рефераты скачать

МЕНЮ


Экономическое развитие стран ОПЕК (на примере Саудовской Аравии)

специальная королевская комиссия. Сюда же направляется основной поток

государственных инвестиций.

Ненефтяной частный сектор в промышленности, включающий свыше 2400

компаний, в 1998 году показал рост 5%. Он обеспечивал рабочие места для 25%

жителей страны. Государство постепенно начинает отказываться от своей роли

«локомотива» экономики и делает ставку на частное предпринимательство.

Однако ответная реакция пока что весьма сдержана.

Причины небольшой заинтересованности частного капитала в промышленных

проектах состоят не только в его слабости и непрофессионализме, надежде на

государственную опеку и привычке к сотрудничеству с западными компаниями.

Один из крупнейших саудовских предпринимателей, эмир Валид ибн Талал на

вопрос «Интернжшнл Гэральд Трибьюн», почему из своего состояния объемом

более 15 млрд. долл. Он вкладывает около 70% средств за пределами

королевства, ответил так: «Я глубоко верю в саудовскую экономику и сохраняю

значительные инвестиции в торговых и других компаниях, но существующие там

возможности не достигают того уровня рентабельности, как в других странах».

Тем не менее, и последние несколько лет частный капитал активно пошел

в самые современные отрасли. Нефтедоллары позволили за короткий срок

достичь хороших показателей по уровню научно-технического развития.

Показателем стремления саудовцев не отстать от уровня развитых стран стало

создание в конце 90-х годов несколько технопарков по примеру США и Тайваня.

Создан завод по сборке компьютеров. В 1999 году возникло более 10 смешанных

компаний, предоставляющих услуги Интернета. В технопарке имени короля

Абдель Азиза основное внимание уделяется внедрению сети Интернет во все

сферы жизни королевства. В сентябре 1999 года один из руководителей

компании Майкрософт М. Лакомб подписал соглашение с правительством об

оказании технической поддержки правительственным учреждениями системе

образования по развитию арабоязычной компьютерной сети.

И все же, в пятилетнем плане на 1990-95 годы в качестве

первоочередных были названы не экономические, а социально-политические

цели: сохранение исламских ценностей, а также защита веры и нации.

Фактически, это стало признанием завершенности коренных реформ в

экономической части путем ускоренной индустриализации при отказе от

амбициозных планов достижения уровня среднеразвитых западных стран.

Национальное хозяйство было в основном переустроено на новых, более

современных, основах и обрело возможности для саморазвития. Более трудной и

длительной оказалась социальная трансформация общества в процессе

«революции сверху».

За годы коренных реформ сугубо традиционное общество, в котором

сочетались феодальные, раннекапиталистические и даже родоплеменные

элементы, не только стало более однородным, но и сумело трансформироваться

в более современное качество. Важную и активную роль в социальном

переустройстве общества играло государство.

Роль государства в реформах.

Его активная социальная политика стала важной частью процесса

коренных преобразований. Основное внимание уделялось созданию систем

образования и здравоохранения. Расходы на эти цели под названием «развитие

человеческих ресурсов» во всех пятилетних планах стояли на втором месте по

объему ассигнований после статьи «оборона и безопасность». В 1995 году доля

расходов на образование в процентах ВВП составляла в Саудовской Аравии 5.5

(Австрия – 5.5, Египет – 5.6), на здравоохранение – 3.1 (5.9 и 1.6).

Индустриализация и урбанизация привели к перетеканию сельского

населения в города. Доля горожан выросла к 1998 году до 85%. В 80-е годы

кочевники составляли уже меньшую часть населения, хотя оставались важным

элементом социальной базы правящего режима. Сформировался аравийский

пролетариат, в многонациональном составе которого коренные жители

составляют абсолютное меньшинство. В оды нефтяного бума вырос широкий слой

мелкой и средней буржуазии, состоящей из выходцев из городских мелких

торговцев, ростовщиков, ремесленников, а также шейхов кочевых племен.

Возник обширный слой служащих государственного и частного секторов.

