Франция
Франция
Краткие данные о стране
Франция – государство в Западной Европе, третья по площади страна
Европы после России и Украины. И, пожалуй, самая богатая по разнообразию
географических и климатических условий: от Средиземного моря до Северного,
от Альп до Бискайского залива.
На севере территория Франции омывается Северным морем, проливами Па-де-
Кале и Ла-Манш, на Западе – Бискайским заливом Атлантического океана, на
Юге – Средиземным морем. На Востоке граничит с Бельгией, Люксембургом,
Германией, Швейцарией и Андоррой.
Площадь 549 000 км2, от 0 до 4807 м. над уровнем моря, включая о.
Корсика и другие мелкие прибрежные острова. Население – 57 372 000 чел.
(1998); плотность населения на 1 км2 – 104,2; столица – Париж. В
административном отношении территория Франции разделена на 96
департаментов, последние – на коммуны; департаменты созданы на территории
исторических провинций. Помимо основной территории во Францию входят четыре
заморских департамента: Мартиника (1100 км2, 360 тыс. жителей); Гваделупа
(1780 км2, 390 тыс. жителей), Гвиана (91 000 км2, 115 тыс. жителей),
Реюньон (2510 км2, 600 тыс. жителей); два территориальных единства: Сен-
Пьер и Микелон (242 км2, 6,3 тыс. жителей), Майотта (374 км2, 67 тыс.
жителей); четыре заморские территории: Южные и антарктические земли в
Антарктике, в том числе Земля Адели (около 450 000 км2), Новая Каледония
(19 000 км2, 105 тыс. жителей), Французская Полинезия (4000 км2, 190 тыс.
жителей), Валлис-э-Футуна (255 км2, 14 тыс. жителей); несколько необитаемых
островов и архипелагов (о. Тромелин, о. Европа, Бассас-да-Индия, Хуан-де-
Кова, Глорьезы, Кллипертон).
Государственный строй
Франция – республика (Republique Francaise). Действующая конституция
одобрена референдумом 28 сентября 1958 года и вступила в силу 4 октября
1958 года (изменения и дополнения вносились в 1960, 1962, 1963, 1674, 1976
годах). Установленный конституцией 1958 года государственный строй
именуется Пятой республикой.
Глава государства – президент, избирается на 7 лет прямым и всеобщим
голосованием по мажоритарной системе (2 тура). Избранным считается
кандидат, получивший абсолютное большинство поданных голосов. Если в 1-и
туре голосования ни один кандидат не получил требуемого числа голосов,
провидится 2-й тур. В нем участвуют лишь 2 кандидата, набравшие в 1-м туре
наибольшее число голосов. Все президенты Пятой республики избраны по
указанной системе во 2-ом туре. Президент, согласно конституции, имеет
широкие полномочия. Он назначает и смещает премьер-министра и членов
правительства, председательствует в Совете Министров, в Высшем Совете
обороны и Комитете обороны, обнародует законы, ставит на референдум проекты
законов и другие вопросы, имеет право роспуска парламента, назначает на все
высшие гражданские и военные должности, является верховным
главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет право помилования.
Особое значение имеет право президента объявлять чрезвычайное положение.
Высший орган законодательной власти Франции – двухпалатный
парламент. Состоит из Национального Собрания (577 депутатов: 555 от
метрополий , 22 – от заморских департаментов и территорий) и Сената (321
сенатор). Национально Собрание избирается населением на 5 лет прямым
всеобщим, тайным голосованием по мажоритарной системе абсолютного
большинства в 2 тура. Сенат – в порядке косвенных выборов на 9 лет (с
обновлением на 1/3 каждые 3 года) по мажоритарной системе абсолютного
большинства в 2 тура (в департаментах, избирающих 5 и более Сенаторов – по
пропорциональной системе). В коллегию выборщиков по департаментам входят:
депутаты Национального собрания от данного департамента, члены
генерального совета и делегаты от муниципальных советов. Парламент
собирается на сессии 2 раза в год (2 октября на 80 дней и 2 апреля не более
чем на 90 дней). Чрезвычайные сессии созываются президентом по требованию
премьер-министра и ли большинства членов Национального Собрания.
Законодательная компетенция парламента ограничивается вопросами, указанными
в конституции, из его ведения исключаются многие сферы государственного
управления, которые регламентируются актами правительства (т.н.
регламентарная деятельность). Исполнительная власть принадлежит президенту
и правительству – Совету Министров, состав которого входят премьер-министр,
государственные министры и государственные секретари. Члены правительства
не могут быть депутатами парламента.
Органом конституционного надзора является Конституционный совет,
который также следит за правильностью избрания президента, членов
парламента и ходом референдумов. Состоит из 9 членов, которые назначаются
на 9 лет президентом, председателем Национального собрания председателем
Сената (по 3 человека каждым); в него входят бывшие президенты Франции.
