Развитие и размещение транспортного комплекса РФ
энергетического и транспортного машиностроения, нефтехимии, пищевой и
легкой промышленности, агропромышленного комплекса. Вывозятся также цемент
и уголь. Основные продукты ввоза — прокат черных металлов, некоторые виды
минеральных удобрений, деловая древесина и пиломатериалы, автомобили,
тракторы, а в последнее время нефть.[138]
В перспективе развития транспортного комплекса стоит задача
строительства обводной дороги в обход территории Чечни.[139]
Поволжский экономический район.
Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Поволжья играют связи
с другими районами и зарубежными странами. Поволжье вывозит сырую нефть и
нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты,
станки и механизмы, рыбу, зерно, овощебахчевые культуры и т. д. Ввозит лес,
минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой
промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая
обеспечивает грузопотоки большой мощности. Важнейшую роль играет
железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва — Казань
— Екатеринбург, Москва — Сызрань — Самара — Челябинск; Ртищево — Саратов —
Уральск (эта дорога связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Инза —
Ульяновск — Мелекес — Уфа; Волгоград связан железнодорожными магистралями с
Тихорецкой, Лихой, Грязями. Большое значение для внутрирайонных связей
имеет меридиональная дорога — Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля.
Построены дороги Кизляр — Астрахань — Агрыз; Элиста — Двины; Астрахань —
Гурьев и др. Велика роль Волги как транспортного пути. Развит
трубопроводный транспорт. Нефтепроводы и газопроводы соединяют Поволжье со
многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной
Европы. Развит автомобильный и авиационный транспорт.[140]
Уральский экономический район.
Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного
комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района
в территориальном разделении труда, а с другой — высоким уровнем
комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие
отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с
другом. Отсюда — высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до
60%).[141]
Важнейшая роль среди видов транспорта в Уральском экономическом районе
принадлежит железным дорогам. Основу железнодорожной сети составляют
пересекающиеся почти под прямым углом широтные и меридиональные
магистрали.[142] Наибольшее значение из широтных магистралей,
осуществляющих экономические связи с другими районами, имеет участок
Транссибирской магистрали Челябинск — Владивосток. Но главной широтной
дорогой по-прежнему остаётся старинный Сибирский тракт, связывающий Москву
с Сибирью. Широтные магистрали пересекают Урал на широте Челябинска и
Оренбурга — Орска. Меридиональные дороги одновременно выполняют роль
распределителей грузов, прибывших на Урал в порядке межрайонного обмена.
Лучше развита сеть меридиональных дорог на Восточном склоне Урала.
Выделяется линия Полуночное — Орск; параллельно ей идёт дорога Серов —
Челябинск. На западном склоне Урала проходит железная дорога Соликамск —
Бакал. Построена также железная дорога в Тюменскую область Ивдель — Обь.
Предполагается построить Западно-Уральскую меридиональную и Северо-
Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей,
так как высока грузонапряженность дорог.[143]
Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных
перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество
автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать
новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказский, Волго-
Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.
Велика роль трубопроводного транспорта: через Урал проходят нефте- и
газопроводы из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж.[144]
Получил развитие и авиационный транспорт. Через территорию Урала
проходят многие внутренние и международные авиалинии. Главный узел
авиалиний — Екатеринбург.[145]
Уральский экономический район относится к районам наиболее высокого в
стране грузопотребления и грузоотправления. Это объясняется тем, что регион
осуществляет разнообразные экономические связи со многими регионами страны
и странами зарубежья. Из восточных районов Урал получает в основном сырье и
топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей.[146] С
европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми
изделиями и конструкционными материалами (причем вывоз по объему превышает
ввоз). Наиболее тесные связи — с соседними экономическими районами: Западно-
Сибирским и Поволжским, а также с Казахстаном. Западная Сибирь поставляет
Уралу уголь, кокс, нефть и газ, а в перспективе — электроэнергию, а ввозит
главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из
Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия,
уголь и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом
продукцией химии и машиностроения, поставляет продукты питания.[147]
Западно-Сибирский экономический район.
Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой
грузонапряженностью. Помимо основной Сибирской железнодорожной магистрали
была построена Южно-Сибирская магистраль, сыгравшая большую роль в развитии
производительных сил Кузбасса и Алтая. От неё отошли линии в северном и
южном направлениях. Была также построена железная дорога: Иртышская —
Карасук — Камень-на-Оби — Алтайская. Новой железнодорожной магистралью
является Тюмень — Тобольск — Сургут — Нижневартовск — Уренгой. В
значительной мере межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Западной
Сибири осуществляются по рекам Обь — Иртышского бассейна. Особенно широкое
развитие в Западной Сибири получили трубопроводный транспорт и линии
электропередач. Большое значение имеет автомобильная дорога Чуйский
тракт,обеспечивающая связи с Монголией. Важное значение для пассажирских и
грузовых перевозок имеет воздушный транспорт, без которого трудно
представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.[148]
Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над
ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты
руд цветных металлов и др. Ввозятся машины и оборудование, продовольствие и
товары народного потребления.[149]
Восточно-Сибирский экономический район.
