Экономика Южной Кореи
Экономика Южной Кореи
| |
|Государственный Университет Управления |
|Институт Информационных систем управления . |
|Специальность: Математические методы и исследование операций в экономике. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Реферат |
| |
|на тему: |
| |
|Экономика Кореи. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Выполнил: |
|Печерицин А.В. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Москва 2000 |
| |
Содержание.
1. Краткое описание_________________________3
2. Госсструктуры___________________________3
3. Макроэкономика_________________________3
4. Промышленность_______________________8
5. Иноинвестиции__________________________14
6. Экспорт_________________________________22
7. Список литературы_______________________26
1 . Краткое описание.
Республика Корея (Taehan Minguk). Находится на Дальнем Востоке, на
Корейском полуострове, южнее 38-й параллели. Территория: 99,2 тыс.кв.км.
Население: 45,7 млн.чел. (янв. 1997 г.). Столица: Сеул (Seoul) — 10,3
млн.чел. (янв. 1998 г.). Административное деление: 9 провинций и 2 города:
Сеул и Пусан, имеющие статус провинций. Официальный язык: корейский.
Денежная единица: вона = 100 чонам. Национальные праздники: 15 авг. — День
освобождения Кореи (1945 г.); 3 окт. — День основания государства.
Отмечается с 1948 г. в память об основании в 2333 г. до н.э. первого
корейского государства Древний Чосон. Дипотношения с СССР установлены 30
сент. 1990 г. В дек. 1991 г. РФ признана правопреемницей СССР.
2.Госструктуры
Республика Корея — парламентская республика. Действует конституция,
вступившая в силу 25 фев. 1988 г. 15 авг. 1948 г. Южная Корея была
провозглашена республикой.
Глава государства — президент, избираемый населением путем всеобщего
прямого и тайного голосования сроком на 5 лет. По конституции 1988 г.
президентская власть значительно ограничена.
Законодательную власть осуществляет Национальное собрание в составе 299
членов, из которых 253 избираются населением путем всеобщего прямого и
тайного голосования, а 46 назначаются от политических партий
пропорционально числу мест, полученных в результате выборов. Срок
полномочий Национального собрания — 4 года.
Исполнительную власть осуществляет президент и правительство во главе с
премьер-министром.
Глава государства, Президент Республики Корея — Ким Дэ Чжун (Kim Dae
Jun). Избран 18 дек. 1997 г. Вступил в должность 25 фев. 1998 г.
3.Макроэкономика
Накапливавшиеся в течение ряда лет кризисные явления в экономике РК в
1997 г. достигли критического уровня. Произошло заметное снижение
конкурентоспособности экономики РК, для которой при полной зависимости от
импорта энергоносителей и сырья в последние годы стали характерны высокие
издержки и чрезмерный рост оплаты труда, завышенные процентные ставки,
высокие транспортные расходы, отставание инновационного процесса.
На фоне сократившегося внутреннего спроса рискованная инвестиционная
политика крупных финансово-промышленных групп (ФПГ) — «чэболей»,
пользовавшихся неоправданно льготными кредитами, привела к перепроизводству
в ряде отраслей (автомобильная, сталелитейная, химическая), снижению
рентабельности производства.
Финансовой кризис перекрыл пути привлечения новых инвалютных средств,
вызвал массовое бегство иностранного капитала из РК, рост стоимости кредита
(свыше 30%), сокращение валютных резервов до 5 млрд.долл. и, как следствие,
обвальное падение обменного курса воны по отношению к доллару почти в 2
раза в ноябре-декабре 1997 г.
Для преодоления кризиса в нояб. 1997 г. РК была вынуждена обратиться к
МВФ с просьбой о срочном предоставлении стабилизационных займов. 3 дек.
1997 г. РК и МВФ подписали протокол о намерениях и техническое приложение к
нему, определившие условия крупнейшей в истории программы международной
помощи РК (57 млрд.долл.). В обмен на финансовую помощь, сформированную за
счет средств МВФ (21 млрд.долл.), ВБ (10 млрд.долл.), АзБР (4 млрд.долл.),
а также взносов США (10 млрд.долл.), Японии (5 млрд.долл.), Германии,
Канады, Великобритании и Австрии, РК согласилась ускорить финансовую
реформу, проведение жесткой фискальной политики, максимальное открытие
финансового рынка для иностранных инвесторов.