Правящие и господствующие слои в королевстве составляют в основном

одни и те же люди – около семи тысяч эмиров королевской семьи Саудидов,

родственные им кланы бедуинской «аристократии», верхушка бюрократии и

крупной буржуазии. Формальное «осовременивание» социальной структуры в

Аравии не привело к ее коренной перестройке. Принадлежность к определенному

племени или местности продолжает играть определенную роль. Хотя в условиях

возросшей социальной мобильности облегчились условия для продвижения по

вертикали, это происходит в административно-государственном аппарате, в

меньшей степени – в бизнесе. Ключевые рычаги управления и господствующие

позиции в экономической жизни прочно занимает семья Саудидов,

превратившаяся из феодального клана в конгломерат различных корпораций и

своеобразную «государственную партию». Тем не менее сохранение Саудидами

монополии на власть пока не вызывает открытого недовольства в обществе. В

то же время, сознавая потенциальные угрозы, Саудиды постепенно идут на

отдельные уступки.

В 1982 году король Фахт ибн Абдель Азиз заявил о создании

консультативного совета, а в 1992 году такой орган в составе 80 назначаемых

королем видных деятелей науки, бизнеса, бюрократии и улемов начал

функционировать. Совет обладает лишь рекомендательными функциями, однако

рассматривает все проблемы жизни королевства. В ответ на вопрос западных

журналистов, почему не проведены в Совет «свободные выборы», король прямо

сказал, что «в таком случае были бы избраны не самые достойные, а самые

богатые».

Весной 1992 года королем был изданы декреты, имеющие конституционное

значение. В них Саудовская Аравия провозглашается арабским, исламским,

полностью суверенным государством, религией которого является ислам, а

конституцией – «Книга Аллаха Всевышнего и Сунна Его Пророка». В стране

сохраняется монархическая форма правления во главе с династией Саудидов, в

основе которого лежат «справедливость, совет и равенство». Экономической и

социальной базой государства являются «собственность, капитал и труд».

Государство обеспечивает неприкосновенность частной собственности, берет на

себя «защиту ислама и воплощение в жизнь основ шариата», в соответствии с

которыми обеспечиваются права человека. Средства массовой информации

обязываются придерживаться порядков, установленных государством,

участвовать в «просвещении нации и укреплении ее единства». Король

направляет политику страны, возглавляет Совет министров, является верховным

главнокомандующим и определяет порядок работы консультативного совета.

В принятых декретах не содержалось ничего принципиально нового, но

стоит отметить сам факт из появления. Власть таким образом в соответствии с

принятыми нормами права задним числом санкционировало свою легитимность и

закрепило принципы существующего правления, в числе которых – запрет на

политические и профсоюзные организации. Новым шагом в демонополизации

управления стало формирование в сентябре 1999 года в рамках

правительственного Высшего Экономического Совета новой Комиссии по

экономическим вопросам из представителей науки и крупной буржуазии.

Политическая оппозиция как формализованное движение, противостоящее

правящей семье Саудидов, практически отсутствует, хотя немало диссидентов

за границей критикуют и династию, и политику короля. В то же время внутри

страны сохраняется и даже возрастает противоречие между возросшим качеством

жизни, высоким уровнем образования населения, его участием в современном

производственном процессе и сохранившимися почти без изменения

традиционными условиями повседневной жизни. Саудовское общество остается

традиционным не в смысле «отсталости» или несоответствия исходной при

начале коренных реформ «западной модели», а потому что Традиция (в широком

понимании) остается системообразующим принципом общественной жизни.

Большое неудовольствие вызывает у побывавшего на Западе молодого

поколения саудовцев, получивших современное образование, униженное

положение женщины в саудовском обществе. В начале 90-х годов несколько

молодых женщин решились на открытый протест:в центре Эр-Рияда они

перегородили движение, требуя всего лишь права на вождение автомобиля. Они

были тут же задержаны полицией, работающие – уволены со службы, у всех были

изъяты паспорта, что лишало их возможности выехать из страны. Но спустя год

король принял их и простил, пообещав «рассмотреть возможности по более

активному участию женщин в жизни общества и в соответствии с нормами

ислама».

Существенных перемен не произошло, но в саудовской прессе, полностью

подконтрольной государству, стало появляться все больше материалов об

участии женщин в производстве, о деятельности женских отделений банков, об

участии женщин в сферах здравоохранения и обслуживания, об успехах в

женском образовании. В сентябре 1999 года широко сообщалось о получении

степени доктора философии в британском университете Шадией Абдалла Хасан

Юсуф, занимавшейся медицинскими исследованиями. Представляется, что

правящие верхи готовы к смягчению некоторых жестких норм, традиционных

отношений в обществе, однако считаются с инерцией сознания основной массы

народа. Не менее вероятно и то, что Саудиды, подобно любой власти в любой

стране, стремятся до последнего избегать существенных перемен, ибо они

неудержимо влекут за собой другие и могут выйти из-под контроля.

