рефераты скачать

МЕНЮ


Проблемы топливно-энергетического комплекса Африки

Проблемы топливно-энергетического комплекса Африки

1. Проблемы топливно-энергетического комплекса Африки

В последнее время значительно возросло внимание исследователей к

экономическим и социальным проблемам стран Африки. Интерес этот не случаен.

Именно к этой "компактной половине" всех развивающихся стран чаще всего

относятся определения со словами "самый": самая отсталая зона современного

мира, самое большое число "наименее развитых" – по классификации ООН –

стран, самый "голодающий" континент – единственный, где численность

населения уже продолжительное время возрастает быстрее, чем производство

продуктов питания.

Африканская экономика продолжает основываться на малопродуктивном

сельском хозяйстве и кустарном производстве, характеризующимся технической

отсталостью и низкой квалификацией рабочей силы. Общая экономическая

отсталость африканских стран наглядно проявляется в величине ВВП на душу

населения, которая является самой низкой среди всех развивающихся стран

мира. В 1995 году этот показатель составил немногим более 600 долларов

(почти в 20 раз ниже, чем в развитых странах). К тому же в 16 странах этот

показатель ниже 300 долларов, что позволяет отнести их к числу наименее

развитых государств мира. В числе 10 беднейших стран мира (ВВП менее 200

долларов на душу населения) 9 африканских. Вместе с тем отдельные страны

континента сумели за счет экспорта ценного сырья достичь довольно высокого

показателя ВВП – более 2 тысяч долларов (Ливия, ЮАР, Алжир, Габон,

Ботсвана, Маврикий, Сейтельские острова). Тем не менее в целом можно

говорить об Африке как о беднейшем континенте мира [14]. За последние пять

лет экономическая ситуация на континенте не изменилась.

В настоящее время на Африканском континенте проживает около 13%

населения мира и сосредоточены значительные мировые запасы многих важных

полезных ископаемых, удельный вес Африки в мировом промышленном

производстве составляет 2,5%.

В последние два десятилетия в странах Африки отмечается резкое

замедление темпов экономического развития – с 4,3% в 1970 – 80 годах до

1,1% в 1990 – 2000 годы. Подавляющее большинство африканского населения

продолжает оставаться неграмотным. Резко возрастает внешняя задолженность

африканских стран, которая в сумме составляет 320 млрд. долларов.

Отсталость освободившихся государств порождает глубокую специфику

социально-экономических проблем.

Для решения многих национальных вопросов немаловажную роль играет

рассмотрение проблем развития топливно-энергетического комплекса. В

настоящее время экономика и ТЭК африканских стран сталкивается со

следующими проблемами, от решения которых зависит экономическое развитие

континента:

1) проблема усиления роли государства и эффективного контроля в

решении государственных задач;

2) влияние иностранных монополий на формирование и развитие ТЭКа;

3) проблема рационального природопользования;

4) отсталость инфраструктуры и узость внутреннего рынка.

1. Проблема усиления роли государства и эффективного

контроля в решении государственных задач

В любой общественной системе присутствует системообразующий и

интегрирующий элемент, который в общих чертах определяет содержание и

дисциплину развития системы.

В условиях колониальной зависимости метрополия внеэкономическими и

экономическими методами регулировала в своих интересах течение социально-

экономических процессов в колониях. После достижения независимости в силу

слабости частного национального капитала движущей силой консолидации

воспроизводственных процессов мог стать либо национальный государственный,

либо иностранный капитал.

В условиях дезинтегрированности хозяйства и не сформировавшегося

гражданского общества государство является силой, способной ускорить

процесс развития, преобразовать традиционные отношения. [20]

Вся история формирования национальной экономики развивающихся стран

убедительно свидетельствует о том, что экономическая отсталость может быть

преодолена только при условии значительного расширения экономических

функций государства. В настоящее время государство наряду с иностранным

капиталом играют решающую роль в развитии экономики стран Африки.