Правительство обязалось принять меры по сокращению в 1998 г. темпов
роста экономики до 3% (с возможным незначительным увеличением лишь в 1999
г.), удержанию инфляции в пределах 5% в год, сокращению дефицита платежного
баланса по текущим операциям до уровня 1% ВНП на протяжении 1998-99 гг.
Было намечено также открытие рынка краткосрочных облигаций, снятие
ограничений на приобретение акций, увеличение допустимого уровня иноучастия
в южнокорейских компаниях с 26% до 55%, упорядочение системы найма и
увольнения рабочих и служащих.
К концу 1997 г. внешняя задолженность страны с учетом займа МВФ
превысила 200 млрд.долл. (IV место в мире), произошел обвал фондового рынка
(за год общая стоимость акций местных компаний уменьшилась наполовину). ВНП
на душу населения в 1997 г. сократился по сравнению с 1996 г. на 11% и
составил 9,4 тыс.долл. Индекс потребительских цен увеличился на 4,7-4,9%,
при этом некоторые товары (нефтепродукты, газ, раст. масло, сахар, кофе,
мука) подорожали на 50-60%. Уровень безработицы возрос до 2,9% (1996 г. —
2%). Объем внешней торговли РК составил около 278 млрд.долл. (1996 г. — 280
млрд.долл.).
Экономический кризис болезненно отразился на социальной сфере:
сократилась реальная покупательная способность населения, многие
предприятия заморозили или сократили размеры заработной платы, возросла
безработица. Государство приостановило строительство ряда общественных
объектов, было объявлено о грядущих изменениях в системе пенсионного
обеспечения, сокращении размеров социальных субсидий и выплат.
Финансовый кризис в РК во многом способствовал победе на президентских
выборах в дек. 1997 г. лидера оппозиции Ким Дэ Чжуна, сумевшего
использовать недовольство южнокорейцев экономической политикой правящей
партии. В своей экономической стратегии Ким Дэ Чжун делает основной упор на
недопущение резкого снижения уровня жизни населения, создание либеральной
экономической модели, ориентированной на поддержку малого и среднего
бизнеса. Экономическая программа новой южнокорейской администрации
предполагает также структурные реформы в промышленности, ускорение
либерализации финансового рынка, развитие НИОКР.
Экономический кризис в РК проявившийся в истощении валютных резервов,
«бегстве» из страны инокапитала, резком обесценивании нацвалюты и повальном
банкротстве южнокорейских компаний, выявил целый ряд «хронических болезней»
южнокорейской экономики. Наиболее серьезная из них — чрезмерная
концентрация капитала в руках небольшого количества финансово-промышленных
групп, которые, пользуясь своим привилегированным положением и влиянием на
правительство, проводили бесконтрольную политику в области заимствований и
инвестиций. Подобная практика привела к колоссальному росту долговых
обязательств и образованию структурных диспропорций в экономике. Не менее
значимой проблемой стала внутренняя неподготовленность общества к
восприятию политики форсированной «либерализации» и «глобализации». После
«открытия» внутреннего рынка многие южнокорейские компании, обремененные
краткосрочными долгами и не сумевшие найти свое место в международном
интеграционном процессе, пали жертвами циклических изменений мировой
конъюнктуры, особенно в период азиатского кризиса. Массовые банкротства
фактически парализовали финансовый сектор южнокорейской экономики,
дестабилизировали кредитно-денежную систему страны.
Выход из создавшейся кризисной ситуации администрация Ким Дэ Чжуна видит
в дальнейшем реформировании южнокорейского общества по западному образцу
(«параллельное развитие демократии и рыночной экономики»), приближая его
экономическую модель к американской и отходя от азиатской. На это были
ориентированы и рекомендации стабилизационной программы МФВ, которым
правительство РК, хотя и с некоторыми оговорками, следовало на протяжении
прошедшего года. В основу этих рекомендаций была положена неоконсервативная
модель госрегулирования, предусматривающая, в частности, обеспечение
регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения.
