Проблемы топливно-энергетического комплекса Африки
Проблемы топливно-энергетического комплекса Африки
1. Проблемы топливно-энергетического комплекса Африки
В последнее время значительно возросло внимание исследователей к
экономическим и социальным проблемам стран Африки. Интерес этот не случаен.
Именно к этой "компактной половине" всех развивающихся стран чаще всего
относятся определения со словами "самый": самая отсталая зона современного
мира, самое большое число "наименее развитых" – по классификации ООН –
стран, самый "голодающий" континент – единственный, где численность
населения уже продолжительное время возрастает быстрее, чем производство
продуктов питания.
Африканская экономика продолжает основываться на малопродуктивном
сельском хозяйстве и кустарном производстве, характеризующимся технической
отсталостью и низкой квалификацией рабочей силы. Общая экономическая
отсталость африканских стран наглядно проявляется в величине ВВП на душу
населения, которая является самой низкой среди всех развивающихся стран
мира. В 1995 году этот показатель составил немногим более 600 долларов
(почти в 20 раз ниже, чем в развитых странах). К тому же в 16 странах этот
показатель ниже 300 долларов, что позволяет отнести их к числу наименее
развитых государств мира. В числе 10 беднейших стран мира (ВВП менее 200
долларов на душу населения) 9 африканских. Вместе с тем отдельные страны
континента сумели за счет экспорта ценного сырья достичь довольно высокого
показателя ВВП – более 2 тысяч долларов (Ливия, ЮАР, Алжир, Габон,
Ботсвана, Маврикий, Сейтельские острова). Тем не менее в целом можно
говорить об Африке как о беднейшем континенте мира [14]. За последние пять
лет экономическая ситуация на континенте не изменилась.
В настоящее время на Африканском континенте проживает около 13%
населения мира и сосредоточены значительные мировые запасы многих важных
полезных ископаемых, удельный вес Африки в мировом промышленном
производстве составляет 2,5%.
В последние два десятилетия в странах Африки отмечается резкое
замедление темпов экономического развития – с 4,3% в 1970 – 80 годах до
1,1% в 1990 – 2000 годы. Подавляющее большинство африканского населения
продолжает оставаться неграмотным. Резко возрастает внешняя задолженность
африканских стран, которая в сумме составляет 320 млрд. долларов.
Отсталость освободившихся государств порождает глубокую специфику
социально-экономических проблем.
Для решения многих национальных вопросов немаловажную роль играет
рассмотрение проблем развития топливно-энергетического комплекса. В
настоящее время экономика и ТЭК африканских стран сталкивается со
следующими проблемами, от решения которых зависит экономическое развитие
континента:
1) проблема усиления роли государства и эффективного контроля в
решении государственных задач;
2) влияние иностранных монополий на формирование и развитие ТЭКа;
3) проблема рационального природопользования;
4) отсталость инфраструктуры и узость внутреннего рынка.
1. Проблема усиления роли государства и эффективного
контроля в решении государственных задач
В любой общественной системе присутствует системообразующий и
интегрирующий элемент, который в общих чертах определяет содержание и
дисциплину развития системы.
В условиях колониальной зависимости метрополия внеэкономическими и
экономическими методами регулировала в своих интересах течение социально-
экономических процессов в колониях. После достижения независимости в силу
слабости частного национального капитала движущей силой консолидации
воспроизводственных процессов мог стать либо национальный государственный,
либо иностранный капитал.
В условиях дезинтегрированности хозяйства и не сформировавшегося
гражданского общества государство является силой, способной ускорить
процесс развития, преобразовать традиционные отношения. [20]
Вся история формирования национальной экономики развивающихся стран
убедительно свидетельствует о том, что экономическая отсталость может быть
преодолена только при условии значительного расширения экономических
функций государства. В настоящее время государство наряду с иностранным
капиталом играют решающую роль в развитии экономики стран Африки.