Консультативным органом при правительстве является Экономический и
социальный совет, состоящий из 200 представителей различных
профессиональных категорий, назначаемых на 5 лет.
В департаментах центральная власть представлена префектом, назначаемым
президентом. Префект наделен широкими полномочиями: ему подчинены все
службы центральных ведомств в департаменте, он осуществляет
административный контроль над муниципальными службами, руководит полицией и
т.д. Имеется также орган самоуправления – Генеральный совет, избираемый
населением на 6 лет (с обновлением на 1/2 каждые 3 года).
В коммунах избирается на 6 лет муниципальный совет, который избирает
мэра. Мэр является также представителем центральной власти и главой местной
полиции.
Судебная система включает 469 судов низшей инстанции (действует в
составе 1-го судьи, который председательствует также при рассмотрении
мелких правонарушений так называемым полицейским трибуналом), 181 суд 2-й
(большой) инстанции. Имеются также исправительные суды, рассматривающие
более серьезные правонарушения, за которые закон предусматривает наказание
в
виде лишения свободы на срок до 5 лет. Апелляционной инстанцией для
вышеуказанных судов является апелляционные суды (в 1976 – 32). Для
рассмотрения крупных уголовных дел в каждом департаменте образованы суды
ассизов, где дела слушаются с участием присяжных заседателей. Высшая
судебная инстанция – кассационный суд. В 1963 году был создан специальный
суд государственной безопасности. Кроме того, имеются торговые суды (так
называемые советы сведущих людей), суды по делам несовершеннолетних.
Дисциплинарными вопросами, а также вопросами назначения и продвижения
судей ведает назначенный президентом и действующий под его
председательством Высший совет магистратуры.
Существует система органов административной юстиции, высшим органом
которой является Государственный Совет.
Париж
Провинция Иль-де-Франс, в которой проживает около 10 млн. человек,
включает в себя Париж и его пригороды, что составляет лишь 2,2 % всей
территории страны.
Париж – интеллектуальный центр страны: 6 ученых и 8 художников из 10
живут в столице, здесь же сосредоточены и бразды правления подавляющего
большинства промышленных предприятий страны – 95%. К концу V века пришедшие
с севера завоеватели – франки – сделали Париж административным центром
страны. Все остальные города кажутся поэтому небольшими по сравнению со
столицей Франции. В Лионе – едва более 1,2 млн. жителей, в Марселе и Лилле
– около миллиона, вслед за ними идут Бордо (690 тыс.) и Тулуза (610 тыс.).
В настоящее время правительство предоставляет больше экономической
свободы районам страны, однако по-прежнему следит за развитием Парижа,
полагая, что город в условиях недостаточной общей населенности страны
должен оставаться столицей мирового уровня.
Население
Национальный состав Франции сравнительно однороден, свыше 90% жителей
составляют французы (94%). К национальным меньшинствам, населяющим
некоторые окраинные области, относятся: на востоке – эльзасцы и лотарингцы
(около 1,4 млн. человек); на северо-западе – бретонцы (1,25 млн. человек);
на северо-востоке – фламандцы (300 тыс. человек); на юго-западе – каталонцы
(250 тыс. человек), баски (140 тыс. человек); на о. Корсика – корсиканцы
(280 тыс. человек); в крупных городах живут евреи (около 500 тыс.
человек). Около 4 млн. иностранцев - итальянцы, португальцы, испанцы,
поляки, алжирцы, марокканцы и другие. Официальный язык – французский. В
разных районах Франции ее жители говорят также и на местных языках:
бретонский (Бретань), баскский, каталонский (Пиренеи), провансаль
(Прованс), фламандский (Фламандия), немецкие диалекты (Эльзас и
Лотарингия).По религии большинство коренных жителей – католики (76%,),
около 800 тыс. – протестанты (2%, главным образом кальвинисты), около 10% -
атеисты, мусульмане – 5%, иудеи – 1%.
В 30-х гг. 20 века наблюдалась естественная убыль населения. После 2-й
мировой войны 1939-1945 гг. прирост населения несколько увеличился. Начиная
с 50-х гг. наблюдалось снижение естественного роста населения (несмотря на
активное поощрение рождаемости государством), коэффициент прироста
составил 6,8 в 1961-1965 гг. в среднем за год на 1 тыс. жителей, 5,7 в 1973
г., 4,8 в 1974 г., 3,1 в 1976 г. Низкий естественный прирост привел к
«старению нации»: в 1974 г. лица в возрасте свыше 60 лет составляли 18,2%.
