Экономическое развитие стран ОПЕК (на примере Саудовской Аравии)
специальная королевская комиссия. Сюда же направляется основной поток
государственных инвестиций.
Ненефтяной частный сектор в промышленности, включающий свыше 2400
компаний, в 1998 году показал рост 5%. Он обеспечивал рабочие места для 25%
жителей страны. Государство постепенно начинает отказываться от своей роли
«локомотива» экономики и делает ставку на частное предпринимательство.
Однако ответная реакция пока что весьма сдержана.
Причины небольшой заинтересованности частного капитала в промышленных
проектах состоят не только в его слабости и непрофессионализме, надежде на
государственную опеку и привычке к сотрудничеству с западными компаниями.
Один из крупнейших саудовских предпринимателей, эмир Валид ибн Талал на
вопрос «Интернжшнл Гэральд Трибьюн», почему из своего состояния объемом
более 15 млрд. долл. Он вкладывает около 70% средств за пределами
королевства, ответил так: «Я глубоко верю в саудовскую экономику и сохраняю
значительные инвестиции в торговых и других компаниях, но существующие там
возможности не достигают того уровня рентабельности, как в других странах».
Тем не менее, и последние несколько лет частный капитал активно пошел
в самые современные отрасли. Нефтедоллары позволили за короткий срок
достичь хороших показателей по уровню научно-технического развития.
Показателем стремления саудовцев не отстать от уровня развитых стран стало
создание в конце 90-х годов несколько технопарков по примеру США и Тайваня.
Создан завод по сборке компьютеров. В 1999 году возникло более 10 смешанных
компаний, предоставляющих услуги Интернета. В технопарке имени короля
Абдель Азиза основное внимание уделяется внедрению сети Интернет во все
сферы жизни королевства. В сентябре 1999 года один из руководителей
компании Майкрософт М. Лакомб подписал соглашение с правительством об
оказании технической поддержки правительственным учреждениями системе
образования по развитию арабоязычной компьютерной сети.
И все же, в пятилетнем плане на 1990-95 годы в качестве
первоочередных были названы не экономические, а социально-политические
цели: сохранение исламских ценностей, а также защита веры и нации.
Фактически, это стало признанием завершенности коренных реформ в
экономической части путем ускоренной индустриализации при отказе от
амбициозных планов достижения уровня среднеразвитых западных стран.
Национальное хозяйство было в основном переустроено на новых, более
современных, основах и обрело возможности для саморазвития. Более трудной и
длительной оказалась социальная трансформация общества в процессе
«революции сверху».
За годы коренных реформ сугубо традиционное общество, в котором
сочетались феодальные, раннекапиталистические и даже родоплеменные
элементы, не только стало более однородным, но и сумело трансформироваться
в более современное качество. Важную и активную роль в социальном
переустройстве общества играло государство.
Роль государства в реформах.
Его активная социальная политика стала важной частью процесса
коренных преобразований. Основное внимание уделялось созданию систем
образования и здравоохранения. Расходы на эти цели под названием «развитие
человеческих ресурсов» во всех пятилетних планах стояли на втором месте по
объему ассигнований после статьи «оборона и безопасность». В 1995 году доля
расходов на образование в процентах ВВП составляла в Саудовской Аравии 5.5
(Австрия – 5.5, Египет – 5.6), на здравоохранение – 3.1 (5.9 и 1.6).
Индустриализация и урбанизация привели к перетеканию сельского
населения в города. Доля горожан выросла к 1998 году до 85%. В 80-е годы
кочевники составляли уже меньшую часть населения, хотя оставались важным
элементом социальной базы правящего режима. Сформировался аравийский
пролетариат, в многонациональном составе которого коренные жители
составляют абсолютное меньшинство. В оды нефтяного бума вырос широкий слой
мелкой и средней буржуазии, состоящей из выходцев из городских мелких
торговцев, ростовщиков, ремесленников, а также шейхов кочевых племен.
Возник обширный слой служащих государственного и частного секторов.