Большое значение в осуществлении межрайонных и внутрирайонных связей
имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской
магистрали (Москва — Омск — Красноярск — Иркутск — Владивосток) и
ответвлений от нее: Тайшет — Братск — Усть-Кут, связавшая недавно
построенный БАМ с Транссибом; Тайшет — Абакан, соединившая Южно-Сибирскую
магистраль с Транссибирской; Улан-Удэ — Наушки; Борзя — Соловъёвск. Однако
железнодорожная сеть развита еще слабо.[150]
Построен западный участок БАМа: Тайшет — Братск — Лена. Для обхода
тоннельного участка байкальской железной дороги построен участок дороги
Иркутск — Слюдянка. На севере сооружена также дорога Дудинка —
Норильск.[151]
Железные дороги сконцентрированы на юге района и имеют преимущественно
широтное направление. В меридиональном направлении (на север от Транссиба)
проложены дороги Хребтовая — Усть-Илимск, Решеты — Богучаны, Ачинск —
Абалаково, обеспечившие необходимые условия для строительства
гидроэлектростанций и вывоза древесины.[152]
Важное значение имеет речной транспорт (судоходен Енисей). Он удачно
взаимодействует не только с железнодорожным, но и с морским транспортом,
использующим Северный морской путь. Наиболее крупные порты, через которые
происходит соединение речного судоходства с морским, — Диксон в Енисейском
заливе, Дудинка и Игарка на Енисее.
Восточная Сибирь располагает сетью автомобильных дорог, но развита она
слабо, что препятствует освоению ценных природных ресурсов. Наиболее
известны Усинский тракт (Абакан — Кызыл), автомагистраль от Абазы (Хакасия)
к Ак-Довураку (Тува). Нефтепроводом Восточная Сибирь связана с Западной
Сибирью и Поволжьем. Важное значение имеет авиационный транспорт, без
которого на необъятных просторах региона трудно представить осуществление
регулярных внутренних и внешних связей.
Важной особенностью межрайонных связей Восточной Сибири является
двухкратное преобладание вывоза над ввозом. Из района вывозятся лес и
пиломатериалы, железные руды, руды и концентраты руд цветных металлов и др.
Ввозятся машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного
потребления. Наиболее тесные связи регион имеет с соседней Западной
Сибирью. В перспективе планируется строительство газопровода, по которому
газ будет передаваться в Китай, а затем в Японию.[153]
Дальневосточный экономический район.
Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от
ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует
активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном
взаимодействии различных видов транспорта.[154]
В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды
транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится
до 80% перевозимых грузов.[155]
Начало активного транспортного освоения южной части района связано с
прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. За последнее время
Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися
подъездными ветками к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими
самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре),
до Находки и Посьета. Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего
Востока связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой
магистрали Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье и
возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения
БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включает и дорогу от Транссибирской
магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск — "Малый БАМ", а также ряд
линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.[156]
В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов
Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в
суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. К Северному
морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную перемычку между
железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного
Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта
Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные
и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами
в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные
материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих
морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан),
Владивосток, Находка, Советская Гавань.[157]
Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах,
оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико.
Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей, например, с
юга в Республику Саха ведет дорога Невер — Алдан — Якутск. Самая северная
дорога проходит от Якутска до Магадана. Большое транспортное значение имеет
дорога Хабаровск — Биробиджан, Колымский тракт. Помимо автомагистралей на
севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более
развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.[158]
Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для
связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок
(особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются
связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера
Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений
транспорт.[159]
Через Дальний Восток осуществляются экономические связи России со
многими зарубежными странами, особенно со странами, расположенными в
бассейне Тихого и Индийского океанов (Япония, Китай, Южная Корея, страны
Южной и Юго-Восточной Азии). Дальний Восток вывозит в эти страны лес и
лесоматериалы, продукцию целлюлозно-бумажной промышленности, рыбу, цемент и
др.[160]
Экономическая оценка деятельности транспортного комплекса
Пассажирские перевозки — один из основных видов транспортной
деятельности. Транспортный рынок пассажирских перевозок предоставляет
пассажирам услуги различных видов транспорта, которые не равноценны по
стоимости, скорости, регулярности и комфорту.
Диаграмма 2.2.1 Доля видов транспорта в пассажирооброте в %[161]
Как видно из диаграммы 2.2.1, первое место по пассажирообороту в 1998
году занимал автомобильный транспорт, его доля составляла 45 %, однако,
если не учитывать внутригородские автобусные перевозки, то первенство
принадлежит железнодорожному транспорту, доля которого равна 40,2 %.
Важное место в пассажирских перевозках занимает воздушный транспорт.
Его доля в общем пассажирообороте составляет 14,6 %. Однако в последние
годы число пассажиров, перевезённых воздушным транспортом, снизилось почти
в 3 раза из-за значительного повышения стоимости проезда и снижения
платежеспособности населения. На снижение пассажирооборота сказалось
дробление «Аэрофлота» на мелкие авиакомпании, что привело к ухудшению
безопасности полётов и качества обслуживания пассажиров.
