рефераты скачать

МЕНЮ


Франция

Франция

Краткие данные о стране

Франция – государство в Западной Европе, третья по площади страна

Европы после России и Украины. И, пожалуй, самая богатая по разнообразию

географических и климатических условий: от Средиземного моря до Северного,

от Альп до Бискайского залива.

На севере территория Франции омывается Северным морем, проливами Па-де-

Кале и Ла-Манш, на Западе – Бискайским заливом Атлантического океана, на

Юге – Средиземным морем. На Востоке граничит с Бельгией, Люксембургом,

Германией, Швейцарией и Андоррой.

Площадь 549 000 км2, от 0 до 4807 м. над уровнем моря, включая о.

Корсика и другие мелкие прибрежные острова. Население – 57 372 000 чел.

(1998); плотность населения на 1 км2 – 104,2; столица – Париж. В

административном отношении территория Франции разделена на 96

департаментов, последние – на коммуны; департаменты созданы на территории

исторических провинций. Помимо основной территории во Францию входят четыре

заморских департамента: Мартиника (1100 км2, 360 тыс. жителей); Гваделупа

(1780 км2, 390 тыс. жителей), Гвиана (91 000 км2, 115 тыс. жителей),

Реюньон (2510 км2, 600 тыс. жителей); два территориальных единства: Сен-

Пьер и Микелон (242 км2, 6,3 тыс. жителей), Майотта (374 км2, 67 тыс.

жителей); четыре заморские территории: Южные и антарктические земли в

Антарктике, в том числе Земля Адели (около 450 000 км2), Новая Каледония

(19 000 км2, 105 тыс. жителей), Французская Полинезия (4000 км2, 190 тыс.

жителей), Валлис-э-Футуна (255 км2, 14 тыс. жителей); несколько необитаемых

островов и архипелагов (о. Тромелин, о. Европа, Бассас-да-Индия, Хуан-де-

Кова, Глорьезы, Кллипертон).

Государственный строй

Франция – республика (Republique Francaise). Действующая конституция

одобрена референдумом 28 сентября 1958 года и вступила в силу 4 октября

1958 года (изменения и дополнения вносились в 1960, 1962, 1963, 1674, 1976

годах). Установленный конституцией 1958 года государственный строй

именуется Пятой республикой.

Глава государства – президент, избирается на 7 лет прямым и всеобщим

голосованием по мажоритарной системе (2 тура). Избранным считается

кандидат, получивший абсолютное большинство поданных голосов. Если в 1-и

туре голосования ни один кандидат не получил требуемого числа голосов,

провидится 2-й тур. В нем участвуют лишь 2 кандидата, набравшие в 1-м туре

наибольшее число голосов. Все президенты Пятой республики избраны по

указанной системе во 2-ом туре. Президент, согласно конституции, имеет

широкие полномочия. Он назначает и смещает премьер-министра и членов

правительства, председательствует в Совете Министров, в Высшем Совете

обороны и Комитете обороны, обнародует законы, ставит на референдум проекты

законов и другие вопросы, имеет право роспуска парламента, назначает на все

высшие гражданские и военные должности, является верховным

главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет право помилования.

Особое значение имеет право президента объявлять чрезвычайное положение.

Высший орган законодательной власти Франции – двухпалатный

парламент. Состоит из Национального Собрания (577 депутатов: 555 от

метрополий , 22 – от заморских департаментов и территорий) и Сената (321

сенатор). Национально Собрание избирается населением на 5 лет прямым

всеобщим, тайным голосованием по мажоритарной системе абсолютного

большинства в 2 тура. Сенат – в порядке косвенных выборов на 9 лет (с

обновлением на 1/3 каждые 3 года) по мажоритарной системе абсолютного

большинства в 2 тура (в департаментах, избирающих 5 и более Сенаторов – по

пропорциональной системе). В коллегию выборщиков по департаментам входят:

депутаты Национального собрания от данного департамента, члены

генерального совета и делегаты от муниципальных советов. Парламент

собирается на сессии 2 раза в год (2 октября на 80 дней и 2 апреля не более

чем на 90 дней). Чрезвычайные сессии созываются президентом по требованию

премьер-министра и ли большинства членов Национального Собрания.

Законодательная компетенция парламента ограничивается вопросами, указанными

в конституции, из его ведения исключаются многие сферы государственного

управления, которые регламентируются актами правительства (т.н.

регламентарная деятельность). Исполнительная власть принадлежит президенту

и правительству – Совету Министров, состав которого входят премьер-министр,

государственные министры и государственные секретари. Члены правительства

не могут быть депутатами парламента.