Правящие и господствующие слои в королевстве составляют в основном
одни и те же люди – около семи тысяч эмиров королевской семьи Саудидов,
родственные им кланы бедуинской «аристократии», верхушка бюрократии и
крупной буржуазии. Формальное «осовременивание» социальной структуры в
Аравии не привело к ее коренной перестройке. Принадлежность к определенному
племени или местности продолжает играть определенную роль. Хотя в условиях
возросшей социальной мобильности облегчились условия для продвижения по
вертикали, это происходит в административно-государственном аппарате, в
меньшей степени – в бизнесе. Ключевые рычаги управления и господствующие
позиции в экономической жизни прочно занимает семья Саудидов,
превратившаяся из феодального клана в конгломерат различных корпораций и
своеобразную «государственную партию». Тем не менее сохранение Саудидами
монополии на власть пока не вызывает открытого недовольства в обществе. В
то же время, сознавая потенциальные угрозы, Саудиды постепенно идут на
отдельные уступки.
В 1982 году король Фахт ибн Абдель Азиз заявил о создании
консультативного совета, а в 1992 году такой орган в составе 80 назначаемых
королем видных деятелей науки, бизнеса, бюрократии и улемов начал
функционировать. Совет обладает лишь рекомендательными функциями, однако
рассматривает все проблемы жизни королевства. В ответ на вопрос западных
журналистов, почему не проведены в Совет «свободные выборы», король прямо
сказал, что «в таком случае были бы избраны не самые достойные, а самые
богатые».
Весной 1992 года королем был изданы декреты, имеющие конституционное
значение. В них Саудовская Аравия провозглашается арабским, исламским,
полностью суверенным государством, религией которого является ислам, а
конституцией – «Книга Аллаха Всевышнего и Сунна Его Пророка». В стране
сохраняется монархическая форма правления во главе с династией Саудидов, в
основе которого лежат «справедливость, совет и равенство». Экономической и
социальной базой государства являются «собственность, капитал и труд».
Государство обеспечивает неприкосновенность частной собственности, берет на
себя «защиту ислама и воплощение в жизнь основ шариата», в соответствии с
которыми обеспечиваются права человека. Средства массовой информации
обязываются придерживаться порядков, установленных государством,
участвовать в «просвещении нации и укреплении ее единства». Король
направляет политику страны, возглавляет Совет министров, является верховным
главнокомандующим и определяет порядок работы консультативного совета.
В принятых декретах не содержалось ничего принципиально нового, но
стоит отметить сам факт из появления. Власть таким образом в соответствии с
принятыми нормами права задним числом санкционировало свою легитимность и
закрепило принципы существующего правления, в числе которых – запрет на
политические и профсоюзные организации. Новым шагом в демонополизации
управления стало формирование в сентябре 1999 года в рамках
правительственного Высшего Экономического Совета новой Комиссии по
экономическим вопросам из представителей науки и крупной буржуазии.
Политическая оппозиция как формализованное движение, противостоящее
правящей семье Саудидов, практически отсутствует, хотя немало диссидентов
за границей критикуют и династию, и политику короля. В то же время внутри
страны сохраняется и даже возрастает противоречие между возросшим качеством
жизни, высоким уровнем образования населения, его участием в современном
производственном процессе и сохранившимися почти без изменения
традиционными условиями повседневной жизни. Саудовское общество остается
традиционным не в смысле «отсталости» или несоответствия исходной при
начале коренных реформ «западной модели», а потому что Традиция (в широком
понимании) остается системообразующим принципом общественной жизни.
Большое неудовольствие вызывает у побывавшего на Западе молодого
поколения саудовцев, получивших современное образование, униженное
положение женщины в саудовском обществе. В начале 90-х годов несколько
молодых женщин решились на открытый протест:в центре Эр-Рияда они
перегородили движение, требуя всего лишь права на вождение автомобиля. Они
были тут же задержаны полицией, работающие – уволены со службы, у всех были
изъяты паспорта, что лишало их возможности выехать из страны. Но спустя год
король принял их и простил, пообещав «рассмотреть возможности по более
активному участию женщин в жизни общества и в соответствии с нормами
ислама».
Существенных перемен не произошло, но в саудовской прессе, полностью
подконтрольной государству, стало появляться все больше материалов об
участии женщин в производстве, о деятельности женских отделений банков, об
участии женщин в сферах здравоохранения и обслуживания, об успехах в
женском образовании. В сентябре 1999 года широко сообщалось о получении
степени доктора философии в британском университете Шадией Абдалла Хасан
Юсуф, занимавшейся медицинскими исследованиями. Представляется, что
правящие верхи готовы к смягчению некоторых жестких норм, традиционных
отношений в обществе, однако считаются с инерцией сознания основной массы
народа. Не менее вероятно и то, что Саудиды, подобно любой власти в любой
стране, стремятся до последнего избегать существенных перемен, ибо они
неудержимо влекут за собой другие и могут выйти из-под контроля.