Роль иностранных работников на саудовском рынке труда. Формирование

национальной системы образования.

Потенциальным источником опасности для политической и социальной

стабильности являются иностранные работники в королевстве. Их доля не столь

велика, как в соседних нефтяных монархиях, где иностранцы составляют более

двух третей населения. Однако, по различным оценкам, на начало 2000 года в

Саудовской Аравии находилось от 4 до 6 миллионов иностранцев, занятых в

различных сферах промышленности, сельского хозяйства и услуг. Стоит

заметить, что в немалой степени это вызвано искусственным недопущением

женщин на рынок труда. По саудовским данным, на государственной службе доля

женщин составляет 7%, в частном секторе – 1%.

Иностранная рабочая сила сыграла важную, а точнее, решающую роль в

создании современного хозяйства и социальной сферы. Национальный состав и

условия пребывания иностранных работников за несколько десятилетий

разительно изменились. После нескольких выступлений палестинцев и других

арабов, после разгула дикости и разврата африканских работников в 70-е

годы, ставка была сделана на жителей Южной и Юго-Восточной Азии, а также

Дальнего Востока. Власти, кроме того, отказались от опасной

неупорядоченности и стихийности при найме рабочей силы и перешли на уровень

межгосударственных соглашений с Индией, Пакистаном, Тайванем и рядом других

азиатских и африканских стран, а также ввели законодательство, жестко

регулирующее сроки и условия пребывания иностранных работников на

территории королевства.

Тем не менее важными проблемами остаются оптимизация численности

иностранной рабочей силы и недопущение перерастания в угрозу режиму из-за

требований предоставления подданства или равных с коренными жителями

социальных и экономических прав. Переход к практике регулируемого

использования иностранцев стал вынужденной мерой после фактической неудачи

«политики саудизации» рабочей силы, на которую в течение 80-90-х годов

расходовались значительные средства. Важной причиной, объясняющей слабую

отдачу «политики саудизации», называют конкуренцию иностранных рабочих,

более квалифицированных и согласных с более низкой оплатой труда,

отсутствием социальных норм и трудными условиями работы. Однако

первопричиной этого является нежелание коренных жителей королевства

включаться в производство. «Продолжающееся преобладание

общеобразовательного направления над техническим…сохраняющееся предпочтение

студентами университетов гуманитарных специальностей, - пишет историк аль-

Захрани, - сохраняется, обретая вид нужды в иностранных кадрах».

Таким образом, инерция традиционного бедуинского общества сказывается

на укоренении презрительного отношения к технической и любой

производственной, «грязной» деятельности. Но помимо этого, само образование

и обучение еще не стали в обществе безусловной социальной ценностью.

Создание и развитие современной системы образования, включающей 8

университетов, является предметом законной гордости саудовцев. В настоящее

время начальным образованием охвачено более 90% соответствующего возраста

населения. Однако, по данным саудовского Министерства Просвещения, в

начальной школе успеваемость составляла 68% в 1987 году и 78% в 1994 году.

В полной средней школе в эти же годы успеваемость была соответственно 69 и

70%. Недостаточная эффективность системы образования в стране вызвана

прежде всего низким уровнем образования и материального положения родителей

ученика. Можно добавить к тому и другие причины: недостаточную квалификацию

учителей, несовершенство школьных программ, сохранение традиционной

зубрежки, пренебрежение техническими средствами обучения.

В седьмом пятилетнем плане на 2000-2005 гг. вновь на первое место

поставлено «развитие человеческих ресурсов» для создания рабочей силы,

способной заменить иностранных работников. Наряду с повышением квалификации

коренных жителей, не менее важной и трудной задачей считается привлечение

на рынок труда выпускников школ и университетов, в настоящее время

считающих образование не столько средством к существованию, сколько

способом повышения престижа, и не спешащих включаться в трудовую

деятельность.

Противоречия в развитии Саудовской Аравии.

Пример с образованием служит яркой иллюстрацией противоречивости

саудовской модернизации в целом. Очевидно, что в последние десятилетия при

видимом осовременивании образа жизни саудовских подданных путем

использования многих материальных достижений западной цивилизации, в самом

обществе происходит более медленное усвоение иных ценностей, норм жизни и

их адаптации к привычным условиям существования. Ведь если в сфере

материального производства оказалось возможным простое заимствование

западного опыта, так как техника не имеет национальности, то в сфере

социальной и духовной – положение иное.

