рефераты скачать

МЕНЮ


География мирохозяйственных связей нефти и газа

География мирохозяйственных связей нефти и газа

ТГТУ 060400

КУРСОВАЯ РАБОТА

“ГЕОГРАФИЯ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

НЕФТИ И ГАЗА”

Тамбов 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ЧАСТЬ I. НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ………………………………….4

Значение нефтяной промышленности…………………………………………………………....-

Экономико-географическая характеристика нефтяной промышленности……………………..5

География нефтедобывающей промышленности……………………………………………….10

ЧАСТЬ II. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ПРИРОДНОГО ГАЗА……….……………..14

Значение газовой промышленности……………………………………………………………….-

Экономико-географическая характеристика газовой

промышленности……………………....15

География газодобывающей промышленности………………………………………………....17

ЧАСТЬ III. НЕФТЕГАЗОНОСНЫЙ БАССЕЙН СЕВЕРНОГО МОРЯ…………19

ЧАСТЬ IV. НЕФТЯНЫЕ И ГАЗОВЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ-

ГИГАНТЫ В ЗОНЕ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА………………………………...25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….....29

ВВЕДЕНИЕ

Нефтяная и газовая промышленности являются составными частями

топливно-энергетического комплекса, в состав которого входят

предприятия по добыче и переработке всех видов топлива (топливная

промышленность), производству электроэнергии и её транспортировке

(электроэнергетика ).

Развитие топливной промышленности, казалось бы, обусловлено в

первую очередь имеющимися запасами различных видов топлива: ведь

если их нет, то не может быть их добычи. Однако действительность

сложнее. В мире имеются большие запасы топлива, причём всех его

видов. Поэтому решающий критерий разработки месторождений -

экономический. Надо решить, какое именно из имеющихся месторождений

целесообразно и наиболее эффективно разрабатывать.

ЧАСТЬ I.

НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Значение нефтяной промышленности

Нефтяная промышленность. Нефть — первичный энергоноситель, на

основе которого получают в качестве вторичных ряд облагороженных (т.е.

подвергшихся целевой переработке) продуктов для конечного потребления:

бензин; осветительный керосин; реактивное и дизельное топливо; мазут;

гудрон; различные нефтяные масла — смазки, смазочно-охлаждающие,

гидравлические, изоляционные и т.д. Газообразные и жидкие фракции нефти —

основные углеводородные полупродукты для широкого использования в

нефтехимической промышленности (олефины — этилен, пропилен и др.,

ароматические - бензол и др.). Получаемые из нефти виды топлива, а из

углеводородного сырья органические химикаты и полимеры в 10—50 раз

превышают по стоимости саму использованную нефть. Это определяет

экономическое значение нефтяной промышленности и связанных с ней

производств по переработке нефти.

Быстрый рост добычи нефти во второй половине XX в. по сравнению

с углем был обусловлен рядом ее физических и технологических преимуществ:

1) в 1,5-2 раза более высокая теплотворность (теплота сгорания);

2) большая скорость сгорания;

3) относительная несложность переработки и извлечения из нее широкого

круга углеводородов;

4) многим нефтепродуктам присущи те же или еще большие преимущества,

что и нефти;

5) использование нефти экологически безопаснее, чем угля, - меньше

выбросов в атмосферу и отсутствие практически отходов при глубокой ее

переработке.

Росту добычи нефти способствовали также экономические и географические

условия:

1) низкие капиталовложения и себестоимость добычи по сравнению с

углем;

2) концентрация крупнейших кедровых запасов в странах (особенно

Ближнего и Среднего Востока) с низким уровнем налогов, легкостью в прошлом

получения концессий но низким ценам, дешевая рая сила;

3)благоприятные геологические условия — небольшая, как правило,

глубина скважин;

4) мягкие экологические законы или полное их отсутствие;

5) рост морской добычи нефти (в середине 90-х гг. — 30%) по-

разному влияет па природную среду побережья и мероприятия по ее защите в

тех или иных странах;

6)текучесть нефти, что облегчает ее добычу, транспортировку,

погрузку, выгрузку, эффективное использование тары для ее перевозки и

хранения.

Технико-экономические преимущества нефти и получаемых на ее

базе продуктов обусловили особую роль нефтяной и нефтеперерабатывающей

промышленности в мировом хозяйстве. На разных этапах развития в сферу этих

отраслей были вовлечены также черная металлургия (трубопрокатное

производство), особенно широко машиностроение (оборудование для добычи,

транспортировки, переработки нефти), использование ее в различных отраслях

транспорта, в химической переработке и т.д. Произошла перестройка всего

энергетического хозяйства как на стационарных установках (элёктростанции),

так и нестационарных (двигатели на всех видах транспорта). Нефтепродукты

стали использоваться не только в сферах материального производства, но и в

массовом количестве в бытовом потреблении: большая часть полумиллиардного

мирового парка автомашин — это личные транспортные средства населения,

ежедневно потребляющие подавляющую часть нефтепродуктов.

