рефераты скачать

МЕНЮ


Экономика Южной Кореи

Экономика Южной Кореи

| |

|Государственный Университет Управления |

|Институт Информационных систем управления . |

|Специальность: Математические методы и исследование операций в экономике. |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Реферат |

| |

|на тему: |

| |

|Экономика Кореи. |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Выполнил: |

|Печерицин А.В. |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Москва 2000 |

| |

Содержание.

1. Краткое описание_________________________3

2. Госсструктуры___________________________3

3. Макроэкономика_________________________3

4. Промышленность_______________________8

5. Иноинвестиции__________________________14

6. Экспорт_________________________________22

7. Список литературы_______________________26

1 . Краткое описание.

Республика Корея (Taehan Minguk). Находится на Дальнем Востоке, на

Корейском полуострове, южнее 38-й параллели. Территория: 99,2 тыс.кв.км.

Население: 45,7 млн.чел. (янв. 1997 г.). Столица: Сеул (Seoul) — 10,3

млн.чел. (янв. 1998 г.). Административное деление: 9 провинций и 2 города:

Сеул и Пусан, имеющие статус провинций. Официальный язык: корейский.

Денежная единица: вона = 100 чонам. Национальные праздники: 15 авг. — День

освобождения Кореи (1945 г.); 3 окт. — День основания государства.

Отмечается с 1948 г. в память об основании в 2333 г. до н.э. первого

корейского государства Древний Чосон. Дипотношения с СССР установлены 30

сент. 1990 г. В дек. 1991 г. РФ признана правопреемницей СССР.

2.Госструктуры

Республика Корея — парламентская республика. Действует конституция,

вступившая в силу 25 фев. 1988 г. 15 авг. 1948 г. Южная Корея была

провозглашена республикой.

Глава государства — президент, избираемый населением путем всеобщего

прямого и тайного голосования сроком на 5 лет. По конституции 1988 г.

президентская власть значительно ограничена.

Законодательную власть осуществляет Национальное собрание в составе 299

членов, из которых 253 избираются населением путем всеобщего прямого и

тайного голосования, а 46 назначаются от политических партий

пропорционально числу мест, полученных в результате выборов. Срок

полномочий Национального собрания — 4 года.

Исполнительную власть осуществляет президент и правительство во главе с

премьер-министром.

Глава государства, Президент Республики Корея — Ким Дэ Чжун (Kim Dae

Jun). Избран 18 дек. 1997 г. Вступил в должность 25 фев. 1998 г.

3.Макроэкономика

Накапливавшиеся в течение ряда лет кризисные явления в экономике РК в

1997 г. достигли критического уровня. Произошло заметное снижение

конкурентоспособности экономики РК, для которой при полной зависимости от

импорта энергоносителей и сырья в последние годы стали характерны высокие

издержки и чрезмерный рост оплаты труда, завышенные процентные ставки,

высокие транспортные расходы, отставание инновационного процесса.

На фоне сократившегося внутреннего спроса рискованная инвестиционная

политика крупных финансово-промышленных групп (ФПГ) — «чэболей»,

пользовавшихся неоправданно льготными кредитами, привела к перепроизводству

в ряде отраслей (автомобильная, сталелитейная, химическая), снижению

рентабельности производства.

Финансовой кризис перекрыл пути привлечения новых инвалютных средств,

вызвал массовое бегство иностранного капитала из РК, рост стоимости кредита

(свыше 30%), сокращение валютных резервов до 5 млрд.долл. и, как следствие,

обвальное падение обменного курса воны по отношению к доллару почти в 2

раза в ноябре-декабре 1997 г.

Для преодоления кризиса в нояб. 1997 г. РК была вынуждена обратиться к

МВФ с просьбой о срочном предоставлении стабилизационных займов. 3 дек.