Государство практически повсеместно стремится не только укрепить свои

позиции, но и использовать в экономическом развитии такие рычаги, как

регулирование и планирование экономики. [14]

Расширение экономических функций государства в странах Африки

необходимо, во-первых, для преодоления экономической отсталости,

постепенного внедрения современных методов производства и становления новых

производственных отношений в экономически отсталом обществе. В странах

Африки государство является единственной национальной силой, способной

изыскать средства и осуществлять развитие инфраструктуры, в том числе и

энергетической, отраслей ТЭКа, выступать контрагентом в международной

торговле. [14]

Дальнейшее усиление позиций госсектора в сфере разработки национальных

природных ресурсов становится мощным фактором формирования новой

промышленной структуры, создания индустриально-аграрных комплексов,

значительного укрепления и расширения позиций государства в народном

хозяйстве в целом. Ярким примером этого может служить развитие в госсекторе

нефтехимических отраслей и их воздействие на народное хозяйство в основных

нефтедобывающих странах (Нигерия, Алжир, Египет, Ливия). [32]

Во-вторых, расширение вмешательства государства в экономику диктуется

задачей обеспечить наиболее рациональное использование мобилизируемых

ресурсов. В годы независимости собственностью государства в большинстве

африканских стран стали добыча нефти, природного газа, другого

энергетического сырья. В вопросе о путях развития этой промышленности могла

возникнуть такая альтернатива – либо передача ее в руки государства, либо

сохранение и дальнейшее усиление позиций иностранного капитала.

Национальному частному капиталу разработка этих богатств не под силу, а

сохранение контроля иностранных монополий ведет к хищническому

использованию этих ресурсов. Поэтому государство вынуждено брать отрасли

ТЭК под свой контроль, увеличивать долю участия государства в эксплуатации

месторождений. Задача строительства гидросооружений, тепловых

электростанций, линий электропередач, трубопроводов, нефтеперерабатывающих

заводов также не может быть решена в этих странах ни путем использования

иностранного капитала, ни тем более национальным капиталом, размеры и

ограниченные цели которого не могут соответствовать необходимым для этого

масштабом усилий. Только постановка этой задачи в общенациональном

масштабе, целенаправленные усилия государства в финансовом и материальном

отношениях могут дать необходимые результаты. [44]

В – третьих, необходимость расширения экономической деятельности

государства вызвана решением задачи завоевания экономической независимости

бывшими колониями и полуколониями. Мощным, влиятельным, опирающимся на

вековые традиции господства иностранным монополиям можно противопоставить

иную монополию – национальное государство как наиболее всеобъемлющий орган

экономического и политического контроля. Только государство может более или

менее успешно противостоять натиску иностранного капитала. [42] Так, если в

колониальный период эксплуатация энергетического сырья полностью находилась

в руках иностранного капитала, то после достижения независимости

африканские государства постепенно проводили национализацию, увеличивая

свою независимость.

В Ливии добыча нефти до 70-х годов находилась преимущественно в руках

американских компаний, среди которых "Стандарт ойл оф Нью - Джерси",

"Оксидентал петролиум" и другие. В эксплуатации нефтяных богатств страны

ранее участвовал и английский капитал, но в 1971 г. собственность компании

"Бритиш петролиум" была национализирована правительством; в 1971 г.

объявлено о национализации собственности англо – голландской компании

"Ройял Датч Шелл".

В Алжире в 1966 г. была учреждена национальная компания "СОНАТРАК", в

руках которой сосредоточено 100% добычи природного газа, ѕ добычи нефти,

все операции по рафинированию нефти, а также по реализации и

транспортировке нефти и газа, заводы по сжижению природного газа.

Возросла доля госсектора в нефтяной промышленности Египта, Нигерии,

Гобона, Анголы. [20]

Таким образом, значение государства в экономике африканских стран

определяется не только его ролью в решении основных проблем их социально-

экономического развития. Способствуя решению этих проблем, государство

выступает в то же время орудием борьбы против иностранного влияния и в силу

этого становится важнейшим фактором экономического роста и укрепления

экономической самостоятельности стран. Опыт развития африканских стран,

таких как Алжир, Египет, Ливия, показывает, что государственный сектор

становится ведущей формой экономического развития. [44]

Итак, вмешательство государства в экономическую жизнь в условиях

африканских стран необходимо и неизбежно. Наиболее законченное выражение

оно находит в образовании государственного сектора экономики, где

господствующее положение занимают отношения государственной собственности.