За 1946-1974 гг. население Франции выросло на 12 млн. (из них 70% за
счет естественного прироста, 20% - иммиграции, 10% - репатриация французов
из бывших колоний).
В начале 1976 года было 4,2 млн. иностранных рабочих и членов их семей;
иммиграция контролируется Национальным иммиграционным бюро.
Социальная структура населения отражает высокий уровень развития
капитализма: около 80% экономически активного населения составляют лица
наемного труда (3/4 в частном секторе, 1/4 в государственном). Крупная
монополистическая буржуазия – менее 1%.
Трудовые ресурсы используются в общественном производстве
приблизительно на 2/3 из-за низкой трудовой активности женщин, роста числа
учащихся трудоспособного возраста и хронической безработицы, особенно
выросшей в 1975-1976 гг. Из общего числа (22,2 млн. человек в 1974 г.)
экономически активного населения 11% занято в сельском хозяйстве, лесном и
рыболоводстве, 37,4% - в промышленности и строительстве.
В городах проживает 70% населения (1975). Осуществляется
государственное регулирование урбанизации - сдерживание роста Парижа,
стимулирование развития др. городов (Лион, Марсель, Лилль, Бордо, Нант,
Нанси-Мец, Тулуза, Страсбург), строительство новых "городов разгрузки".
Крупнейшие агломерации - Париж, Лион, Лилль, Марсель, Кот-д’Азюр (Ницца),
Бордо.
Для сельской местности типичны мелкие деревни и хутора; 104,2 человек
на 1 км2 (1991), в индустриально-урбанизированных зонах (например, в районе
Парижа) – более 300 человек; высока плотность населения также по долинам
крупных рек и на морском побережье. В горах и районах с малоплодородными
почвами (Ланды, Солонь и др.) – менее 20 человек на 1 км2.
Французская нация состоит из людей различных национальностей, привыкших
жить вместе. Объединению нации способствует единый государственный язык –
французский, а также разветвленная система дорог, связывающих различные
районы страны в единую территорию с центром в Париже. По сравнению с общей
площадью численность населения страны относительно низка, немногим более 57
млн. жителей, в том числе – 4,5 млн. иностранцев. Франция по этому
показателю занимает 4-е место в Западной Европе после Германии, Италии и
Великобритании. Распределено население крайне не равномерно: две трети
французов проживает на менее чем одной десятой части всей территории
страны. Так в 15 экономических районах из 22 плотность населения не
достигает и ста человек на 1 км2 (на Корсике, например, менее 30), и лишь
три экономических района Франции по плотности населения могут быть
сопоставимы с наиболее густонаселенными районами Европы, а именно: Эльзас –
200 жителей на 1 км2, Кор-Па-де-Кале - 320, Иль-де-Франс – 860.
Численность населения Франции в 2005 году, по всей вероятности,
достигнет 58,6 млн. человек, т.е. превысит население Италии. Однако при
этом число молодых людей сократится, а по общей численности населения
Франция перейдет с 20-го места (сейчас 1% всех жителей Земли живет во
Франции) на 27-е, и ее доля в мировом населении составит лишь 0,7%. Значит,
ей будет трудно сохранить за собой место в пятерке самых развитых мировых
держав. Не случайно Франция идет на расширение деловых связей с более
дальними соседями в Центральной и Восточной Европе, а также с будущими
странами-гигантами третьего мира: Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой.
1500000 французов
живут за рубежом
[pic]
Общая характеристика хозяйства
Франция – одна из главных держав в системе мирового
капиталистического хозяйства. По структуре хозяйства Франция –
высокоразвитая индустриальная страна. В валовом внутреннем продукте доля
промышленности (1974) составила 35,8%, строительства – 9,6%, сельского
хозяйства – 5,3%, торговли – 16,9%, транспорта – 4,9% и других отраслей
сферы услуг 27,5%. Промышленные изделия дают около 3/4 стоимости
французского экспорта. Франция – крупный экспортер сельскохозяйственной
продукции. Важное значение для экономики страны имеют внешняя торговля и
финансовая деятельность, вывоз и ввоз капитала, иностранный туризм. Она
занимает 4-е место среди развитых капиталистических государств по объемам
промышленного производства (6,4% в 1976 году), одно из первых мест по
размерам сельскохозяйственной продукции и стоимости внешнеторгового оборота
(около 7% оборота внешней торговли капиталистических стран), вывозу
капитала, размерам золотого резерва. Национальный доход на душу населения
составляет $2670 (1973 год).