Органом конституционного надзора является Конституционный совет,

который также следит за правильностью избрания президента, членов

парламента и ходом референдумов. Состоит из 9 членов, которые назначаются

на 9 лет президентом, председателем Национального собрания председателем

Сената (по 3 человека каждым); в него входят бывшие президенты Франции.

Консультативным органом при правительстве является Экономический и

социальный совет, состоящий из 200 представителей различных

профессиональных категорий, назначаемых на 5 лет.

В департаментах центральная власть представлена префектом, назначаемым

президентом. Префект наделен широкими полномочиями: ему подчинены все

службы центральных ведомств в департаменте, он осуществляет

административный контроль над муниципальными службами, руководит полицией и

т.д. Имеется также орган самоуправления – Генеральный совет, избираемый

населением на 6 лет (с обновлением на 1/2 каждые 3 года).

В коммунах избирается на 6 лет муниципальный совет, который избирает

мэра. Мэр является также представителем центральной власти и главой местной

полиции.

Судебная система включает 469 судов низшей инстанции (действует в

составе 1-го судьи, который председательствует также при рассмотрении

мелких правонарушений так называемым полицейским трибуналом), 181 суд 2-й

(большой) инстанции. Имеются также исправительные суды, рассматривающие

более серьезные правонарушения, за которые закон предусматривает наказание

в

виде лишения свободы на срок до 5 лет. Апелляционной инстанцией для

вышеуказанных судов является апелляционные суды (в 1976 – 32). Для

рассмотрения крупных уголовных дел в каждом департаменте образованы суды

ассизов, где дела слушаются с участием присяжных заседателей. Высшая

судебная инстанция – кассационный суд. В 1963 году был создан специальный

суд государственной безопасности. Кроме того, имеются торговые суды (так

называемые советы сведущих людей), суды по делам несовершеннолетних.

Дисциплинарными вопросами, а также вопросами назначения и продвижения

судей ведает назначенный президентом и действующий под его

председательством Высший совет магистратуры.

Существует система органов административной юстиции, высшим органом

которой является Государственный Совет.

Париж

Провинция Иль-де-Франс, в которой проживает около 10 млн. человек,

включает в себя Париж и его пригороды, что составляет лишь 2,2 % всей

территории страны.

Париж – интеллектуальный центр страны: 6 ученых и 8 художников из 10

живут в столице, здесь же сосредоточены и бразды правления подавляющего

большинства промышленных предприятий страны – 95%. К концу V века пришедшие

с севера завоеватели – франки – сделали Париж административным центром

страны. Все остальные города кажутся поэтому небольшими по сравнению со

столицей Франции. В Лионе – едва более 1,2 млн. жителей, в Марселе и Лилле

– около миллиона, вслед за ними идут Бордо (690 тыс.) и Тулуза (610 тыс.).

В настоящее время правительство предоставляет больше экономической

свободы районам страны, однако по-прежнему следит за развитием Парижа,

полагая, что город в условиях недостаточной общей населенности страны

должен оставаться столицей мирового уровня.

Население

Национальный состав Франции сравнительно однороден, свыше 90% жителей

составляют французы (94%). К национальным меньшинствам, населяющим

некоторые окраинные области, относятся: на востоке – эльзасцы и лотарингцы

(около 1,4 млн. человек); на северо-западе – бретонцы (1,25 млн. человек);

на северо-востоке – фламандцы (300 тыс. человек); на юго-западе – каталонцы

(250 тыс. человек), баски (140 тыс. человек); на о. Корсика – корсиканцы

(280 тыс. человек); в крупных городах живут евреи (около 500 тыс.

человек). Около 4 млн. иностранцев - итальянцы, португальцы, испанцы,

поляки, алжирцы, марокканцы и другие. Официальный язык – французский. В

разных районах Франции ее жители говорят также и на местных языках:

бретонский (Бретань), баскский, каталонский (Пиренеи), провансаль

(Прованс), фламандский (Фламандия), немецкие диалекты (Эльзас и

Лотарингия).По религии большинство коренных жителей – католики (76%,),

около 800 тыс. – протестанты (2%, главным образом кальвинисты), около 10% -

атеисты, мусульмане – 5%, иудеи – 1%.

В 30-х гг. 20 века наблюдалась естественная убыль населения. После 2-й

мировой войны 1939-1945 гг. прирост населения несколько увеличился. Начиная

с 50-х гг. наблюдалось снижение естественного роста населения (несмотря на

активное поощрение рождаемости государством), коэффициент прироста

составил 6,8 в 1961-1965 гг. в среднем за год на 1 тыс. жителей, 5,7 в 1973

г., 4,8 в 1974 г., 3,1 в 1976 г. Низкий естественный прирост привел к

«старению нации»: в 1974 г. лица в возрасте свыше 60 лет составляли 18,2%.