1997 г. РК и МВФ подписали протокол о намерениях и техническое приложение к

нему, определившие условия крупнейшей в истории программы международной

помощи РК (57 млрд.долл.). В обмен на финансовую помощь, сформированную за

счет средств МВФ (21 млрд.долл.), ВБ (10 млрд.долл.), АзБР (4 млрд.долл.),

а также взносов США (10 млрд.долл.), Японии (5 млрд.долл.), Германии,

Канады, Великобритании и Австрии, РК согласилась ускорить финансовую

реформу, проведение жесткой фискальной политики, максимальное открытие

финансового рынка для иностранных инвесторов.

Правительство обязалось принять меры по сокращению в 1998 г. темпов

роста экономики до 3% (с возможным незначительным увеличением лишь в 1999

г.), удержанию инфляции в пределах 5% в год, сокращению дефицита платежного

баланса по текущим операциям до уровня 1% ВНП на протяжении 1998-99 гг.

Было намечено также открытие рынка краткосрочных облигаций, снятие

ограничений на приобретение акций, увеличение допустимого уровня иноучастия

в южнокорейских компаниях с 26% до 55%, упорядочение системы найма и

увольнения рабочих и служащих.

К концу 1997 г. внешняя задолженность страны с учетом займа МВФ

превысила 200 млрд.долл. (IV место в мире), произошел обвал фондового рынка

(за год общая стоимость акций местных компаний уменьшилась наполовину). ВНП

на душу населения в 1997 г. сократился по сравнению с 1996 г. на 11% и

составил 9,4 тыс.долл. Индекс потребительских цен увеличился на 4,7-4,9%,

при этом некоторые товары (нефтепродукты, газ, раст. масло, сахар, кофе,

мука) подорожали на 50-60%. Уровень безработицы возрос до 2,9% (1996 г. —

2%). Объем внешней торговли РК составил около 278 млрд.долл. (1996 г. — 280

млрд.долл.).

Экономический кризис болезненно отразился на социальной сфере:

сократилась реальная покупательная способность населения, многие

предприятия заморозили или сократили размеры заработной платы, возросла

безработица. Государство приостановило строительство ряда общественных

объектов, было объявлено о грядущих изменениях в системе пенсионного

обеспечения, сокращении размеров социальных субсидий и выплат.

Финансовый кризис в РК во многом способствовал победе на президентских

выборах в дек. 1997 г. лидера оппозиции Ким Дэ Чжуна, сумевшего

использовать недовольство южнокорейцев экономической политикой правящей

партии. В своей экономической стратегии Ким Дэ Чжун делает основной упор на

недопущение резкого снижения уровня жизни населения, создание либеральной

экономической модели, ориентированной на поддержку малого и среднего

бизнеса. Экономическая программа новой южнокорейской администрации

предполагает также структурные реформы в промышленности, ускорение

либерализации финансового рынка, развитие НИОКР.

Экономический кризис в РК проявившийся в истощении валютных резервов,

«бегстве» из страны инокапитала, резком обесценивании нацвалюты и повальном

банкротстве южнокорейских компаний, выявил целый ряд «хронических болезней»

южнокорейской экономики. Наиболее серьезная из них — чрезмерная

концентрация капитала в руках небольшого количества финансово-промышленных

групп, которые, пользуясь своим привилегированным положением и влиянием на

правительство, проводили бесконтрольную политику в области заимствований и

инвестиций. Подобная практика привела к колоссальному росту долговых

обязательств и образованию структурных диспропорций в экономике. Не менее

значимой проблемой стала внутренняя неподготовленность общества к

восприятию политики форсированной «либерализации» и «глобализации». После

«открытия» внутреннего рынка многие южнокорейские компании, обремененные

краткосрочными долгами и не сумевшие найти свое место в международном

интеграционном процессе, пали жертвами циклических изменений мировой

конъюнктуры, особенно в период азиатского кризиса. Массовые банкротства

фактически парализовали финансовый сектор южнокорейской экономики,

дестабилизировали кредитно-денежную систему страны.

Выход из создавшейся кризисной ситуации администрация Ким Дэ Чжуна видит

в дальнейшем реформировании южнокорейского общества по западному образцу

(«параллельное развитие демократии и рыночной экономики»), приближая его

экономическую модель к американской и отходя от азиатской. На это были

ориентированы и рекомендации стабилизационной программы МФВ, которым

правительство РК, хотя и с некоторыми оговорками, следовало на протяжении

прошедшего года. В основу этих рекомендаций была положена неоконсервативная

модель госрегулирования, предусматривающая, в частности, обеспечение

регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения.

