Государственное регулирование АПК
отметить создание сектора крестьянских хозяйств, расширение
землепользования граждан (владельцев личных подсобных хозяйств, садово-
огородных участков и т. д.). Воссоздание крестьянского уклада явилось,
безусловно, положительным процессом, как и расширение прав крестьян в
области землевладения и землепользования. Позитивным было и расширение
спектра форм хозяйствования—возникновение в структуре аграрного сектора
наряду с крестьянскими хозяйствами товариществ с ограниченной
ответственностью, новых типов кооперативов, ассоциаций крестьянских
хозяйств и т. д. Существенно расширены права сельскохозяйственных
предприятий, которые теперь сами определяют направления, структуру и объемы
производства и распоряжаются произведенной продукцией. Развивается сельское
предпринимательство.
Начатая земельная реформа меняет структуру землевладения и характер
земельных отношений. На смену исключительной государственной монополии на
землю как объект собственности приходит многообразие форм собственности и
землепользования. Возникла и распространяется частная собственность на
землю. Расширился доступ к земле тех, кто на ней трудится, что является
необходимым условием рационального, хозяйского отношения к земле. На
повестке дня—создание земельного рынка, который должен привести к
концентрации земли в руках умелых владельцев.
Однако все эти изменения не могут рассматриваться как самоцель, а
должны служить условиями роста производства, повышения производительности
труда и эффективности агропромышленного производства. Именно по этим
основным позициям аграрное реформирование не достигло желаемых результатов.
Напротив, сельское хозяйство и весь агропромышленный комплекс ныне
находятся в состоянии затяжного системного кризиса, который распространился
как на экономическую, так и на социальную сферу.
В связи с тем, что снижается производство в крупных
сельскохозяйственных предприятиях, падает товарность сельскохозяйственного
производства. Наряду с этим существенно изменяется структура реализации —
если ранее основная масса товарной продукции сельского хозяйства
реализовалась заготовительным организациям, то ныне (в 1996 г.)
преобладающая часть продукции растениеводства (более 90% картофеля, около
70% овощей, 2/3 зерна), а также примерно половина животноводческой
продукции реализуется по свободным рыночным каналам (на рынках, через
собственную торговую сеть, предприятия общественного питания и т. д.).
При этом сельское хозяйство, сами естественные условия которого ставят
его в неравноправное положение с другими отраслями (сезонность
производства, замедленный оборот капитала, рассредоточенность на большой
территории и невозможность в силу этого самостоятельно противостоять
отраслям-монополистам, необходимость, чтобы значительно повысить
производительность труда, иметь более высокое органическое строение
капитала, чем в промышленности, и т. д.), оказалось в более тяжелой
ситуации, чем другие отрасли материального производства. Усилился
диспаритет цен: цены на потребляемые в аграрной сфере промышленные средства
производства и ресурсы в 1996 г. по сравнению с 1990 г. в 4,3 раза
опередили совокупные цены на сельскохозяйственную продукцию.[9] В
результате доля убыточных предприятий в сельском хозяйстве была намного
выше, чем в других отраслях производства. Если во всех отраслях
материального производства рентабельность продукции, хотя и сократилась, но
сохранилась, то сельское хозяйство уже несколько лет подряд убыточно.
2.2 Формы государственного регулирования
Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания
государственного регулирования и рыночных рычагов, вызывает необходимость
разработки теории и совершенствования практики государственного воздействия
на макро- и микроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с
ним отраслях.
Государственное регулирование в АПК предполагает осуществление его
преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного
продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от
высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для
сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохранение и
совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора
применительно к условиям переходного периода; содействие развитию рыночной
инфраструктуры; поддержание государственного сектора АПК; развитие
социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для
сельского хозяйства. Регулирующая роль государства особенно важна на
нынешнем этапе перехода к рыночной экономике, когда не сформировался
эффективный механизм экономического регулирования.
При этом должны быть приняты во внимание специфические особенности
аграрного сектора—сезонность производства, медленный оборот капитала,
повышенный производственный риск, связанный с подверженностью стихийным
силам природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий
России находится в зоне рискованного земледелия.
