение

поощрительных цен за экологически чистую продукцию и т.д.

В управлении региональными программами особенно важно разграничение

компетенции между федеральными и местными органами. Так, федеральные органы

должны регулировать процессы создания производств в районах пионерного

освоения, организовывать межрегиональные экономические связи. Местные же

органы управления главное внимание должны сосредоточить на создании

рациональной структуры хозяйства, использование локальных ресурсов, решении

социально-демографических и экологических проблем, осуществление

экономической реформы.

Для осуществления задач научного прогнозирования и индикативного

планирования необходима подготовка комплексного прогноза развития и

размещения производительных сил Российской Федерации на период до 2005г.,

который должен включать научные обоснования рациональной специализации всех

регионов России.

Комплексный прогноз должен отражать структурную перестройку в регионах,

процессы демонополизации и приватизации, меры по стабилизации социально-

экономического развития, преодолению отставаний в уровнях развития

отдельных регионов, развития межрегиональных и внешнеэкономических связей с

учетом конъюнктуры внутреннего и мирового рынка.

Процессы дезинтеграции экономики России, особенно проявившиеся в

последние годы ставят перед федеральными и местными органами управления

задачи сохранения внутреннего рынка, единства инфраструктурных систем,

общей денежно-кредитной системы, единой налоговой системы, общего контроля

за экспортом и импортом продукции.

На всем пространстве РФ должен функционировать единый рынок, основными

принципами которого должны быть свобода экономических, научно-технических и

др. договорных отношений между предприятиями, свободное движение товаров и

капиталов по всей территории России, и единства принципов налогообложения,

свобода транзитных перевозок, свободная конкуренция производителей, разных

форм собственности.

В условия становления и развития рыночных отношений важнейшей является

проблема формирования рынка труда и межрегиональное регулирование

занятости. В настоящее время сложились три типа районов с особенностями

воспроизводства и структуры населения: 1) трудоизбыточные регионы –

Северный Кавказ; 2) моноотраслевые и депрессивные регионы – районы Севера;

3) оборонно-промышленные – С.-Петербург, Урал, Промышленные узлы юга

Сибири, Нижегородская область.

В этих регионах необходимы государственная поддержка развития

предпринимательской деятельности привлечение инвестиций, в том числе и

иностранных, мер по рационализации миграционных процессов.

Укрепление единого экономического пространства России зависит от рынка

капитала путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж,

коммерческих банков фондов товарных и сырьевых ресурсов.

Большими возможностями в вопросах обеспечения предприятий различных

регионов материально-техническими ресурсами и населения продовольствием

обладают создающиеся многоотраслевые структуры холдингового типа,

объединяющие на акционерных началах коммерческие фирмы и предпринимателей.

В современном региональном развитии проявляются черты общего

экономического кризиса России, усиливающаяся дезинтеграция экономического

пространства и различные стартовые условия отдельных регионов при их

вхождении в рынок.

В особенно трудных условиях находятся сейчас регионы с высокой

концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных

инвестиционных программ; регионы, зависимые от поставок сырья,

продовольства, а ток же регионы с критической экологической обстановкой, в

которых необходимы закрытие ряда экологически вредных производств и

осуществление мер по социальной защите населения. К таким регионам

относятся ряд областей Урала, Сибири, Дальнего Востока, Центра.

Отрицательное влияние на изменение геополитической обстановки в России

оказали процесс распада СССР и образование новых независимых государств к

государственным границам выходят сейчас почти все экономические районы

России, за исключением Волго-Вятского. Это требует передислокации

вооруженных сил, защиты границ, защиты местного рынка, а следовательно

огромных капиталовложений, что отрицательно сказывается на социально-

экономическом положении регионов.

Таким образом, основные задачи региональной политики России в условиях

становления и развития рыночных отношений состоят в обеспечении достойного

уровня благосостояния населения в каждом регионе, в постепенном

выравнивании уровня жизни, исключении чрезмерных контрастов в социальных

условиях.