Экономическая реформа в РК осуществлялась под патронажем МВФ в несколько
этапов. В период с дек. 1997 г. по апр. 1998 г. основной задачей было
преодоление кризиса ликвидности за счет привлечения заёмных средств и
кредитов. К марту РК получила инокредитов по линии международных
организаций на 21,4 млрд.долл. Южнокорейцам удалось также реструктурировать
до 90% своих краткосрочных обязательств иностранным кредиторам, которые в
феврале достигали 21,8 млрд.долл. Увеличению валютных резервов
способствовал и рост положительного сальдо платежного баланса по текущим
операциям — до 18,9 млрд.долл. в апр. В результате в период с середины
декабря по конец апреля валютные резервы страны увеличились с 3,9 до 30
млрд.долл.
Вместе с тем, сохраняющийся кризис ликвидности (из-за высоких процентных
ставок) вынудил правительство использовать в янв. 1998 г. 1 млрд.долл.,
полученный от АзБР, на обеспечение гарантий кредитования мелких и средних
фирм. В апреле им также был выделен заем в 1 млрд.долл. на приобретение
импортных сырья и материалов.
В этот же период правительство вновь пошло на увеличение расчетных
показателей бюджетного дефицита (с 0,7% до 1,7% ВВП) и снижение учетной
ставки с 22,2% до 14,4%, что должно было способствовать приостановлению
экономического спада. Одновременно были начаты реформы в финансово-
банковской системе и корпоративном секторе, ликвидированы 55 убыточных
корпораций и 5 банков. Для решения проблемы «безнадежных» долгов и помощи
банковской сфере правительство выделило допассигнований на 64 трлн. вон, а
на помощь безработным — 8,5 трлн.вон.
С июля по сент. 1998 г., правительственные реформы в финансовой сфере и
реальном секторе экономики продолжались. К сентябрю удалось достигнуть
относительной стабилизации обменного курса национальной валюты (1,3 тыс.вон
за доллар против 1700 в начале года), приостановить рост оптовых и
розничных цен, контролировать инфляцию в пределах 8%, сократить чистый
внешний долг до уровня 1996 г.
Вместе с тем, уже в этот период стало очевидно, что монетаристские
рецепты МВФ не в состоянии решить многих проблем южнокорейской экономики —
не были приостановлены спад промпроизводства (на 6,2% во втором полугодии
по сравнению с 1997 г.), рост безработицы (до 7,3% от трудоспособного
населения), продолжалось сокращение совокупного внутреннего спроса (на 9%
по сравнению с 1997 г.), из-за непомерных долгов южнокорейских компаний и
высоких процентных ставок (свыше 20%) практически не осуществлялись
инвестиции в реальный сектор экономики (сократились почти в половину по
сравнению с 1997 г., так как банки РК, опасаясь финансовых рисков,
предпочитали «крутить» деньги на межбанковском рынке). Обострившиеся к тому
же в результате массовых банкротств (к октябрю обанкротилось свыше 20 тыс.
компаний) социальные проблемы и явное нежелание крупных ФПГ брать на себя
часть бремени по осуществлению реформ вынудили правительство РК ужесточить
госрегулирование экономическими процессами (концепция «неолиберального
этатизма»).
С сент., 1998 г. акценты в экономической политике администрации были
сделаны уже на неокейнсианских методах стимулирования эффективного спроса
за счёт дальнейшего снижения стоимости кредита, расширения бюджетного
(дефицитного) финансирования, контролируемой эмиссии, ускоренной
реструктуризации ФПГ, «рассасывания» безработицы и т.д.