Для экономики типичны высокая степень концентрации производства и
капитала наряду с широким распространением в некоторых секторах хозяйства
(сельское хозяйство, торговля, легкая промышленность) мелкого и среднего
производства. Решающие позиции в хозяйстве находятся у нескольких десятков
финансовых и промышленных групп, многие из которых тесно связаны с
иностранным капиталом. В 1974 году 10 крупнейших банков (наибольшее
значение из них имеют группы «Банк де Пари э де Пеи-Ба», «Сюэз», Ротшильдов
и др.) сосредоточили около 70% банковских активов и 80% всех вкладов.
Основные отрасли промышленности контролируются немногочисленными концернами
и трестами. Например, компании «Сасилор» и «Юзинор» дают 65% выплавки
стали; производство алюминия сосредоточено у «Пешине-Южин-Кюльман», фирма
«Томсон-Брандт» выпускает 2/3 холодильников и стиральных машин, а монополия
«Рон-Пуленк» - свыше 80% синтетических волокон. В нефтяной промышленности
выделяется «Кампани франсез де петроль» и группа ЭЛФ. Иностранные монополии
приобрели значительные позиции во Франции сравнительно недавно, в 1960-х
гг. Рост иностранных инвестиций связан главным образом с созданием
большого числа филиалов иностранных компаний организацией смешанных фирм,
преимущественно в промышленности. Сумма чистых иностранных капиталовложений
(за вычетом дезинвестиций), осуществленных во Франции в послевоенный период
(до 1968 года), составила 41,2 млрд. франков (7,5 млрд. долларов). По
размерам иностранных инвестиций на 1-ом месте США, на 2-ом – ФРГ, затем
страны Бенилюкса и Швейцария. По данным переписи 1968 года, фирмы с
участием иностранного капитала производили 8% продукции, владели 8,5% акций
капитала во всех французских компаниях и 10,5% их активов; из 47 отраслей
экономики, охваченных переписью, в 7 отраслях зарубежные фирмы владели
свыше 30% акций капитала, в 3 – свыше 20% и в 2 – более 15%. По официальным
данным, в 1972 году на предприятиях, находящихся под иностранным контролем,
приходилось 5% рабочей силы и 11% капиталовложений всех предприятий на
французской территории. К числу отраслей, особенно зависимых от
иностранного капитала, относятся (по его доле акций капитала) переработка
нефти, общее машиностроение, приборостроение, электронная, резиновая,
автомобильная, молочная, жировая промышленность.
Значительное развитие получил государственно-монополистический
капитализм. Государству принадлежит около 1/3 национальной экономики
Франции. Доля государства в валовом национальном продукте и в
производственных капиталовложениях – свыше 20%, на государственных и
смешанных предприятиях создается около 25% промышленной продукции (1975
год). Национализированы: угольная, газовая, атомная промышленность,
большинство электростанций, часть машиностроительных (в том числе основные
авиационные заводы СНИАС – Аэроспасьяль и автомобильные заводы «Рено»),
химических и военных предприятий, французский эмиссионный банк и крупнейшие
депозитные банки. Государство – собственник почт и телеграфа, табачных и
спичечных фабрик, большей части железнодорожного транспорта, каналов
учреждений. Имеется много смешанных предприятий, где представлен и
государственный, и частный капитал. Среди них «Кампани франсез де петроль»,
«Эр Франс». Вмешательство государства в экономическую жизнь страны
проявляется и в программировании экономического и социального развития,
однако эти программы имеют для частного сектора лишь рекомендательный
характер. Эффективность государственного программирования ограничена;
финансовая олигархия и монополии используют государственный аппарат в своих
целях. Государство стимулирует слияние компаний в целях создания монополий
«межгосударственного масштаба», способных бороться за внешние рынки.
По размерам заграничных капиталовложений (19 млрд. долларов на 1970
год) Франция занимает 4-е место после США, Великобритании и ФРГ. Экспорт
капитала возобновился в послевоенный период, с начала 1950-х гг. Большую
роль играют государственные капиталовложения в бывшие колонии, велики
французские капиталовложения в промышленно-развитые страны ЕЭС, Испанию,
Швейцарию.
В 1960-70-е гг. объем промышленного производства увеличился на 79%,
сельскохозяйственного производства – на 23%; с начала 1970-х гг. темпы
роста промышленного производства стали падать. Экономический кризис 1975
года имел всеобщий характер, за год объем промышленного производства
сократился на 8%, число банкротств достигло 14,9 тысяч.
За 1970-75 гг. военные расходы почти удвоились, прибыли французских
монополий увеличились на 83%, тогда как реальная заработная плата многих
групп рабочих и служащих оставалась неизменной или даже сократилась
вследствие интенсивной инфляции. За 6 лет цены на продукты питания, одежду
и прочее выросли более чем на 60%. Возросли квартплата и плата за услуги.
Тяжелы условия труда. Женщины за равный труд получают зарплату на 1/4 – 1/3
Страницы: 1, 2
|