За 1946-1974 гг. население Франции выросло на 12 млн. (из них 70% за

счет естественного прироста, 20% - иммиграции, 10% - репатриация французов

из бывших колоний).

В начале 1976 года было 4,2 млн. иностранных рабочих и членов их семей;

иммиграция контролируется Национальным иммиграционным бюро.

Социальная структура населения отражает высокий уровень развития

капитализма: около 80% экономически активного населения составляют лица

наемного труда (3/4 в частном секторе, 1/4 в государственном). Крупная

монополистическая буржуазия – менее 1%.

Трудовые ресурсы используются в общественном производстве

приблизительно на 2/3 из-за низкой трудовой активности женщин, роста числа

учащихся трудоспособного возраста и хронической безработицы, особенно

выросшей в 1975-1976 гг. Из общего числа (22,2 млн. человек в 1974 г.)

экономически активного населения 11% занято в сельском хозяйстве, лесном и

рыболоводстве, 37,4% - в промышленности и строительстве.

В городах проживает 70% населения (1975). Осуществляется

государственное регулирование урбанизации - сдерживание роста Парижа,

стимулирование развития др. городов (Лион, Марсель, Лилль, Бордо, Нант,

Нанси-Мец, Тулуза, Страсбург), строительство новых "городов разгрузки".

Крупнейшие агломерации - Париж, Лион, Лилль, Марсель, Кот-д’Азюр (Ницца),

Бордо.

Для сельской местности типичны мелкие деревни и хутора; 104,2 человек

на 1 км2 (1991), в индустриально-урбанизированных зонах (например, в районе

Парижа) – более 300 человек; высока плотность населения также по долинам

крупных рек и на морском побережье. В горах и районах с малоплодородными

почвами (Ланды, Солонь и др.) – менее 20 человек на 1 км2.

Французская нация состоит из людей различных национальностей, привыкших

жить вместе. Объединению нации способствует единый государственный язык –

французский, а также разветвленная система дорог, связывающих различные

районы страны в единую территорию с центром в Париже. По сравнению с общей

площадью численность населения страны относительно низка, немногим более 57

млн. жителей, в том числе – 4,5 млн. иностранцев. Франция по этому

показателю занимает 4-е место в Западной Европе после Германии, Италии и

Великобритании. Распределено население крайне не равномерно: две трети

французов проживает на менее чем одной десятой части всей территории

страны. Так в 15 экономических районах из 22 плотность населения не

достигает и ста человек на 1 км2 (на Корсике, например, менее 30), и лишь

три экономических района Франции по плотности населения могут быть

сопоставимы с наиболее густонаселенными районами Европы, а именно: Эльзас –

200 жителей на 1 км2, Кор-Па-де-Кале - 320, Иль-де-Франс – 860.

Численность населения Франции в 2005 году, по всей вероятности,

достигнет 58,6 млн. человек, т.е. превысит население Италии. Однако при

этом число молодых людей сократится, а по общей численности населения

Франция перейдет с 20-го места (сейчас 1% всех жителей Земли живет во

Франции) на 27-е, и ее доля в мировом населении составит лишь 0,7%. Значит,

ей будет трудно сохранить за собой место в пятерке самых развитых мировых

держав. Не случайно Франция идет на расширение деловых связей с более

дальними соседями в Центральной и Восточной Европе, а также с будущими

странами-гигантами третьего мира: Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой.

1500000 французов

живут за рубежом

[pic]

Общая характеристика хозяйства

Франция – одна из главных держав в системе мирового

капиталистического хозяйства. По структуре хозяйства Франция –

высокоразвитая индустриальная страна. В валовом внутреннем продукте доля

промышленности (1974) составила 35,8%, строительства – 9,6%, сельского

хозяйства – 5,3%, торговли – 16,9%, транспорта – 4,9% и других отраслей

сферы услуг 27,5%. Промышленные изделия дают около 3/4 стоимости

французского экспорта. Франция – крупный экспортер сельскохозяйственной

продукции. Важное значение для экономики страны имеют внешняя торговля и

финансовая деятельность, вывоз и ввоз капитала, иностранный туризм. Она

занимает 4-е место среди развитых капиталистических государств по объемам

промышленного производства (6,4% в 1976 году), одно из первых мест по

размерам сельскохозяйственной продукции и стоимости внешнеторгового оборота

(около 7% оборота внешней торговли капиталистических стран), вывозу

капитала, размерам золотого резерва. Национальный доход на душу населения

составляет $2670 (1973 год).

