Германия в мировой экономике
деньги в немецких марках можно будет обменять на евро в любое время.
Решение о создании экономического и валютного союза (ЭВС) от 2 мая
1998 г. имеет исторический характер. ЭВС означает, что процесс европейского
единства приобрел новое качество. С введением евро государства-члены ЭВС
отказались от своей компетенции в сфере денежной и валютной политики. Их
Центробанки станут частью Европейской системы центральных банков во главе с
Европейским центральным банком (ЕЦБ). Ее называют также "евросистемой".
Совет ЕЦБ как важнейший орган по принятию решений в рамках "евросистемы"
утверждает единую денежную политику для всего европространства. Главная
цель - обеспечение стабильности цен и по возможности (пока это не наносит
вреда стабильности цен) поддержка общей экономической политики в рамках
союза. Благодаря единой валюте экономические связи между странами-
участницами станут более интенсивными, возрастет взаимозависимость между их
экономической политикой и имеющими место экономическими процессами.
Евро имеет потенциал стать наряду с долларом США важнейшей торговой,
инвестиционной и резервной валютой. Еврорынок капиталов - второй по
величине в мире. За ним стоит огромная экономическая мощь.
Доля европейской зоны с населением свыше 300 млн. человек в мировом
ВВП составляет 19,4 проц., в мировой торговле -18,6 проц. Для сравнения:
доля США в мировом ВВП -19,6 проц., в мировой торговле - 16,6 проц.; доля
Японии соответственно 7,7 проц. и 8,2 проц.
ЕС во все большей мере становится политическим союзом. Гражданин
одного из государств-участников ЕС одновременно является и гражданином
союза. Союзное гражданство дает, прежде всего, право при определенных
условиях свободно передвигаться и проживать во всех государствах союза,
активно и пассивно участвовать в выборах в Европейский парламент и в
местные органы власти - даже тогда, если человек проживает в каком-либо
государстве союза, гражданства которого он не имеет. Граждане союза имеют
право на консульскую защиту (которую предоставляют посольства или
консульства других государств-участников ЕС) в третьих странах, если его
родное государство не имеет там своего представительства. Они имеют право
подавать петиции в Европейский парламент, а через назначаемого
Европарламентом уполномоченного по делам граждан жалобы на деятельность
органов ЕС.
В области правовой и внутренней политики государства ЕС сотрудничают,
прежде всего, в борьбе с организованной преступностью, которая в
значительной мере оперирует в международном масштабе и представляет собой
растущую угрозу для внутренней безопасности в Европе. Торговцы наркотиками
и людьми не должны получать выгоду от объединения Европы. Еще одной важной
сферой является гармонизация политики в области предоставления убежища и
политики в отношении беженцев.
На базе "Новой трансатлантической повестки" Германия прилагает усилия
к расширению евроатлантического партнерства в XXI веке. Основной упор при
этом делается на такие сферы, как торговля и экономика, в первую очередь,
снижение трансатлантических торговых барьеров, внешнеполитическое
сотрудничество, прежде всего, совместные действия в кризисных регионах,
решение таких глобальных проблем, как охрана окружающей среды, миграция и
борьба с организованной преступностью, а также активизация сотрудничества
между общественными группами в рамках так называемого диалога "people-to-
people".
Совет Европы. Учреждение Совета Европы (СЕ) в 1949 г ознаменовало
собой начало процесса европейской интеграции и сотрудничества. Поддержка
прав человека, плюралистической демократии и правового государства с самого
начала были в центре деятельности СЕ, который тем самым выработал ориентиры
для демократической Европы.
В настоящее время в СЕ входит 41 государство. Начиная с 1990 г. в СЕ
приняты 17 стран Центральной и Восточной Европы, а также Кавказского
региона. Заявки на вступление подали Азербайджан, Армения, Босния и
Герцеговина, Югославия, Монако и Белоруссия. Однако СЕ вызывает интерес и
за географическими рамками Европы. Статус наблюдателей в нем был
предоставлен США, Канаде, Японии и Мексике. Неевропейские государства
полностью или частично присоединились к конвенциям и соглашениям СЕ.
Наряду с дальнейшим совершенствованием защиты прав человека СЕ
концентрирует свое внимание, прежде всего, на приобщении к европейским
структурам новых государств-членов из Центральной и Восточной Европы. С
помощью широких консалтинговых программ и программ по оказанию помощи,
которые частично финансируются ЕС и осуществляются совместно ЕС и ОБСЕ,
Совет Европы содействует развитию демократического процесса реформ и
гармонизации правовых стандартов в центрально- и восточноевропейских
странах.