Государство практически повсеместно стремится не только укрепить свои
позиции, но и использовать в экономическом развитии такие рычаги, как
регулирование и планирование экономики. [14]
Расширение экономических функций государства в странах Африки
необходимо, во-первых, для преодоления экономической отсталости,
постепенного внедрения современных методов производства и становления новых
производственных отношений в экономически отсталом обществе. В странах
Африки государство является единственной национальной силой, способной
изыскать средства и осуществлять развитие инфраструктуры, в том числе и
энергетической, отраслей ТЭКа, выступать контрагентом в международной
торговле. [14]
Дальнейшее усиление позиций госсектора в сфере разработки национальных
природных ресурсов становится мощным фактором формирования новой
промышленной структуры, создания индустриально-аграрных комплексов,
значительного укрепления и расширения позиций государства в народном
хозяйстве в целом. Ярким примером этого может служить развитие в госсекторе
нефтехимических отраслей и их воздействие на народное хозяйство в основных
нефтедобывающих странах (Нигерия, Алжир, Египет, Ливия). [32]
Во-вторых, расширение вмешательства государства в экономику диктуется
задачей обеспечить наиболее рациональное использование мобилизируемых
ресурсов. В годы независимости собственностью государства в большинстве
африканских стран стали добыча нефти, природного газа, другого
энергетического сырья. В вопросе о путях развития этой промышленности могла
возникнуть такая альтернатива – либо передача ее в руки государства, либо
сохранение и дальнейшее усиление позиций иностранного капитала.
Национальному частному капиталу разработка этих богатств не под силу, а
сохранение контроля иностранных монополий ведет к хищническому
использованию этих ресурсов. Поэтому государство вынуждено брать отрасли
ТЭК под свой контроль, увеличивать долю участия государства в эксплуатации
месторождений. Задача строительства гидросооружений, тепловых
электростанций, линий электропередач, трубопроводов, нефтеперерабатывающих
заводов также не может быть решена в этих странах ни путем использования
иностранного капитала, ни тем более национальным капиталом, размеры и
ограниченные цели которого не могут соответствовать необходимым для этого
масштабом усилий. Только постановка этой задачи в общенациональном
масштабе, целенаправленные усилия государства в финансовом и материальном
отношениях могут дать необходимые результаты. [44]
В – третьих, необходимость расширения экономической деятельности
государства вызвана решением задачи завоевания экономической независимости
бывшими колониями и полуколониями. Мощным, влиятельным, опирающимся на
вековые традиции господства иностранным монополиям можно противопоставить
иную монополию – национальное государство как наиболее всеобъемлющий орган
экономического и политического контроля. Только государство может более или
менее успешно противостоять натиску иностранного капитала. [42] Так, если в
колониальный период эксплуатация энергетического сырья полностью находилась
в руках иностранного капитала, то после достижения независимости
африканские государства постепенно проводили национализацию, увеличивая
свою независимость.
В Ливии добыча нефти до 70-х годов находилась преимущественно в руках
американских компаний, среди которых "Стандарт ойл оф Нью - Джерси",
"Оксидентал петролиум" и другие. В эксплуатации нефтяных богатств страны
ранее участвовал и английский капитал, но в 1971 г. собственность компании
"Бритиш петролиум" была национализирована правительством; в 1971 г.
объявлено о национализации собственности англо – голландской компании
"Ройял Датч Шелл".
В Алжире в 1966 г. была учреждена национальная компания "СОНАТРАК", в
руках которой сосредоточено 100% добычи природного газа, ѕ добычи нефти,
все операции по рафинированию нефти, а также по реализации и
транспортировке нефти и газа, заводы по сжижению природного газа.
Возросла доля госсектора в нефтяной промышленности Египта, Нигерии,
Гобона, Анголы. [20]
Таким образом, значение государства в экономике африканских стран
определяется не только его ролью в решении основных проблем их социально-
экономического развития. Способствуя решению этих проблем, государство
выступает в то же время орудием борьбы против иностранного влияния и в силу
этого становится важнейшим фактором экономического роста и укрепления
экономической самостоятельности стран. Опыт развития африканских стран,
таких как Алжир, Египет, Ливия, показывает, что государственный сектор
становится ведущей формой экономического развития. [44]
Итак, вмешательство государства в экономическую жизнь в условиях
африканских стран необходимо и неизбежно. Наиболее законченное выражение
оно находит в образовании государственного сектора экономики, где
господствующее положение занимают отношения государственной собственности.