На пассажирские перевозки речным и морским транспортом приходится
всего 0,2 %. Сегодня суда морского флота в большей мере используются для
туристических целей, речные суда — для перевозки пассажиров на внутренних
магистралях в Поволжском, Северо-Западном и других районах страны. За
последнее время объём перевозок пассажиров водным транспортом снизился в 3
раза.
На рынке транспортных услуг получают развитие отдельные виды
пассажирских перевозок: международные воздушные, местные и пригородные
автобусные, багажные и грузобагажные железнодорожные. Тарифная политика
прежде всего на воздушном транспорте становится более гибкой, усиливается
конкуренция между отдельными видами транспорта и пассажирскими компаниями.
Таблица 2.2.1 Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования[162]
(миллиардов пассажиро-километров)
Всего же в 1998 г. пассажирооборот составил 481,2 млрд. пассажиро-
километров, что на 30,3 млрд. пассажиро-километров меньше по сравнению с
прошлым годом. Из таблицы 2.2.1. видно, что за период с 1990 по 1998 год
пассажирооборот постоянно сокращался, и с 1990 по 1998 год сокращение
составило 309,8 млрд. пассажиро-километров (791,0 и 481,2 млрд. пассажиро-
километров соответственно). Статистические данные ярко свидетельствуют о
том, что вся транспортная система Российской Федерации охвачена кризисом.
В последние годы имеет место тенденция к падению пассажирооборота на
всех видах транспорта. Так, за период с 1993 по 1997 г. пассажирооборот на
всех видах транспорта сократился на 27 %, в частности на железнодорожном на
37,4 %, автомобильном на 13,1 %, воздушном на 26,1 % и водном транспорте —
52,6 %. Только в 1997 году впервые за последние годы, пусть и незначительно
— на 0,6 %, возросли перевозки пассажиров всеми видами транспорта.
Сокращение спроса на пассажирские перевозки вызвано напряжённой
социально-экономической обстановкой в стране, снижения жизненного уровня
населения, значительным ростом тарифов. Объём международных пассажирских
перевозок сократился в результате установления зарубежными железными
дорогами высоких цен за проследование российских поездов по их территории,
что также привело к снижению спроса на пассажирские перевозки.[163]
Работа пассажирского транспорта тесно связана с такими факторами, как
подвижность населения, усилившаяся конкуренция между различными видами
транспорта, неравномерность и неопределённость спроса на перевозки,
убыточность пассажирских перевозок и их финансирование.
За анализируемый период общая подвижность населения страны по всем
видам транспорта сократилась на18,7 % по числу отправлений, а по количеству
пассажиро-километров на 26,2 %, в том числе на железнодорожном транспорте
по числу отправлений на 21,6 %, пассажирообороту на 36,7 %. За последние
годы из-за снижения жизненного уровня населения значительно изменилась
география пассажиропотоков, уменьшилось отправление пассажиров в
междугородном сообщении, изменилось распределение их по видам транспорта.
Так, за этот период доля автомобильного транспорта увеличилась на 19,1 %.
Решая проблему ценовой политики транспортного комплекса, необходимо
определять ценовую эластичность спроса разных групп населения на перевозки.
Это позволит прогнозировать возможные последствия изменения цен, влияющих
на величину их спроса, и сумму дохода от пассажирских перевозок. Так,
доходы населения Российской Федерации за период с 1992 по 1997 г.
сократились в два раза, пассажирооборот в дольнем следовании — на 41,3 %
(т.е. тоже почти в два раза), в пригородном сообщении — на 18,9 %.[164]
В грузовых перевозках ситуация выглядит иначе. Ведущее место по
грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит
железнодорожному — 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного
приходится менее 8% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного
транспорта в общем грузообороте последние десятилетия падает. В то же время
доля узкоспециализированного трубопроводного транспорта постоянно
увеличивается и в настоящее время составляет 60%. Доля воздушного
транспорта в грузообороте крайне незначительна. Но по объему пассажирских
перевозок воздушный транспорт занимает третье место.
На фоне 1,8 %-го роста объёмов промышленного производства в стране
почти на 2% увеличились суммарные объёмы перевозок грузов.
В 1998 году они составили 2337,6 миллионов тонн грузов по видам
транспорта общего пользования, что на 233,2 миллиона тонн меньше по
сравнению с прошлым годом. За период с 1990-го по 1998-ой год данный
показатель снизился почти в 3 раза или на 4520,9 миллионов тонн (6858,5 и
2337,6 миллионов тонн соответственно).
Грузооборот в 1998 году составил 3146 миллиардов тонно-километров, что
на 109,5 миллиардов тонно-километров меньше по сравнению с прошлым годом.
Всего же за период с 1990-го по 1998-ой год уменьшение грузооборота
составило 2744,6 миллиардов тонно-километров.
Проблемы транспортного комплекса и перспективы его развития.
Контейнирование и комбинированные перевозки.
Переход на рыночную экономику создаёт благоприятную среду для
внедрения прогрессивных идей и принципов логистики. К числу её основных
компонентов относятся высококачественный сервис и быстрое осуществление
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|