Среди 174 конвенций, принятых на сегодняшний день СЕ, следует, в
частности, назвать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных
свобод, Европейскую конвенцию о предотвращении пыток и унизительного
обращения или наказания (конвенция против пыток), Европейскую социальную
хартию, Европейскую культурную конвенцию, Рамочное соглашение о защите
национальных меньшинств и Конвенцию о защите прав человека в области
биомедицины. Жалобы на нарушение прав человека можно подавать в постоянно
действующий Европейский суд по правам человека, начавший функционировать 3
ноября 1998 г.
1 января 2000 г испанец Хиль Роблес занял новый пост комиссара СЕ по
правам человека.
Германия, вступившая в СЕ в 1950 г, активно сотрудничает с Советом
Европы на всех уровнях при осуществлении его программ. Наряду с Францией,
Великобританией, Италией и Россией Германия является одним из пяти
крупнейших доноров СЕ. Ее доля в бюджет организации составляет 12,8 проц.
(около 45 млн. марок в 2000 г.). Наряду с материальным вкладом значение
имеет и идейный вклад.
Главные цели СЕ - поддержка прав человека, демократии и правового
государства - имеют одинаковую важность. Наряду с этим Германия особенно
заинтересована в поддержке процесса преобразований в новых государствах-
членах.
Поэтому постоянный представитель Германии в СЕ является также
председателем "группы докладчиков по вопросам демократической
стабильности", которая занимается специфическими проблемами молодых
демократических государств и, в частности, готовит решения Комитета
министров о помощи в форме самых различных программ. Однако на фоне
стагнации финансовых средств необходимо провести интенсивный анализ
соотношения расходов и пользы.
Германия использовала председательство в Комитете министров (с начала
ноября 1997 г. по начало мая 1998 г.) для того, чтобы внести свои
приоритеты в деятельность СЕ, в частности, провести мероприятие, ставшее
продолжением Стокгольмской конференции против сексуальной эксплуатации
детей.
Вехами в области защиты прав меньшинств стали Рамочное соглашение о
защите национальных меньшинств и Европейская хартия региональных языков и
языков национальных меньшинств, инициативы, реализации которых в свое время
в значительной мере способствовала Германия. Оба документа вступили в силу
в 1998 г. Федеральное правительство по-прежнему стремится к тому, чтобы
повысить роль немецкого языка в повседневной деятельности СЕ (официальные
языки СЕ английский и немецкий). В настоящее время наряду с заседаниями
Комитета министров и конференций на уровне министров на немецкий язык - по
желанию - переводятся и заседания комитетов. В 1998 г. СЕ при финансовой
поддержке германского МИДа издал на трех языках (немецком, английском,
французском) сборник всех своих конвенций. Долгосрочной целью остается
превращение немецкого языка в третий официальный язык СЕ. Для этого,
однако, требуется, чтобы две трети государств-членов согласились внести
соответствующие поправки в устав организации.
Благодаря Конвенции о согласительных процедурах и третейском
производстве в рамках ОБСЕ, появившейся в результате германо-французской
инициативы, ОБСЕ имеет возможности для мирного урегулирования спорных
вопросов. Эта конвенция была открыта для подписания в конце 1992 г., 5
декабря 1994 г. она вступила в силу. На сегодняшний день ее подписали 25
государств. Созданный на базе этой конвенции Согласительный и третейский
суд расположен в Женеве.
Тот факт, что в области прав человека ОБСЕ разработала далеко идущие
обязательства, - которые, хотя и не носят обязательно-правовой характер,
оказывают весьма сильное, политически связующее влияние, поскольку они были
приняты в результате консенсуса, - отвечает интересам Федеративной
Республики. С целью непрерывного наблюдения за тем, как соблюдаются нормы
ОБСЕ в области прав человека, регулярно проводятся встречи, в ходе которых
критически и открыто, обсуждается положение с правами человека в
государствах-участниках.
Верховный комиссар по делам национальных меньшинств, чей пост был
создан по решению Хельсинкской встречи в верхах в 1992 г. при решительной
поддержке Германии, призван в максимально ранний срок обнаруживать
потенциальную зону этнической напряженности и, проводя прямые консультации
с заинтересованными сторонами, содействовать ее ослаблению и ликвидации.