Нефть и нефтепродукты были и остаются важнейшими видами

стратегических ресурсов. Вооруженные силы всех государств по сравнению со

временем до Второй мировой войны многократно увеличили свою моторизацию.

Внедрение последних поколений боевой авиации сильно увеличило расходы

топлива, ибо мощности двигателей и соответственно потребление топлива стали

на порядок выше. То же самое имеет место в наземных видах вооружений с

использованием двигателей внутреннего сгорания. Нефтепродукты также стали

видом боевых средств (сжиженный бензин — напалм с температурой пламени до

1600°С).

Экономико-географическая характеристика нефтяной промышленности.

Развитие нефтяной, нефтеперерабатывающей и обслуживающих их отраслей

промышленности и транспорта определили в XX в. целую эпоху, в которой

пересеклись экономические, политические, национальные и религиозные

интересы многих стран мира. Противоречия разных государств решались

дипломатическими и военными путями. Борьба за источники нефти лежит в

основе государственной политики промышленных государств мира. В настоящее

время такую «нефтяную» политику и дипломатию особенно агрессивно проводят

США.

Нефтяная промышленность — одна из самых монополизированных

горнодобывающих отраслей. В большинстве стран мира, кроме тех, где она

находится в ведении государственных компаний, отрасль полностью

контролируется крупнейшими ТНК, штаб-квартиры которых находятся в США

("Эксон", "Мобил ойл", "Тексако", "Шеврон"), а также в Западной Европе (ТНК

Великобритании "Бритиш петролеум" и совместная Великобритании и Нидерландов

"Роял Датч-Шелл"). Постепенно с середины 80-х гг. они начали терять свои

некогда ведущие позиции среди крупнейших промышленных ТНК мира.

Это было обусловлено созданием в 60-е гг. странами — экспортерами нефти

организации ОПЕК, куда вошли Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская

Аравия, а позднее Алжир, Габон, Индонезия, Катар, Ливия, Нигерия, ОАЭ,

Эквадор (в 1990 г. Эквадор вышел из ОПЕК), т.е. главные страны — продуценты

нефти. Борьба стран-членов ОПЕК за право распоряжаться нефтью на своей

территории привела к резкому повышению цен на нее в 70-е и 80-е гг. и

последовавшими за этим энергетическими кризисами. Национализация в странах

ОПЕК нефтяной промышленности и создание государственных компаний поставили

под их контроль более 4/5 запасов нефти, до 1/2 добычи и около 1/5

мощностей нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Однако ТНК продолжают влиять

на деятельность ОПЕК в сфере технологии, оборудования и оказывать давление

в области цен (резкое падение цен в 1998 г. сильно ударило по доходам всех

стран — продуцентов нефти).

Достоверные запасы нефти в мире на начало 1998 г. оценивались в 139,7

млрд. т., среди которых значительная часть (от 1/4 до 2/5) расположена в

акваториях морей. Основная часть нефти залегает в странах Ближнего и

Среднего Востока — более 2/3. На втором месте Центральная и Южная Америка —

1/8, Восточная Европа — 1/15, Африка — 1/15, в остальной Азии — 1/20. В

крупнейшем потребителе нефти — Северной Америке — всего 1/30, а в Западной

Европе -1/60 мировых запасов. Такое распределение ресурсов нефти

предопределяет все экономические и политические межгосударственные и

межрегиональные отношения, связанные с ее добычей, транспортировкой и

потреблением.

В географии мировой нефтяной промышленности за 1950-1995 гг. произошли

большие изменения. До Второй мировой войны 4/5 добычи нефти приходилось на

Северную и Южную Америку. Но уже после войны с открытием крупных

месторождений нефти на Ближнем и Среднем Востоке, а также в СССР доля

Америки стала быстро снижаться.

Важнейшие результаты региональных сдвигов в размещении добычи

нефти:

1)разрушение мощного потенциала нефтедобывающей промышленности Восточной

Европы, регион отброшен назад — к уровню 60-х и 70-х гг.;

2)превращение Азии в лидера нефтедобычи в мире;

3)создание крупной добычи нефти в Западной Европе, а также в Африке;

4)уменьшение доли Северной и Южной Америки в добыче нефти.

Роль нефтедобывающей промышленности в Азии стала больше

соответствовать географии запасов нефти в мире.