Существует несколько путей образования государственного сектора. В

первую очередь в государственный сектор получивших независимость стран была

передана та часть общественного богатства, которая до этого находилась в

руках колониальной администрации.

Более важным путем формирования и расширения государственного сектора

является национализация предприятий, принадлежащих иностранному капиталу.

Процесс национализации собственности иностранного капитала явился важным

направлением в развитии госсектора Африки в экспортных отраслях экономики и

прежде всего в нефтяной и горнодобывающей промышленности. Установление

контроля над национальными природными ресурсами обеспечило для многих стран

– экспортеров сырья получение более высоких экспортных доходов, возможность

перехода к более высокой степени обработки сырьевой продукции.

В годы независимости собственностью государства в большинстве

африканских стран стала энергетика, а в ряде государств – и крупные

предприятия горнодобывающей промышленности.

В Алжире правительство установило государственный контроль над

нефтегазовой отраслью. В Ливии установили государственный контроль над

нефтяной промышленностью. В Габоне и Нигере месторождения урановой руды

эксплуатируются смешанными компаниями с участием правительств этих стран,

французского комиссариата по атомной энергии и иностранных компаний. [47]

При создании государственного сектора в горнодобывающей промышленности

путем национализации африканские правительства преследуют следующие цели:

- прекращение эксплуатации иностранным капиталом невосполнимых

минеральных ресурсов, необходимых для развития национальной

промышленности;

- устранение хищнической разработки месторождений;

- обеспечение рационального освоения и использования минеральных

ресурсов в национальных интересах;

- увеличение валютных поступлений от экспорта продукции

горнодобывающих предприятий;

- обеспечение условий для наиболее эффективного проведения

национальной сырьевой политики;

- первоочередное обеспечение национальных промышленных

предприятий минеральным сырьем;

- вытеснение иностранного капитала и установление эффективного

контроля в ключевых отраслях промышленности;

- установление посредничества транснациональных корпораций и

установление прямых контактов с импортерами;

- создание условий для независимой внешнеторговой политики

(установление объема экспорта, цен, выбора партнеров и т.д.).

Государственный сектор растет за счет государственного капитального

строительства.

Строительство в развивающихся странах Африки новых государственных

добывающих и перерабатывающих топливное сырье предприятий имеет следующие

задачи:

- освоение месторождений полезных ископаемых, в которых не

заинтересован иностранный капитал, но которые жизненно

необходимы для развития базовых отраслей национальной

промышленности (уголь в Нигерии, Алжире);

- диверсификация горнодобывающей промышленности;

- увеличение валютной экспортной выручки организации переработки

полезных ископаемых, вывозившихся ранее в сыром виде

(нефтепереработка в Алжире и Ливии);

- экономия иностранной валюты путем создания предприятий по

переработке минерального сырья для замещения импорта;

- создание объектов внутриафриканского сотрудничества.

В процессе проведения в жизнь политики создания и укрепления

государственного сектора ТЭКа правительства стран Африки пришли к пониманию

того, что эффективное его функционирование возможно только в случае, когда

государство контролирует все звенья процесса освоения и использования

минеральных ресурсов – от их разведки до сбыта минерального сырья и

продуктов его переработки и доставки покупателю.

Подавляющее большинство развивающихся стран Африки сумело создать

государственные учреждения и гораздо реже – производственные предприятия

только в отдельных звеньях системы освоения и использования национальных

минеральных ресурсов. И лишь страны Северной Африки, особенно Алжир, Ливия,

Египет, а также такие страны Тропической Африки, как Заир, Зимбабве, Замбия

отчасти Нигерия, добились определенных успехов в создании государственного

сектора или охвате государственным контролем всех элементов указанной

системы в ТЭКе либо в отдельных ее отраслях. [1]