Активное воздействие на развитие АПК экономическими методами
государство может осуществлять через кредитное и налоговое регулирование,
бюджетное финансирование, регулирование условий и уровня оплаты труда,
социальное развитие, через государственные программы, госзаказы,
эффективную таможенную политику и т. д.
Ограниченность ресурсов при кризисе сбыта сельскохозяйственной
продукции предполагает строгое подчинение протекционистской политики в
аграрной сфере задаче повышения эффективности производства. В этой связи
экономический механизм и комплекс мер поддержки сельских
товаропроизводителей должны быть направлены на стимулирование более
производительных вложений и рентабельного производства. Эта цель, в свою
очередь, может быть достижима лишь тогда, когда система экономических
рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные субсидии) будет в основном
использоваться для стимулирования более рентабельных групп предприятий и
более эффективных вложений по регионам. В системе агропромышленного
регулирования агропромышленного производства важно полнее использовать
интервенционные товарные закупки и залог сельскохозяйственной продукции. В
области ценовой политики должны действовать принципы свободного
ценообразования в сочетании с государственном регулированием цен,
установление гарантированного уровня на закупки по госзаказу, формирования
цен в соответствии со спросом и предложением при относительно жестком
ограничении тенденций к их монополизации.
В области кредитно-финансовой политики необходимо строго целевое
использование кредитов с пониженной для сельского хозяйства процентной
ставкой.
В налоговой политике необходимо исключить многоканальность и
дублирование налоговых изъятий. Стратегическим направлением этой политики
должен стать переход к одноканальной системе в форме земельного налога,
дифференцированного в зависимости от качества и местоположения земельных
участков. При этом земельный налог должен иметь уровень, побуждающий к
эффективному использованию земли.
Задачам овладения рыночным механизмом и методами государственного
регулирования в условиях рынка будет отвечать принципиально новая система
управления АПК. В этих целях целесообразно осуществить переориентацию
государственных функций от управления предприятиями и отраслями к
экономическому регулированию взаимодействия между субъектами рыночного
хозяйства.
Государственное регулирование АПК обязательно включает и
внешнеэкономическое направление. Оно в качестве одной из важнейших задач
имеет защиту отечественного сельского хозяйства. Степень и формы
внешнеторговой защиты и аграрного протекционизма должны зависеть от
состояния сельскохозяйственного производства и рынка по отдельным товарам и
товарным группам, от насыщения рынка и конкурентоспособности отечественной
продукции.
В этой проблеме, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, есть
и другая сторона—потребители, интересы которых далеко не всегда и не во
всем совпадают с интересами отечественных товаропроизводителей. Это
означает, что характер и уровень аграрного протекционизма должны носить
компромиссный характер, являясь результатом учета многих разнонаправленных
сил.
В будущем представляется вполне реальным повышение экспортных
возможностей аграрного сектора России. В частности, перспективным ресурсом
для экспорта является зерновое хозяйство, где можно добиться радикального
перелома при наличии ряда условий—коренной реорганизации закупочной
системы, создания лучшей складской и транспортной инфраструктуры, экономии
посевного материала, а также при достижении паритета цен на
сельскохозяйственную продукцию с ценами на средства производства. При этих
условиях зерновое хозяйство в перспективе сможет выделять экспортные
ресурсы.
Во внешнеэкономических связях АПК нужна тщательная постатейная проверка
необходимых пропорций сочетания протекционизма, свободной торговли и
сотрудничества с учетом большой разницы между первой сферой (кроме
промышленности по производству средств защиты растений, где трудно
предвидеть сроки достижения самообеспеченности) и пищевой промышленностью и
хранением, которые, однако, остро нуждаются в западных капиталах и
технологиях.