Существенно изменилась роль отдельных государств в отрасли:

1)СССР в 1987-1988 гг. достиг максимального уровня добычи нефти среди

всех нефтедобывающих государств — 624 млн. т., который не превзошла ни одна

страна за всю историю нефтяной промышленности; в 90-е гг. резко упала

добыча нефти на территории России и других стран СНГ;

2) лидерами в добыче нефти стали США и Саудовская Аравия (суммарно они

дают 1/4 добычи нефти в мире);

3)обнаружение и освоение ресурсов нефти в Северном море вывело Норвегию

и Великобританию в число десяти ведущих нефтедобывающих стран мира;

4) крупным продуцентом нефти стала КНР;

5) из числа ведущих в отрасли временно выбыл Ирак.

Все происшедшие сдвиги в добыче нефти привели к снижению ее

территориальной концентрации: в 1950 г. десять ведущих государств добывали

94% нефти в мире, а в 1995 г. уже только 64%. Соответственно в 1950г.

свыше половины нефти добывала одна страна, в 1980 г. — три страны, а в 1995

г. — шесть. Это оказало сильное влияние на торговлю нефтью, проведение

торговой политики нефтедобывающими государствами и покупателями нефти,

существенно изменило грузопотоки нефти в мире. Тем самым формируется новая

география нефтяной промышленности мира.

Внешняя торговля нефтью в 1950—1995 гг. отличалась постоянным ростом ее

экспорта: в 1955 г. — 254 млн. т (или 33% всей добытой нефти), в 1990 г. —

1365 млн т (экспортная квота — 47%) и в 1995 г.

1631 млн. т. (экспортная квота достигла 49,4%). Нефть стала самым массовым

продуктом внешней торговли. Около 45% экспортируемой нефти приходится на

страны Азии (в 1955 г. — 28%), т.е. доля региона как ведущего мирового

экспортера нефти существенно возросла, несмотря на появление новых

нефтедобывающих стран. Лидером в экспорте нефти до 70-х гг. была

Венесуэла, а к 80-м гг. вперед вышла Саудовская Аравия (19% экспорта нефти

в мире в 1995 г).

Нефтеперерабатывающая промышленность. Ее развитие было обусловлено

ростом спроса на осветительный керосин в первый период ее становления в

конце XIX и начале XX в., а затем бензин — в связи с потребностями

автомобильного и авиационного транспорта. В годы Второй мировой войны

возрос спрос на дизельное топливо и мазут. Вплоть до нефтяного кризиса 70-х

гг. дешевая нефть сделала мазут главным видом топлива для ТЭС, особенно в

Западной Европе. Становление реактивной авиации вынудило увеличить выход

керосиновых фракций для нее. С 80-х гг. непрерывно растет потребление

дизельного топлива для разных видов автомобильного транспорта, тракторного

парка. Одновременно увеличивается спрос на смазочные масла. Все это

определяло функционирование отрасли, структуру вырабатываемой продукции,

особенно во второй половине XX в. Нефтехимическую промышленность

объединяет с нефтеперерабатывающей прежде всего общность многих

технологических процессов переработки сырья. Структура производств

нефтехимического предприятия подчинена задачам получения исходных

углеводородов для последующего синтеза полимерных материалов. Поэтому выбор

направления переработки нефти на топливные продукты или сырьевые — для

химического использования определяется экономическими, экономико-

географическими и другими особенностями страны и конкретного ее района. Это

сильно влияет на размер предприятия и структуру вырабатываемых продуктов,

их утилизацию или передачу другим заводам, например химическим.

Научно-технический прогресс в нефтеперерабатывающей промышленности был

направлен на увеличение глубины переработки нефти. Она достигла 80-90%

выхода светлых нефтепродуктов и была связана с внедрением вторичных

процессов каталитического риформинга, крекинга и т.д. Одновременно с этим

шло увеличение мощностестей отдельных агрегатов НПЗ. В связи с этим

сокращается количество неутилизуемых отходов переработки нефти (например,

гудрона, которым покрыто дно Бакинской бухты в Азербайджане и сбросы

которого имеются у старых НПЗ). Глубина переработки нефти стала не только

важным технологическим, но и определяющим экономическим показателем,

характеризующим состояние отрасли и хозяйства стран и регионов мира.

Концентрация переработки нефти на одном предприятии (мощности НПЗ

существенно различаются: от 1 до 30 млн. т перерабатываемой нефти в год)

также зависит от экономических и экономико-географических особенностей

размещения каждого конкретного НПЗ в стране.

Нефтепродукты — результат конечной работы отрасли — все шире стали

использоваться для индивидуального потребления (бензин для автомобилей,

находящихся в личной собственности, для отопления жилищ и т.д.). Это,

наряду с промышленным потреблением мазута, определяет рост их производства.