На будапештской встрече в верхах (декабрь 1994 г.) удалось принять
кодекс поведения, в котором действующий запрет на применение силы
конкретизируется нормами демократического контроля вооруженных сил и их
использования как внутри государств, так и за их пределами, принято также
заявление о принципах нераспространения оружия массового поражения.
Часть 3. Экономическая система и политика.
3.1 Благоприятные условия для экономической деятельности.
В центре процесса глобализации. Германия и сегодня является страной с
высокой производительностью и высоким уровнем доходов, с развитой сферой
социальных услуг и высоким уровнем благосостояния. Для того чтобы сохранить
этот стандарт, необходимо приспосабливаться к новым тенденциям в науке,
технике и на мировых рынках.
Тесное переплетение мировых хозяйственных связей открывает новые шансы
для обеспечения людей товарами и услугами по низким ценам, новые
перспективы на мировых рынках и новые возможности на рынке труда.
Большим шансам, которые открываются в результате процесса
глобализации, сопутствуют и большие проблемы. Во всем мире снижаются
пограничные барьеры для товаров и услуг, уменьшается стоимость связи и
транспорта, становится мобильнее производственная техника. Поэтому и в
других регионах мира с такой же технологией, что и в Германии, достигается
равновысокая производительность. В силу этого все большую роль играют
различия в уровнях зарплаты и других расходов, ложащихся на плечи
предприятий. Инвестиции делаются там, где они приносят наибольшую отдачу.
Параметры международной конкуренции диктуют и направление движения: больше
гибкости при адаптации к новым условиям и больше трудовой отдачи, больше
рынка и меньше государственного регулирования - все это необходимо для
того, чтобы повысить международную конкурентоспособность Германии.
Предпосылки. В условиях международной конкуренции Германия как место
для вложения капитала имеет целый ряд плюсов: высокую производительность,
хороший профессиональный уровень рабочей силы, высокую степень мотивации к
труду среди работающих, высокий технологический уровень, творчески мыслящих
ученых, прекрасно функционирующую инфраструктуру, социальный мир, надежную
валюту и стабильную политическую обстановку. Однако при наличии только этих
преимуществ Германии не выдержать конкуренции в будущем. В вопросах
стоимости единицы рабочей силы и связанных с ней косвенных расходов,
рабочего времени и налогообложения предприятий, экологических предписаний и
отчислений на социальные нужды германским предпринимателям нелегко тягаться
с конкурентами на международном рынке. Эти факторы должны быть
нейтрализованы за счет роста производительности. Германия должна
позаботиться о том, чтобы сохранить международную конкурентоспособность в
области научных исследований и разработок, в развитии ключевых технологий и
реализации инноваций в конкурентоспособную продукцию. Наилучшим средством
для этого является рыночная конкуренция. Она способствует формированию
эффективных производственных структур и гарантирует обеспечение товарами,
которые отвечают запросам конечного потребителя.
Обеспечение благоприятных условий для экономической деятельности.
Ответ на вызов современности не может заключаться в протекционизме или в
управляемой сверху промышленной политике: торговые барьеры и субсидии
приносят больше вреда, чем пользы. Жизненно важное значение для германской
экономики имеет осуществление стратегии открытости рынков и использование
преимуществ международного разделения труда, создание европейского
экономического и валютного союза, а также освоение новых рынков за
пределами ЕС.
Поэтому цель федерального правительства заключается в том, чтобы
улучшить общие условия для предпринимательской деятельности в Германии.
Необходимо повысить конкурентоспособность предприятий на глобализированных
рынках за счет налоговой реформы, наступательной политики в области
инноваций, более эффективного содействия малому и среднему бизнесу.
Благодаря налоговой реформе поэтапно снижаются налоговые ставки. В
рамках реформы налогообложения предприятий вводится единая налоговая ставка
на доходы юридических лиц в размере максимум 25 проц. Кроме того, будут
сокращены отчисления на социальные нужды. Взносы в фонды социального
страхования должны быть снижены с 42 до менее 40 проц. Это в равной мере
улучшит положение, как предприятий, так и граждан.
Необходимо укреплять инновационный характер, прежде всего, мелких и
средних предприятий, в первую очередь посредством осуществления
инновационных программ, облегчающих предприятиям доступ к результатам
научных исследований, проводимых в вузах и научно-исследовательских
учреждениях.