В результате процентная ставка в РК сократилась с 30% (в начале года) до
8-10% к концу года, расчетные показатели дефицита бюджета были увеличены до
5% ВВП, государство пошло на увеличение ассигнований в фонд занятости,
социальных выплат, предоставление кредитов малому и среднему бизнесу. В
рамках реформ в корпоративном секторе наиболее заметным событием стало
соглашение между пятью крупнейшими ФПГ и правительством, которое
предусматривает продажу чэболями нерентабельных дочерних компаний,
перераспределение их сфер влияния в ключевых отраслях, а также комплекс
мер, которые ФПГ должны осуществлять в целях улучшения своего финансового
положения. Новая экономическая политика РК предполагает также использование
до 70% бюджетных средств на финансирование госпрограмм в области
строительства, НИОКР и образования.
В организационно-правовом плане реформы правительства были
сконцентрированы на следующих направлениях.
1. В мае 1998 г. были сняты ограничения на приобретение иностранцами
местных компаний путем нежелательных «слияний и поглощений», в результате
чего количество отраслей, полностью или частично закрытых для иностранных
инвесторов, сократилось до 31. В нояб. в РК вступил в действие новый Закон
о поощрении прямых иноинвестиций, предусматривающий налоговые и прочие
льготы иноинвесторам.
2. В сент. в РК был принят Закон об операциях с иностранной валютой,
определяющий порядок их либерализации в два этапа (с 1 апр. 1999 г. и до
конца 2000 г.). Законом вводилась в действие новая система госмониторинга
за операциями с валютой в целях предупреждения возможных негативных
колебаний) на валютном рынке.
3. Приближение уровня управления предприятиями и компаниями к мировым
стандартам. В фев. 1998 г. были внесены дополнения в законодательство о
банкротстве, в марте — отменена практики предоставления взаимных гарантий
по долговым обязательствам между дочерними компаниями.
4. Реформа финансово-банковской сферы. 96 финансовых институтов РК (по
состоянию на окт. 1998 г.) были закрыты или приостановили свои операции.
5. Реформы в корпоративном секторе предусматривали расширение прав
держателей акций, улучшение финансового положения корпораций, переход на
международную систему отчетности, развитие кооперационных связей между
крупным и мелким бизнесом.
200 крупных южнокорейских корпораций и 12 тыс. мелких и средних компаний
взяли на себя обязательства представить до конца 1998 г. уполномоченным
банкам программы по оздоровлению собственных финансов и реструктуризации.
6. Реформы в области трудовых отношении. В фев. 1998 г., после принятия
нового Закона о труде, рынок рабочей силы стал более эластичным. Этому
способствовали поправки, предусматривающие возможность как массовых
увольнений, так и создания крупных отраслевых профсоюзов.
7. Правительство пошло на сокращение госрасходов как на республиканском,
так и провинциальном уровнях, а также приступило к приватизации
госпредприятий. Планом приватизации предусматривается поэтапная продажа
акций пяти крупных компаний в 1999 г. и шести —в 2000 г. Кроме этого, 76 их
дочерних компаний предполагается также приватизировать или ликвидировать.
Большое внимание было уделено повышению эффективности работы госаппарата:
50% правительственных постановлений и правил будут упразднены, численность
аппарата (на всех уровнях) сократится на 11% до 2000 г.
О результатах реформ администрации Ким Дэ Чжуна можно судить по
макроэкономическим показателям 1998 г. По итогам 11 мес. — год спустя после
возникновения кризиса — положительное сальдо платежного баланса по текущим
операциям составило 27,8 млрд.долл. Положительное сальдо торгового баланса
приблизилось к 36 млрд.долл., в то время как за аналогичный период прошлого
года оно было отрицательным — 10 млрд.долл. Данные показатели были
достигнуты в основном за счет резкого роста объемов экспорта на фоне
девальвированной воны (экспорт за 11 мес. достиг 120 млрд.долл., однако эта
цифра на 2% меньше прошлогодней) и сокращения на 37% импорта (за 11 мес.
объем импорта РК не превысил 85 млрд. долл.).
С начала реформ запасы иновалюты в стране увеличились на 29,6
млрд.долл., достигнув отметки в 50 млрд., что позволяет говорить о
стабилизации положения на финансовых рынках. В пользу этого утверждения
свидетельствуют также увеличение валютных активов до 132 млрд.долл.,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|