Получение бензина за 1960-1994 гг. увеличилось с 246 млн. до 775 млн. т,

мазута — с 285 млн. до 653 млн. т. Дизельного топлива в 1994 г. все НПЗ

мира дали 884 млн. т. Стоимость нефтепродуктов намного выше, чем сырой

нефти (бензина в 7-10 раз), что определяет выгоды развития отрасли. Спрос

на дизельное топливо и бензин непрерывно растет, что обусловливает высокие

показатели их получения в расчете на душу населения. В 1994 г. в мире

производили 138 кг бензина в среднем на одного жителя (в Сингапуре — 1468

кг, США— 1204, Кувейте — 1084 кг; в большинстве промышленно развитых стран

— от 300 до 500 кг; в России — 182 кг).

Структура производства важнейших нефтепродуктов в мире отражает

технологические, а главное экономические особенности развития нефтяной

промышленности и потребления продукции нефтепереработки. На разных этапах

менялись цены на первичные виды топлива, на объемы их потребления. Это

видно на примере роли бензина, мазута и дизельного топлива в структуре

продукции нефтеперерабатывающей промышленности мира в 1960-1995 гг..

Соотношение их в общем количестве продукции нефтеперерабатывающей

промышленности изменялось.

Производство мазута из дешевой до кризиса 70-х гг. нефти составляло

почти половину всех нефтепродуктов (40-45%). Он использовался как

эффективное топливо для электростанций многих стран мира. Нефтяные кризисы

70-80-х гг. не только способствовали внедрению энергосберегающих

технологий, но и изменяли топливную структуру тепловых электростанций, где

падало потребление мазута. В 1995 г. мировое производство мазута

уменьшилось до уровня 60-х гг. (1970 г. — 683 млн. т, 1976 г. — 762, 1994 -

653 млн. т). Главным видом нефтепродуктов в 90-е гг. стало дизельное

топливо.

География нефтеперерабатывающей промышленности отличается от размещения

добычи нефти. Так, в середине 90-х гг. на Северную Америку и Западную

Европу суммарно приходилось около 31% от добываемой в мире нефти, но они

располагали 43% мощностей нефтепереработки. Азия, дававшая 38% нефти в

мире, имела лишь 2% мощностей НПЗ, значительная часть которых в

нефтедобывающих странах Ближнего и Среднего Востока создана лишь в конце 80-

х. В Восточной Европе в связи с падением добычи нефти мощности НПЗ (17%

мировых) также значительно больше, чем добывают нефти (10% в мире). В

остальных регионах они или совпадают (австралия) или мощности НПЗ меньше

количества добываемой нефти (Африка, Южная Америка).

Структура переработки нефти в различных регионах и странах отличается,

несмотря на общемировые тенденции в развитии отрасли. Она в значительной

степени зависит от экономических и экономико-географических особенностей

потребления разных нефтепродуктов в каждой конкретной стране (или группы

стран в регионах); наличия самой нефти, других энергоносителей, степени

aвтомобилизации, потребностей химических производств в углеводородных

полупродуктах, совершенства техники, технологии нефтеперерабатывающих

предприятий.

Лидерство Северной Америки в производстве бензина обусловлено размерами

автопарка, особенно в США. Ведущая роль Азии и Западной Европы в получении

мазута определяется использованием его на тепловых электростанциях.

Дизельное топливо в ведущих регионах его потребления используется на разных

видах транспорта (в США — железнодорожный, автомобильный, водный; в

Восточной Европе — автомобильный).

География нефтедобывающей промышленности

Основные данные о нефтяной отрасли приведены в таблице 1, которая

открывает возможности для довольно детального анализа.

Данные колонки 1 позволяют охарактеризовать географическое распределение

разведанных запасов нефти. Они показывают, что доля развивающихся стран в

этих запасах составляет 86%, доля стран — членов ОПЕК—77%, а доля стран

Ближнего и Среднего Востока— 66%. Важно обратить внимание и на то, что

запасы свыше 10 млрд. т имеют только пять стран Персидского залива. Что

касается запасов нефти в бывшем СССР, то в западных источниках они обычно

оценивались в 8—10 млрд. т. Исходя из того, что на долю России приходится

85% всех запасов бывшего СССР (Казахстана — 9%, Азербайджана—2,3%,

Туркменистана—2%), все запасы, по-видимому, можно оценить примерно в 7,5

млрд. т. Впрочем, согласно другим источникам только в недрах Тюменской

области залегает 12,8 млрд. т нефти.

В начале XX века добыча нефти велась в 20 странах мира, а больше всего ее

добывали США, Венесуэла и Россия. К 1940 году число нефтедобывающих стран

увеличилось до 40, причем основными производителями были США, СССР, страны

Ближнего Востока и Венесуэла. В 1970 году нефтедобывающих стран стало уже

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.