Экологическая модернизация открывает новые шансы для перспективных
предприятий. Налог на потребление энергии делает продукцию, на которую было
затрачено меньше энергии, конкурентоспособной. В качестве примера можно
привести создание автомобиля с расходом 3 литров горючего на 100 км
пробега. Имеются хорошие шансы для того, чтобы германская промышленность
взяла на себя роль застрельщика и в международном плане. Ведь улучшение
окружающей среды - это глобальная задача, решать которую в будущем придется
всем странам мира.
Мелкие и средние предприятия являются важнейшей опорой германской
экономической системы. Поэтому одна из приоритетных задач правительства
заключается в создании максимально благоприятных общих условий для малого и
среднего бизнеса. Наряду с уже упомянутыми налоговыми мерами будут приняты
и другие, прежде всего, в пользу мелких предприятий. Необходимо упростить и
сделать более эффективной помощь предприятиям.
Проекты по созданию новых фирм пользуются максимальной поддержкой. Во
многих случаях предприятиям не хватает собственного капитала для того,
чтобы в условиях жесткой конкуренции выстоять на трудном этапе. Поэтому
Федеральное Правительство улучшает институциональные предпосылки для
предоставления рискового капитала. Кроме того, в сотрудничестве с банками,
инвестиционными и страховыми компаниями будут изучены возможности для
создания фондов рискового капитала. Перед Германией стоит сегодня крупная
проблема занятости. Уровень безработицы превышает 10 проц., что общество в
целом может вынести только с трудом. Однако сократить безработицу силами
одних лишь политиков невозможно. Свой вклад в решение этой проблемы должны
внести также предприятия и стороны по заключению коллективных договоров.
Подъем экономики на востоке - задача всех немцев. В октябре 1990 г.
состояние экономики в восточной части Германии было ужасным. Весьма
эффективному, отвечающему требованиям международной конкуренции народному
хозяйству на западе противостояла государственная экономика на востоке,
которая была очень плохо подготовлена к предстоящей интеграции.
Преобразование в значительной мере нерентабельной экономики в
конкурентоспособные производственные структуры потребовало больших
совместных усилий от всех сторон: от деловых кругов, государства, но в
первую очередь от жителей восточной Германии, которые и по сей день играют
решающую роль в продвижении вперед процесса обновления. Прогресса удалось
добиться лишь потому, что жители новых Федеральных Земель должным образом
проявляли личную инициативу и готовность адаптироваться к новым условиям.
Часто им приходилось осваивать новое поле деятельности, неоднократно менять
место работы или даже быть безработными. После воссоединения был достигнут
заметный прогресс в деле выравнивания жизненных уровней на востоке и западе
страны. И хотя от отрасли к отрасли показатели различны, в целом уровень
заработной платы на востоке составляет уже 91 проц. от западного. С 1991 г.
доля ВВП на душу населения в Восточной Германии выросла с около 40 до более
60 проц. от западногерманского уровня.
Ключевую роль в структурной перестройке экономики новых Федеральных
Земель на первом этапе - после 1990 г. - сыграло Попечительское ведомство,
являвшееся субъектом публичного права. Согласно закону перед ним стояла
задача санировать восточногерманские предприятия, приватизировать их и -
если потребуется - закрывать.
За сравнительно короткое время (до конца 1994 г.) Попечительскому
ведомству удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам почти все
находившиеся в государственной собственности производственные предприятия.
Однако в руках государства все еще остается большой фонд недвижимости,
которая постепенно будет распродаваться.
С самого начала - наряду с приватизацией крупных государственных
предприятий - большое внимание уделялось возрождению эффективно действующих
средних предприятий. Благодаря широкой финансовой поддержке со стороны
федерального правительства, земель и Европейского Союза был дан толчок
созданию новых предприятий, которые смогли компенсировать значительную
часть рабочих мест, утраченных в результате структурной перестройки на
больших комбинатах. На сегодняшний день здесь насчитывается 550.000 средних
предприятий, которые предоставляют работу для примерно 3,2 млн. человек.
Особенно заметен прогресс в создании эффективной инфраструктуры. Никогда
прежде в Европе инфраструктура не модернизировалось в таком объеме и за
такие короткие сроки:
- До конца 1999 г. были заново проложены или коренным образом
модернизированы 11.700 км автодорог федерального значения и 5 400 км
железных дорог.
- Фирма "Дойче телеком АГ" создала около 5,7 млн. новых телефонных точек.
- В области жилищного строительства - благодаря финансовой поддержке со
стороны государства - были отремонтированы или построены более 4,3 млн.
квартир. Таким образом, модернизированы или заново построены более 50 проц.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|