Роль иностранных работников на саудовском рынке труда. Формирование
национальной системы образования.
Потенциальным источником опасности для политической и социальной
стабильности являются иностранные работники в королевстве. Их доля не столь
велика, как в соседних нефтяных монархиях, где иностранцы составляют более
двух третей населения. Однако, по различным оценкам, на начало 2000 года в
Саудовской Аравии находилось от 4 до 6 миллионов иностранцев, занятых в
различных сферах промышленности, сельского хозяйства и услуг. Стоит
заметить, что в немалой степени это вызвано искусственным недопущением
женщин на рынок труда. По саудовским данным, на государственной службе доля
женщин составляет 7%, в частном секторе – 1%.
Иностранная рабочая сила сыграла важную, а точнее, решающую роль в
создании современного хозяйства и социальной сферы. Национальный состав и
условия пребывания иностранных работников за несколько десятилетий
разительно изменились. После нескольких выступлений палестинцев и других
арабов, после разгула дикости и разврата африканских работников в 70-е
годы, ставка была сделана на жителей Южной и Юго-Восточной Азии, а также
Дальнего Востока. Власти, кроме того, отказались от опасной
неупорядоченности и стихийности при найме рабочей силы и перешли на уровень
межгосударственных соглашений с Индией, Пакистаном, Тайванем и рядом других
азиатских и африканских стран, а также ввели законодательство, жестко
регулирующее сроки и условия пребывания иностранных работников на
территории королевства.
Тем не менее важными проблемами остаются оптимизация численности
иностранной рабочей силы и недопущение перерастания в угрозу режиму из-за
требований предоставления подданства или равных с коренными жителями
социальных и экономических прав. Переход к практике регулируемого
использования иностранцев стал вынужденной мерой после фактической неудачи
«политики саудизации» рабочей силы, на которую в течение 80-90-х годов
расходовались значительные средства. Важной причиной, объясняющей слабую
отдачу «политики саудизации», называют конкуренцию иностранных рабочих,
более квалифицированных и согласных с более низкой оплатой труда,
отсутствием социальных норм и трудными условиями работы. Однако
первопричиной этого является нежелание коренных жителей королевства
включаться в производство. «Продолжающееся преобладание
общеобразовательного направления над техническим…сохраняющееся предпочтение
студентами университетов гуманитарных специальностей, - пишет историк аль-
Захрани, - сохраняется, обретая вид нужды в иностранных кадрах».
Таким образом, инерция традиционного бедуинского общества сказывается
на укоренении презрительного отношения к технической и любой
производственной, «грязной» деятельности. Но помимо этого, само образование
и обучение еще не стали в обществе безусловной социальной ценностью.
Создание и развитие современной системы образования, включающей 8
университетов, является предметом законной гордости саудовцев. В настоящее
время начальным образованием охвачено более 90% соответствующего возраста
населения. Однако, по данным саудовского Министерства Просвещения, в
начальной школе успеваемость составляла 68% в 1987 году и 78% в 1994 году.
В полной средней школе в эти же годы успеваемость была соответственно 69 и
70%. Недостаточная эффективность системы образования в стране вызвана
прежде всего низким уровнем образования и материального положения родителей
ученика. Можно добавить к тому и другие причины: недостаточную квалификацию
учителей, несовершенство школьных программ, сохранение традиционной
зубрежки, пренебрежение техническими средствами обучения.
В седьмом пятилетнем плане на 2000-2005 гг. вновь на первое место
поставлено «развитие человеческих ресурсов» для создания рабочей силы,
способной заменить иностранных работников. Наряду с повышением квалификации
коренных жителей, не менее важной и трудной задачей считается привлечение
на рынок труда выпускников школ и университетов, в настоящее время
считающих образование не столько средством к существованию, сколько
способом повышения престижа, и не спешащих включаться в трудовую
деятельность.
Противоречия в развитии Саудовской Аравии.
Пример с образованием служит яркой иллюстрацией противоречивости
саудовской модернизации в целом. Очевидно, что в последние десятилетия при
видимом осовременивании образа жизни саудовских подданных путем
использования многих материальных достижений западной цивилизации, в самом
обществе происходит более медленное усвоение иных ценностей, норм жизни и
их адаптации к привычным условиям существования. Ведь если в сфере
материального производства оказалось возможным простое заимствование
западного опыта, так как техника не имеет национальности, то в сфере
социальной и духовной – положение иное.