Примеров американизации в королевстве можно найти столько же, сколько

и примеров пуританской верности исламу. Например, система образования в

Саудовской Аравии просто скопирована с американской. На всех уровнях и во

всех звеньях административного, государственного и хозяйственного

управления преобладают выпускники американских университетов, американский

мультики, развлекательные и образовательные передачи занимают немалый объем

вещания саудовского телевидения. Фактически, союзные отношения Саудовской

Аравии и США в сфере политики и обороны, наряду с активнейшим

взаимодействием в сфере экономики, гарантируют прочную базу для

всесторонней американской экспансии. Однако границы этой экспансии в

настоящее время четко очерчены. Стихийное расширение процесса вестернизации

в ходе коренных реформ вызвало в 1979 году мятеж исламских

фундаменталистов, а присутствие американских и иных западных войск на

территории королевства в период войны в Персидском заливе 1991-92 г.

породило активизацию исламских экстремистов, приведшую к гибели нескольких

десятков американских военнослужащих.

При всем том, что большинство саудовского общества чуждо крайностей

как вестернизации, так и пуританского ислама, сами по себе названные

явления заслуживают внимания, как проявления в обществе противоречий,

порожденных коренными реформами и приобретающих опасную форму открытого

конфликта. Оставляя в стороне рассмотрение политического авантюризма

экстремистов типа Осамы бин Ладена, укажем, что объективной основой для

возникновения даже в условиях строго исламского общества подобных

конфликтов стали, во-первых, чрезмерно ускоренный ход коренных реформ, а во-

вторых, естественная верность своим традициям.

Скачкообразная социальная трансформация саудовского общества была

вызвана к жизни в период нефтяного бума ускоренной индустриализацией,

урбанизацией и появлением нефтедолларов, что в совокупности вызвало

психологический шок. Вслед за изменением характера труда стали меняться

нормы поведения. После внедрения бытовой техники изменилась роль женщины в

семье. Частными проявлениями реформ стали широкое распространение презрения

к труду на материальном производстве, стремление к работе в госсекторе или

на госслужбе с твердыми гарантиями надежности, отношение к иностранным

рабочим как к современному варианту рабов (рабство в королевстве было

отменено только в 1962 году), но также – желание сохранить нечто

устойчивое. Это не только ислам в его фундаментальных основах, но также

традиционные нормы быта, искусства, литературы.

Оставляя в стороне проблемы ближневосточного урегулирования, Запад в

образе США воспринимался в королевстве массой населения и как

могущественный союзник, и как враг. Объективное возрастание роли США и

усиление американского влияния в разнообразных формах вызвали не только

негативную реакцию неприятия чужого опыта, но и позитивный отклик –

обращение к своему наследию. Отсюда проистекает усиление стремления к

традиционным основам жизни саудовского общества.

Заключение

В настоящее время ОПЕК продолжает играть свою роль в мировой

экономике и международных отношениях. Мировые цены на нефть продолжают

падать, несмотря на заявления представителей ОПЕК о грядущем снижении

нефтяным картелем экспортных квот на нефть. Цена нефти на лондонской бирже

IPE к вечеру понедельника снизилась на $1,04 (-4,8%) и на 20.00 по

московскому времени составила $20,50 за баррель. Нефть на нью-йоркской

бирже NYMEX на этот час подешевела на 99 центов (-4,45%) до $21,23 за

баррель. Как сообщалось ранее, 12 ноября Россия объявила о своем решении

сократить объемы своего экспорта нефти на 30 тыс. баррелей в день. Ранее о

своем намерении сократить поставки нефти на мировой рынок заявила ОПЕК. Как

ожидается, на саммите этой организации, который пройдет 13 ноября в Вене,

ОПЕК примет решении о сокращении экспорта нефти на 1-1,5 млн. баррелей в

день.

В том, что ОПЕК настроена именно подобным образом, сомнений

практически нет. Даже богатейшая из стран ОПЕК Саудовская Аравия, которая

планировала получить в этом году бюджетный профицит в размере около $2

млрд., по самым последним оценкам, выходит на дефицит в $5 млрд. при почти

нулевом экономическом росте. Что, конечно же, шейхов совершенно не

устраивает.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.