Экономическая реформа в РК осуществлялась под патронажем МВФ в несколько

этапов. В период с дек. 1997 г. по апр. 1998 г. основной задачей было

преодоление кризиса ликвидности за счет привлечения заёмных средств и

кредитов. К марту РК получила инокредитов по линии международных

организаций на 21,4 млрд.долл. Южнокорейцам удалось также реструктурировать

до 90% своих краткосрочных обязательств иностранным кредиторам, которые в

феврале достигали 21,8 млрд.долл. Увеличению валютных резервов

способствовал и рост положительного сальдо платежного баланса по текущим

операциям — до 18,9 млрд.долл. в апр. В результате в период с середины

декабря по конец апреля валютные резервы страны увеличились с 3,9 до 30

млрд.долл.

Вместе с тем, сохраняющийся кризис ликвидности (из-за высоких процентных

ставок) вынудил правительство использовать в янв. 1998 г. 1 млрд.долл.,

полученный от АзБР, на обеспечение гарантий кредитования мелких и средних

фирм. В апреле им также был выделен заем в 1 млрд.долл. на приобретение

импортных сырья и материалов.

В этот же период правительство вновь пошло на увеличение расчетных

показателей бюджетного дефицита (с 0,7% до 1,7% ВВП) и снижение учетной

ставки с 22,2% до 14,4%, что должно было способствовать приостановлению

экономического спада. Одновременно были начаты реформы в финансово-

банковской системе и корпоративном секторе, ликвидированы 55 убыточных

корпораций и 5 банков. Для решения проблемы «безнадежных» долгов и помощи

банковской сфере правительство выделило допассигнований на 64 трлн. вон, а

на помощь безработным — 8,5 трлн.вон.

С июля по сент. 1998 г., правительственные реформы в финансовой сфере и

реальном секторе экономики продолжались. К сентябрю удалось достигнуть

относительной стабилизации обменного курса национальной валюты (1,3 тыс.вон

за доллар против 1700 в начале года), приостановить рост оптовых и

розничных цен, контролировать инфляцию в пределах 8%, сократить чистый

внешний долг до уровня 1996 г.

Вместе с тем, уже в этот период стало очевидно, что монетаристские

рецепты МВФ не в состоянии решить многих проблем южнокорейской экономики —

не были приостановлены спад промпроизводства (на 6,2% во втором полугодии

по сравнению с 1997 г.), рост безработицы (до 7,3% от трудоспособного

населения), продолжалось сокращение совокупного внутреннего спроса (на 9%

по сравнению с 1997 г.), из-за непомерных долгов южнокорейских компаний и

высоких процентных ставок (свыше 20%) практически не осуществлялись

инвестиции в реальный сектор экономики (сократились почти в половину по

сравнению с 1997 г., так как банки РК, опасаясь финансовых рисков,

предпочитали «крутить» деньги на межбанковском рынке). Обострившиеся к тому

же в результате массовых банкротств (к октябрю обанкротилось свыше 20 тыс.

компаний) социальные проблемы и явное нежелание крупных ФПГ брать на себя

часть бремени по осуществлению реформ вынудили правительство РК ужесточить

госрегулирование экономическими процессами (концепция «неолиберального

этатизма»).

С сент., 1998 г. акценты в экономической политике администрации были

сделаны уже на неокейнсианских методах стимулирования эффективного спроса

за счёт дальнейшего снижения стоимости кредита, расширения бюджетного

(дефицитного) финансирования, контролируемой эмиссии, ускоренной

реструктуризации ФПГ, «рассасывания» безработицы и т.д.