Для экономики типичны высокая степень концентрации производства и

капитала наряду с широким распространением в некоторых секторах хозяйства

(сельское хозяйство, торговля, легкая промышленность) мелкого и среднего

производства. Решающие позиции в хозяйстве находятся у нескольких десятков

финансовых и промышленных групп, многие из которых тесно связаны с

иностранным капиталом. В 1974 году 10 крупнейших банков (наибольшее

значение из них имеют группы «Банк де Пари э де Пеи-Ба», «Сюэз», Ротшильдов

и др.) сосредоточили около 70% банковских активов и 80% всех вкладов.

Основные отрасли промышленности контролируются немногочисленными концернами

и трестами. Например, компании «Сасилор» и «Юзинор» дают 65% выплавки

стали; производство алюминия сосредоточено у «Пешине-Южин-Кюльман», фирма

«Томсон-Брандт» выпускает 2/3 холодильников и стиральных машин, а монополия

«Рон-Пуленк» - свыше 80% синтетических волокон. В нефтяной промышленности

выделяется «Кампани франсез де петроль» и группа ЭЛФ. Иностранные монополии

приобрели значительные позиции во Франции сравнительно недавно, в 1960-х

гг. Рост иностранных инвестиций связан главным образом с созданием

большого числа филиалов иностранных компаний организацией смешанных фирм,

преимущественно в промышленности. Сумма чистых иностранных капиталовложений

(за вычетом дезинвестиций), осуществленных во Франции в послевоенный период

(до 1968 года), составила 41,2 млрд. франков (7,5 млрд. долларов). По

размерам иностранных инвестиций на 1-ом месте США, на 2-ом – ФРГ, затем

страны Бенилюкса и Швейцария. По данным переписи 1968 года, фирмы с

участием иностранного капитала производили 8% продукции, владели 8,5% акций

капитала во всех французских компаниях и 10,5% их активов; из 47 отраслей

экономики, охваченных переписью, в 7 отраслях зарубежные фирмы владели

свыше 30% акций капитала, в 3 – свыше 20% и в 2 – более 15%. По официальным

данным, в 1972 году на предприятиях, находящихся под иностранным контролем,

приходилось 5% рабочей силы и 11% капиталовложений всех предприятий на

французской территории. К числу отраслей, особенно зависимых от

иностранного капитала, относятся (по его доле акций капитала) переработка

нефти, общее машиностроение, приборостроение, электронная, резиновая,

автомобильная, молочная, жировая промышленность.

Значительное развитие получил государственно-монополистический

капитализм. Государству принадлежит около 1/3 национальной экономики

Франции. Доля государства в валовом национальном продукте и в

производственных капиталовложениях – свыше 20%, на государственных и

смешанных предприятиях создается около 25% промышленной продукции (1975

год). Национализированы: угольная, газовая, атомная промышленность,

большинство электростанций, часть машиностроительных (в том числе основные

авиационные заводы СНИАС – Аэроспасьяль и автомобильные заводы «Рено»),

химических и военных предприятий, французский эмиссионный банк и крупнейшие

депозитные банки. Государство – собственник почт и телеграфа, табачных и

спичечных фабрик, большей части железнодорожного транспорта, каналов

учреждений. Имеется много смешанных предприятий, где представлен и

государственный, и частный капитал. Среди них «Кампани франсез де петроль»,

«Эр Франс». Вмешательство государства в экономическую жизнь страны

проявляется и в программировании экономического и социального развития,

однако эти программы имеют для частного сектора лишь рекомендательный

характер. Эффективность государственного программирования ограничена;

финансовая олигархия и монополии используют государственный аппарат в своих

целях. Государство стимулирует слияние компаний в целях создания монополий

«межгосударственного масштаба», способных бороться за внешние рынки.

По размерам заграничных капиталовложений (19 млрд. долларов на 1970

год) Франция занимает 4-е место после США, Великобритании и ФРГ. Экспорт

капитала возобновился в послевоенный период, с начала 1950-х гг. Большую

роль играют государственные капиталовложения в бывшие колонии, велики

французские капиталовложения в промышленно-развитые страны ЕЭС, Испанию,

Швейцарию.

В 1960-70-е гг. объем промышленного производства увеличился на 79%,

сельскохозяйственного производства – на 23%; с начала 1970-х гг. темпы

роста промышленного производства стали падать. Экономический кризис 1975

года имел всеобщий характер, за год объем промышленного производства

сократился на 8%, число банкротств достигло 14,9 тысяч.

За 1970-75 гг. военные расходы почти удвоились, прибыли французских

монополий увеличились на 83%, тогда как реальная заработная плата многих

групп рабочих и служащих оставалась неизменной или даже сократилась

вследствие интенсивной инфляции. За 6 лет цены на продукты питания, одежду

и прочее выросли более чем на 60%. Возросли квартплата и плата за услуги.

Тяжелы условия труда. Женщины за равный труд получают зарплату на 1/4 – 1/3

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.