Примеров американизации в королевстве можно найти столько же, сколько
и примеров пуританской верности исламу. Например, система образования в
Саудовской Аравии просто скопирована с американской. На всех уровнях и во
всех звеньях административного, государственного и хозяйственного
управления преобладают выпускники американских университетов, американский
мультики, развлекательные и образовательные передачи занимают немалый объем
вещания саудовского телевидения. Фактически, союзные отношения Саудовской
Аравии и США в сфере политики и обороны, наряду с активнейшим
взаимодействием в сфере экономики, гарантируют прочную базу для
всесторонней американской экспансии. Однако границы этой экспансии в
настоящее время четко очерчены. Стихийное расширение процесса вестернизации
в ходе коренных реформ вызвало в 1979 году мятеж исламских
фундаменталистов, а присутствие американских и иных западных войск на
территории королевства в период войны в Персидском заливе 1991-92 г.
породило активизацию исламских экстремистов, приведшую к гибели нескольких
десятков американских военнослужащих.
При всем том, что большинство саудовского общества чуждо крайностей
как вестернизации, так и пуританского ислама, сами по себе названные
явления заслуживают внимания, как проявления в обществе противоречий,
порожденных коренными реформами и приобретающих опасную форму открытого
конфликта. Оставляя в стороне рассмотрение политического авантюризма
экстремистов типа Осамы бин Ладена, укажем, что объективной основой для
возникновения даже в условиях строго исламского общества подобных
конфликтов стали, во-первых, чрезмерно ускоренный ход коренных реформ, а во-
вторых, естественная верность своим традициям.
Скачкообразная социальная трансформация саудовского общества была
вызвана к жизни в период нефтяного бума ускоренной индустриализацией,
урбанизацией и появлением нефтедолларов, что в совокупности вызвало
психологический шок. Вслед за изменением характера труда стали меняться
нормы поведения. После внедрения бытовой техники изменилась роль женщины в
семье. Частными проявлениями реформ стали широкое распространение презрения
к труду на материальном производстве, стремление к работе в госсекторе или
на госслужбе с твердыми гарантиями надежности, отношение к иностранным
рабочим как к современному варианту рабов (рабство в королевстве было
отменено только в 1962 году), но также – желание сохранить нечто
устойчивое. Это не только ислам в его фундаментальных основах, но также
традиционные нормы быта, искусства, литературы.
Оставляя в стороне проблемы ближневосточного урегулирования, Запад в
образе США воспринимался в королевстве массой населения и как
могущественный союзник, и как враг. Объективное возрастание роли США и
усиление американского влияния в разнообразных формах вызвали не только
негативную реакцию неприятия чужого опыта, но и позитивный отклик –
обращение к своему наследию. Отсюда проистекает усиление стремления к
традиционным основам жизни саудовского общества.
Заключение
В настоящее время ОПЕК продолжает играть свою роль в мировой
экономике и международных отношениях. Мировые цены на нефть продолжают
падать, несмотря на заявления представителей ОПЕК о грядущем снижении
нефтяным картелем экспортных квот на нефть. Цена нефти на лондонской бирже
IPE к вечеру понедельника снизилась на $1,04 (-4,8%) и на 20.00 по
московскому времени составила $20,50 за баррель. Нефть на нью-йоркской
бирже NYMEX на этот час подешевела на 99 центов (-4,45%) до $21,23 за
баррель. Как сообщалось ранее, 12 ноября Россия объявила о своем решении
сократить объемы своего экспорта нефти на 30 тыс. баррелей в день. Ранее о
своем намерении сократить поставки нефти на мировой рынок заявила ОПЕК. Как
ожидается, на саммите этой организации, который пройдет 13 ноября в Вене,
ОПЕК примет решении о сокращении экспорта нефти на 1-1,5 млн. баррелей в
день.
В том, что ОПЕК настроена именно подобным образом, сомнений
практически нет. Даже богатейшая из стран ОПЕК Саудовская Аравия, которая
планировала получить в этом году бюджетный профицит в размере около $2
млрд., по самым последним оценкам, выходит на дефицит в $5 млрд. при почти
нулевом экономическом росте. Что, конечно же, шейхов совершенно не
устраивает.
Страницы: 1, 2
|