Часто ссылаются на опыт Египта, Туниса и Алжира, в которых быстро

растет государственный сектор в промышленности. Но успех государственного

сектора в промышленности этих стран, структурные сдвиги в их экономике при

активном участии и вмешательстве государства оказались возможными благодаря

их относительно высокому для Африки уровню социального и экономического

развития. В других, менее развитых, странах – Нигерия, Габон, Намибия –

государственный сектор в промышленности развивается медленно. [42]

Основной формой государственной собственности в африканских странах

являются государственные и смешанные компании с преобладанием коммерческих

функций. Долевое участие государства в акционерном капитале смешанных

компаний потребовало создания специальных организационных форм для такого

типа государственной собственности. Одной из таких форм в большинстве

стран стала специально создаваемая государством для распоряжения

государственной собственностью в смешанных обществах компания – держатель

акций, так называемая холдинг – компания.

В странах Северной Африки крупнейшим государственным холдингом

является "Сонатрак", контролировавшая до ее разукрупнения организации и

компании, охватывающие все стадии деятельности в нефтегазовой

промышленности.

Африканские государства – крупные экспортеры минерального сырья и

топлива с целью установления реального государственного контроля над

экспортом главного национального достояния прилагают усилия к созданию и

развитию государственных или смешанных компаний по морским перевозкам либо

фрахтовых обществ. Особую активность в огосударствлении морских перевозок

минерального сырья и топлива проявляют Алжир, Марокко, Ливия и Гвинея.

Исключительное значение для экономического развития имеет проводимая

рядом молодых африканских государств политика создания национальной

промышленности по переработке топлива. Государственный сектор в химической

индустрии, может стать для некоторых африканских стран (Алжир, Марокко,

Тунис, АРЕ, Ливия, Нигерия) главным инструментом структурной перестройки и

модернизации национальной экономики.

Значительная организационная перестройка осуществлялась в

государственном секторе нефтяной промышленности Алжира. Главным

инструментом проведения в жизнь нефтяной политики алжирского правительства

была государственная компания "Сонатрак". В результате мер по развитию

нефтегазовой и химической промышленности, национализации множества

иностранных компаний и принятия на себя самых разнообразных функций эта

компания превратилась в трудно управляемый конгломерат организаций и

предприятий различного профиля. В 1980 г. алжирское правительство

осуществило разукрупнение "Сонатрак", образовав на ее базе четыре

организации. Вновь созданному Национальному предприятию капитального

строительства в нефтяной промышленности было поручено осуществлять

геологические исследования и капитальное строительство в нефтяной, газовой

и нефтехимической промышленности. Национальное предприятие по переработке

нефти и снабжению нефтепродуктами призвано осуществлять переработку нефти,

ее производных и газа и сбывать продукцию на внутреннем рынке. Национальное

предприятие пластических масс и каучука производит и сбывает свою продукцию

на внутреннем рынке. "Сонатрак" сохраняет функции разведки, разработки,

транспортировки и продажи углеводородов на международном рынке.

Таким образом, государственный сектор в ТЭКе большинства африканских

стран находится на различных стадиях своего становления. Африканские

государства принимают меры по его укреплению и повышению его эффективности,

в числе которых – поиски новых организационных форм, лучше отвечающих

поставленным перед госсектором задачам.

На основе государственного сектора африканские страны развивают

внутриафриканское экономическое сотрудничество. [1]

В условиях многоукладной экономики развивающихся стран управлять

экономическим развитием невозможно без создания специально разветвленного и

эффективного аппарата государственного контроля. В его функции должны

входить: осуществление постоянного контроля за фактическим выполнением

планово-регулирующих актов, совершенствование государственного аппарата,

проверка деятельности важнейших общественно-экономических учреждений,

контроль за работой по организации труда и рационализации производства.

[42] В странах Африки распространено планирование, которое было вызвано

тем, что развивающиеся страны сталкиваются в своем развитии с проблемами,

преодолеть которые через механизм стихийного регулирования экономических

процессов невозможно. [20] В большинстве стран Африки до сих пор не

сложилась централизованная система систематического контроля за ходом

выполнения государственных экономических планов и программ: в лучшем случае

она ведется

на уровне отдельных министерств и ведомств и

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.