В связи с изменениями в социально-экономической структуре сельского
хозяйства—падением производства и повышением производства и доли в валовой
сельскохозяйственной продукции хозяйств населения—требуется большее
внимание уделить индивидуальному сектору аграрной экономики. Поддержку
хозяйств населения следует выдвинуть в число приоритетных задач аграрной
политики именно сейчас, когда производство в крупных сельскохозяйственных
предприятиях падает, а крестьянские хозяйства и их ассоциации
организационно не окрепли и не получили сколько-нибудь весомого развития с
точки зрения их вклада в продовольственное обеспечение страны. В 1997 г.
хозяйства населения произвели 91% картофеля, около 77% овощей, 79% плодов и
ягод, 55% мяса, в том числе 69% свинины и 77% баранины, 47% молока, 51%
шерсти, 85% меда, 30% яиц. Эти цифры свидетельствуют об огромном вкладе
хозяйств населения в продовольственное обеспечение страны.
Представляется, что без реального учета в аграрной политике участия
отдельных секторов в создании продовольственного фонда страны нельзя
рассчитывать на прекращение спада сельскохозяйственного производства и
сокращение сроков выхода из аграрного кризиса.
Крупные сельскохозяйственные предприятия заслуживают проведения в
отношении их избирательной политики. Они должны получать кредиты по строго
целевому назначению, с обязательным контролем за использованием выделенных
средств и исключением практики огульного списания полученных ссуд. Средства
предприятиям должны выделяться в рамках специальных программ на конкурсной
основе. В этих условиях средства получат те хозяйства, которые и в нынешних
трудных условиях «держатся на плаву», те, которые могут обеспечить
использование этих средств с наибольшей отдачей. Это примерно четверть всех
сельхозпредприятий, производящих ныне подавляющую массу товарной продукции.
В отношении большинства убыточных предприятий, кроме экономически
безнадежных, следует применять процедуру внешнего управления, подбирать
наиболее эффективные варианты реорганизации хозяйств, дающие возможность
использовать производственные фонды и рабочую силу, изменить применительно
к местным условиям специализацию производства, найти более
квалифицированных руководителей и т. п.
В отношении крестьянских (фермерских) хозяйств основной задачей на
ближайшие годы становится не столько создание новых хозяйств, сколько
повышение устойчивости и подготовка условий для их последующего роста и
развития. Видимо, в течение ряда лет процессы формирования новых
крестьянских хозяйств и их ликвидации будут протекать относительно вяло и
уравновешивать друг друга. Однако многое здесь будет зависеть от аграрной
политики и бюджетных возможностей.
Особым направлением любого аграрного реформирования, его центральным
звеном является земельная реформа. Земельные преобразования призваны
обеспечить рациональное использование и охрану земель как важнейшего
природного ресурса, создание условий для воспроизводства и повышения
плодородия почвы, равноправное развитие различных форм хозяйствования на
земле.
Однако в использовании земель наметились устойчивые негативные
процессы. Усилилась эрозия, опустынивание, деградация, осолонцевание почв.
Происходит истощение земель, разрушение мелиоративных систем. Резко
ухудшилось использование сенокосов и пастбищ. В этой связи государство
берет под контроль и определяет механизм экономического и административного
воздействия за целевое и рачительное использование земель, предотвращение
спекуляции землей и коррупции.
Земля находится в государственной, коллективной и частной формах
собственности. В земельной политике государства особое место должно быть
уделено развитию арендных отношений, которые позволяют наиболее простым
способом и в относительно короткие сроки оптимизировать соотношение между
землей, производственными фондами и рабочей силой, облегчить и удешевить
процесс концентрации земли в пределах, необходимых для эффективного
хозяйствования.
Для того чтобы предотвратить возможные негативные последствия
расширения оборота земли, необходимо законодательное закрепление положений
о праве приобретения сельхозугодий только лицами, обязавшимися использовать
землю для сельскохозяйственного производства, к тому же имеющими
специальное образование, опыт практической работы в сельском хозяйстве, а
также зафиксировать право изъятия неиспользуемых сельхозугодий у их
собственников с передачей земель в резервные фонды государства или органам
сельского самоуправления.
Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические
лица могут выступать участниками земельных отношений только путем аренды
земли. Земля особо охраняемых территорий иностранным гражданам и лицам без
гражданства, юридическим лицам не предоставляется.