Существует несколько путей образования государственного сектора. В
первую очередь в государственный сектор получивших независимость стран была
передана та часть общественного богатства, которая до этого находилась в
руках колониальной администрации.
Более важным путем формирования и расширения государственного сектора
является национализация предприятий, принадлежащих иностранному капиталу.
Процесс национализации собственности иностранного капитала явился важным
направлением в развитии госсектора Африки в экспортных отраслях экономики и
прежде всего в нефтяной и горнодобывающей промышленности. Установление
контроля над национальными природными ресурсами обеспечило для многих стран
– экспортеров сырья получение более высоких экспортных доходов, возможность
перехода к более высокой степени обработки сырьевой продукции.
В годы независимости собственностью государства в большинстве
африканских стран стала энергетика, а в ряде государств – и крупные
предприятия горнодобывающей промышленности.
В Алжире правительство установило государственный контроль над
нефтегазовой отраслью. В Ливии установили государственный контроль над
нефтяной промышленностью. В Габоне и Нигере месторождения урановой руды
эксплуатируются смешанными компаниями с участием правительств этих стран,
французского комиссариата по атомной энергии и иностранных компаний. [47]
При создании государственного сектора в горнодобывающей промышленности
путем национализации африканские правительства преследуют следующие цели:
- прекращение эксплуатации иностранным капиталом невосполнимых
минеральных ресурсов, необходимых для развития национальной
промышленности;
- устранение хищнической разработки месторождений;
- обеспечение рационального освоения и использования минеральных
ресурсов в национальных интересах;
- увеличение валютных поступлений от экспорта продукции
горнодобывающих предприятий;
- обеспечение условий для наиболее эффективного проведения
национальной сырьевой политики;
- первоочередное обеспечение национальных промышленных
предприятий минеральным сырьем;
- вытеснение иностранного капитала и установление эффективного
контроля в ключевых отраслях промышленности;
- установление посредничества транснациональных корпораций и
установление прямых контактов с импортерами;
- создание условий для независимой внешнеторговой политики
(установление объема экспорта, цен, выбора партнеров и т.д.).
Государственный сектор растет за счет государственного капитального
строительства.
Строительство в развивающихся странах Африки новых государственных
добывающих и перерабатывающих топливное сырье предприятий имеет следующие
задачи:
- освоение месторождений полезных ископаемых, в которых не
заинтересован иностранный капитал, но которые жизненно
необходимы для развития базовых отраслей национальной
промышленности (уголь в Нигерии, Алжире);
- диверсификация горнодобывающей промышленности;
- увеличение валютной экспортной выручки организации переработки
полезных ископаемых, вывозившихся ранее в сыром виде
(нефтепереработка в Алжире и Ливии);
- экономия иностранной валюты путем создания предприятий по
переработке минерального сырья для замещения импорта;
- создание объектов внутриафриканского сотрудничества.
В процессе проведения в жизнь политики создания и укрепления
государственного сектора ТЭКа правительства стран Африки пришли к пониманию
того, что эффективное его функционирование возможно только в случае, когда
государство контролирует все звенья процесса освоения и использования
минеральных ресурсов – от их разведки до сбыта минерального сырья и
продуктов его переработки и доставки покупателю.
Подавляющее большинство развивающихся стран Африки сумело создать
государственные учреждения и гораздо реже – производственные предприятия
только в отдельных звеньях системы освоения и использования национальных
минеральных ресурсов. И лишь страны Северной Африки, особенно Алжир, Ливия,
Египет, а также такие страны Тропической Африки, как Заир, Зимбабве, Замбия
отчасти Нигерия, добились определенных успехов в создании государственного
сектора или охвате государственным контролем всех элементов указанной
системы в ТЭКе либо в отдельных ее отраслях. [1]
Часто ссылаются на опыт Египта, Туниса и Алжира, в которых быстро
растет государственный сектор в промышленности. Но успех государственного
сектора в промышленности этих стран, структурные сдвиги в их экономике при
активном участии и вмешательстве государства оказались возможными благодаря
их относительно высокому для Африки уровню социального и экономического
развития. В других, менее развитых, странах – Нигерия, Габон, Намибия –
государственный сектор в промышленности развивается медленно. [42]
Основной формой государственной собственности в африканских странах
являются государственные и смешанные компании с преобладанием коммерческих
функций. Долевое участие государства в акционерном капитале смешанных
компаний потребовало создания специальных организационных форм для такого
типа государственной собственности. Одной из таких форм в большинстве
стран стала специально создаваемая государством для распоряжения
государственной собственностью в смешанных обществах компания – держатель
акций, так называемая холдинг – компания.