Главная цель региональной политики заключается в сохранении и единства и

целостности России, недопущении ее распада на суверенные территории. Одним

из условий этого является обеспечение баланса общероссийских и региональных

интересов. Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы

срочные меры по реформированию экономики, среди них реконструкция экономики

старопромышленных регионов, крупных городских агломераций. Необходимы меры

по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и

модернизации инфраструктуры.

В размещении производительных сил одной из главных задач остаются

освоение уникальных природных богатств в северных и восточных районах,

формирование программно-целевых, территориально-производственных комплексов

при условии комплексного использования ресурсов и соблюдения экологических

стандартов.

Важнейшим условием развития и функционирования рыночных отношений

является организация межтерриториальных экономических связей. Основными

формами этих связей в условиях рынка являются: материальный товарообмен

результатами своего труда, взаимовыгодное выполнение регионами работ и

услуг, совместное проведение регионами работ производственного и

непроизводственного характера, развитие межрегионального туризма,

проведение одинаковой налоговой политики, политики ценообразования,

демографической политики.

В условиях становления рыночных отношений возрастает роль

внешнеэкономических связей. В качестве первоочередных направлений

взаимодействия с инофирмами выделяются следующие: совместное освоение

природных ресурсов; создание совместных предприятий; совместная реализация

экологический проектов на базе передовых достижений зарубежной технологии и

реализация отечественных проектов с применением импортной техники,

привлечением иностранных капиталов, использованием зарубежного опыта и

новейших технологий для повышения производительности труда в

промышленности, продуктивности сельскохозяйственного производства и

организации фермерских хозяйств; использование опыта наиболее развитых

стран в формировании и функционировании рыночной инфраструктуры;

привлечение иностранных специалистов для консультаций и подготовки

управленческих кадров.

В условиях рынка особенно важно приспособление к структуре

потребительского спроса, создание ресурсов потребления, повышение

конкурентоспособности и расширение рынка сбыта российской продукции,

интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

Заключение.

Говоря о кризисе экономики России в целом, нельзя не сказать о

нарастающих противоречиях в отношениях между отдельными регионами. Не все

регионы в одинаковой степени готовы к рыночным отношениям. Многие из них в

силу неразвитости экономики тяготеют к замкнутым системам и создают

региональные рынки, обслуживающие предприятия и население только данного

региона. Другие же регионы, имеющие развитую промышленность, хотя и

придерживаются принципов открытой экономики, часто предпочитают поставлять

свою продукцию не на внутренний рынок России, а за рубеж, активно используя

фактор неэквивалентной продуктовой обратимости рубля.

Таким образом, огромные различия в экономических, природно-

географических, социально-демографических, политических и др. условиях в

многочисленных регионах России исключают унифицированный подход к

проведению экономических реформ, и ориентированных на средние условия,

требуют проведения гибкой региональной политики с учетом особенностей

каждого региона.

Межрегиональные экономические связи представляют собой систему

экономических отношений и интересов регионов, формирующихся и развивающихся

в процессе функционирования общественного производства. Эта система

обусловлена разделением и специализацией общественного труда, размещением

производительных сил и природно-географическими условиями.

В настоящее время регионы стремятся наладить в своих пределах выпуск

продукции для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы

предприятий. Идет процесс укрепления внутрирегионального рынка. В тоже

время территориальные рынки нельзя рассматривать в изоляции от

общероссийского рынка и внешнеэкономических связей. Емкость и структура

региональных рынков определяется не только товарами производимыми в данном

регионе, но и продукцией, приобретаемой в других регионах и за рубежом.

Таким образом, развитие территориальных рынков означает развитие обмена,

горизонтальных связей между регионами.

Высокий научный потенциал европейской части России позволяет создать в

городах – Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде крупные рынки

наукоемкой продукции.

В последнее время заметен процесс интеграции и укрепления

межгосударственных связей России с суверенными государствами ближнего

зарубежья – с Казахстаном и Белоруссией, что в значительной мере оживит

экономику России и укрепит рыночные отношения.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.