В результате процентная ставка в РК сократилась с 30% (в начале года) до

8-10% к концу года, расчетные показатели дефицита бюджета были увеличены до

5% ВВП, государство пошло на увеличение ассигнований в фонд занятости,

социальных выплат, предоставление кредитов малому и среднему бизнесу. В

рамках реформ в корпоративном секторе наиболее заметным событием стало

соглашение между пятью крупнейшими ФПГ и правительством, которое

предусматривает продажу чэболями нерентабельных дочерних компаний,

перераспределение их сфер влияния в ключевых отраслях, а также комплекс

мер, которые ФПГ должны осуществлять в целях улучшения своего финансового

положения. Новая экономическая политика РК предполагает также использование

до 70% бюджетных средств на финансирование госпрограмм в области

строительства, НИОКР и образования.

В организационно-правовом плане реформы правительства были

сконцентрированы на следующих направлениях.

1. В мае 1998 г. были сняты ограничения на приобретение иностранцами

местных компаний путем нежелательных «слияний и поглощений», в результате

чего количество отраслей, полностью или частично закрытых для иностранных

инвесторов, сократилось до 31. В нояб. в РК вступил в действие новый Закон

о поощрении прямых иноинвестиций, предусматривающий налоговые и прочие

льготы иноинвесторам.

2. В сент. в РК был принят Закон об операциях с иностранной валютой,

определяющий порядок их либерализации в два этапа (с 1 апр. 1999 г. и до

конца 2000 г.). Законом вводилась в действие новая система госмониторинга

за операциями с валютой в целях предупреждения возможных негативных

колебаний) на валютном рынке.

3. Приближение уровня управления предприятиями и компаниями к мировым

стандартам. В фев. 1998 г. были внесены дополнения в законодательство о

банкротстве, в марте — отменена практики предоставления взаимных гарантий

по долговым обязательствам между дочерними компаниями.

4. Реформа финансово-банковской сферы. 96 финансовых институтов РК (по

состоянию на окт. 1998 г.) были закрыты или приостановили свои операции.

5. Реформы в корпоративном секторе предусматривали расширение прав

держателей акций, улучшение финансового положения корпораций, переход на

международную систему отчетности, развитие кооперационных связей между

крупным и мелким бизнесом.

200 крупных южнокорейских корпораций и 12 тыс. мелких и средних компаний

взяли на себя обязательства представить до конца 1998 г. уполномоченным

банкам программы по оздоровлению собственных финансов и реструктуризации.

6. Реформы в области трудовых отношении. В фев. 1998 г., после принятия

нового Закона о труде, рынок рабочей силы стал более эластичным. Этому

способствовали поправки, предусматривающие возможность как массовых

увольнений, так и создания крупных отраслевых профсоюзов.

7. Правительство пошло на сокращение госрасходов как на республиканском,

так и провинциальном уровнях, а также приступило к приватизации

госпредприятий. Планом приватизации предусматривается поэтапная продажа

акций пяти крупных компаний в 1999 г. и шести —в 2000 г. Кроме этого, 76 их

дочерних компаний предполагается также приватизировать или ликвидировать.

Большое внимание было уделено повышению эффективности работы госаппарата:

50% правительственных постановлений и правил будут упразднены, численность

аппарата (на всех уровнях) сократится на 11% до 2000 г.

О результатах реформ администрации Ким Дэ Чжуна можно судить по

макроэкономическим показателям 1998 г. По итогам 11 мес. — год спустя после

возникновения кризиса — положительное сальдо платежного баланса по текущим

операциям составило 27,8 млрд.долл. Положительное сальдо торгового баланса

приблизилось к 36 млрд.долл., в то время как за аналогичный период прошлого

года оно было отрицательным — 10 млрд.долл. Данные показатели были

достигнуты в основном за счет резкого роста объемов экспорта на фоне

девальвированной воны (экспорт за 11 мес. достиг 120 млрд.долл., однако эта

цифра на 2% меньше прошлогодней) и сокращения на 37% импорта (за 11 мес.

объем импорта РК не превысил 85 млрд. долл.).

С начала реформ запасы иновалюты в стране увеличились на 29,6

млрд.долл., достигнув отметки в 50 млрд., что позволяет говорить о

стабилизации положения на финансовых рынках. В пользу этого утверждения

свидетельствуют также увеличение валютных активов до 132 млрд.долл.,

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.