Использование земли является платным, за исключением случаев,
предусмотренных федеральным законодательством и законами субъектов
Российской Федерации. Формами платы за землю являются земельный налог,
арендная плата, плата за временное пользование землей, плата за
приобретение земельных участков в собственность, плата за приобретение
права аренды земельных участков.
Платежи направляются на финансирование мероприятий по охране земель и
повышению их плодородия, освоению новых земель, на проведение
землеустройства, ведение государственного земельного кадастра, проведение
мониторинга, осуществление государственного контроля за использованием и
охраной земель.
Достижение стабилизации и развитие АПК включают и решение социальных
проблем. За прошедшие с начала аграрного реформирования годы расширены
земельные права граждан. Немало селян увеличили землепользование, а
горожане стали владельцами садово-дачных земельных участков. Миллионы
сельских жителей, где условно, а где фактически, стали владельцами
земельных паев. Наряду с этим возросла сельская безработица, как официально
зарегистрированная, так и скрытая, на селе усилилась социальная
дифференциация селян по доходам, снизилась гарантированность, общая
надежность оплаты труда и выплаты пенсий, происходит свертывание сети
объектов социальной сферы и ухудшение их состояния.
3. Основные направления государственной политики в АПК
Возникает вопрос, следовало ли изменять сложившуюся в предыдущий период
административно-хозяйственную систему, если аграрные преобразования ее
привели к спаду производства?
Объективная необходимость аграрного реформирования была вызвана тем,
что сельское хозяйство России было затратным, в основном экстенсивным и
разрушительным для природной среды. Показатели производительности труда и
выхода продукции на единицу площади и потребляемых ресурсов оставались
низкими, а разрыв между нашей страной и развитыми странами мира по этим
показателям неуклонно увеличивался не в нашу пользу. Очевидно, что демонтаж
системы был необходим. Другое дело, при каких условиях, каким образом и в
какие сроки.
В условиях современного развала аграрного сектора и нестабильной
политической обстановки, блокирующей привлечение внешних и внутренних
инвестиций, встает задача существенного изменения стратегии и тактики
аграрной реформы. Речь идет об усилении государственного регулирования на
переходном этапе, которое надо рассматривать в тесном взаимодействии с
развитием предпринимательства, с проблемами саморегулирования на
микроуровне. Приоритет следует отдавать госрегулированию, создающему
условия для адаптации товаропроизводителей к рынку, обеспечивая как
эффективность их производства, так и насыщение рынка отечественным
продовольствием.
Специфика функционирования аграрной сферы предопределяет основные
направления госрегулирования, которых не избежала ни одна из развитых стран
мира. Речь идет, прежде всего, о государственном протекционизме при
реализации крупных комплексных экономических и социальных программ, прямой
государственной бюджетной поддержке сельского хозяйства, об использовании
ценовых, дотационных и финансово-кредитных мер.
Одной из неотложных задач на макроуровне должна стать разработка
программы "Повышение плодородия почв", поставленной на законодательную
основу и финансируемой из федерального бюджета. На региональном уровне
программный подход следует использовать при формировании объединений типа
МТС, лизинговых фондов, кооперативных объединений и др. Аграрный
протекционизм надо применять для ликвидации диспаритета цен, ослабления
монополизма, для защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей от
нерегулируемого импорта. Помимо этого важно использовать кооперационные и
интеграционные возможности предприятий аграрной сферы.
Целесообразно введение защищенного бюджетного финансирования НИИ и
опытно-производственных хозяйств, определяющих развитие биотехнологии,
генной инженерии, выведение новых сортов и пород животных.
Важнейшим принципом государственного регулирования на переходном этапе
является обеспечение взаимовыгодного обмена между сельским хозяйством и
отраслями, производящими средства производства. На начальном этапе рыночных
реформ правительство пустило этот вопрос на самотек. Возникший диспаритет
цен привел к тяжелым финансовым последствиям для большинства сельских
товаропроизводителей. Государство не смогло сдержать роста цен и тарифов в
Страницы: 1, 2, 3
|