В странах Северной Африки крупнейшим государственным холдингом
является "Сонатрак", контролировавшая до ее разукрупнения организации и
компании, охватывающие все стадии деятельности в нефтегазовой
промышленности.
Африканские государства – крупные экспортеры минерального сырья и
топлива с целью установления реального государственного контроля над
экспортом главного национального достояния прилагают усилия к созданию и
развитию государственных или смешанных компаний по морским перевозкам либо
фрахтовых обществ. Особую активность в огосударствлении морских перевозок
минерального сырья и топлива проявляют Алжир, Марокко, Ливия и Гвинея.
Исключительное значение для экономического развития имеет проводимая
рядом молодых африканских государств политика создания национальной
промышленности по переработке топлива. Государственный сектор в химической
индустрии, может стать для некоторых африканских стран (Алжир, Марокко,
Тунис, АРЕ, Ливия, Нигерия) главным инструментом структурной перестройки и
модернизации национальной экономики.
Значительная организационная перестройка осуществлялась в
государственном секторе нефтяной промышленности Алжира. Главным
инструментом проведения в жизнь нефтяной политики алжирского правительства
была государственная компания "Сонатрак". В результате мер по развитию
нефтегазовой и химической промышленности, национализации множества
иностранных компаний и принятия на себя самых разнообразных функций эта
компания превратилась в трудно управляемый конгломерат организаций и
предприятий различного профиля. В 1980 г. алжирское правительство
осуществило разукрупнение "Сонатрак", образовав на ее базе четыре
организации. Вновь созданному Национальному предприятию капитального
строительства в нефтяной промышленности было поручено осуществлять
геологические исследования и капитальное строительство в нефтяной, газовой
и нефтехимической промышленности. Национальное предприятие по переработке
нефти и снабжению нефтепродуктами призвано осуществлять переработку нефти,
ее производных и газа и сбывать продукцию на внутреннем рынке. Национальное
предприятие пластических масс и каучука производит и сбывает свою продукцию
на внутреннем рынке. "Сонатрак" сохраняет функции разведки, разработки,
транспортировки и продажи углеводородов на международном рынке.
Таким образом, государственный сектор в ТЭКе большинства африканских
стран находится на различных стадиях своего становления. Африканские
государства принимают меры по его укреплению и повышению его эффективности,
в числе которых – поиски новых организационных форм, лучше отвечающих
поставленным перед госсектором задачам.
На основе государственного сектора африканские страны развивают
внутриафриканское экономическое сотрудничество. [1]
В условиях многоукладной экономики развивающихся стран управлять
экономическим развитием невозможно без создания специально разветвленного и
эффективного аппарата государственного контроля. В его функции должны
входить: осуществление постоянного контроля за фактическим выполнением
планово-регулирующих актов, совершенствование государственного аппарата,
проверка деятельности важнейших общественно-экономических учреждений,
контроль за работой по организации труда и рационализации производства.
[42] В странах Африки распространено планирование, которое было вызвано
тем, что развивающиеся страны сталкиваются в своем развитии с проблемами,
преодолеть которые через механизм стихийного регулирования экономических
процессов невозможно. [20] В большинстве стран Африки до сих пор не
сложилась централизованная система систематического контроля за ходом
выполнения государственных экономических планов и программ: в лучшем случае
она ведется
на уровне отдельных министерств и ведомств и
Страницы: 1, 2, 3, 4
|