рефераты скачать

МЕНЮ


Экономическое районирование

таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные

специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые

районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых

программ развития районного хозяйства и социально-культурного

строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и

переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности,

бытового обслуживания, торговли и общественного питания. [12, c. 4]

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или

экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами

экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон

четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.

Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного

освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их

использования.

Существуют две экономические зоны – Западная (европейская часть России

и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных

целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных

видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в

укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр

европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне

два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток. [6, c. 148]

3.2 Реформирование региональной политики

В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая

региональная политика. Следует отметить особую важность регионального

аспекта экономических реформ, проводимых у нас в стране.

Вследствие огромных различий природно-географических, социально-

демографических, экономических и других условий определены подходы к

особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом

главными ориентирами будут:

1) учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской

структурной, инвестиционной, финансовой, социальной,

внешнеэкономической политики;

2) перенос ряда направлений реформы в основном на региональный

уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере,

охране природы и использовании природных ресурсов;

3) децентрализация процессов управления реформой, активизация

экономической деятельности на местах;

4) необходимость разработки специальных программ проведения реформ в

регионах с особо своеобразными условиями.[10, с. 58]

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по

пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание

механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов

хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию

общероссийского территориального разделения труда и един. рыночного

пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных

связей, экономического и политического сепаратизма.

Главная социальная региональная цель политики в социальной сфере –

обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная

политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения,

сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной

политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-

экономических возможностей регионов, преимуществ территориального

разделения труда и экономических связей регионов.[7, с. 67]

Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим.

1. Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных

городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских

отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической

обстановки, приватизации.

2. Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов

Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение

малых городов и российского села, ускорение восстановления

утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной;

производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных

сельскохозяйственных земель.

3. Стабилизация социально-экономического положения в регионах с

экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой

специализацией, создание условий для возрождения малочисленных

народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).

4. Продолжение формирования территориально-производственных комплексов

и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет

нецентрализованных инвестиций и с приоритетным развитием

производств по комплексному использованию добываемого сырья с

соблюдением строгих экологических стандартов.

5. Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств

в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия;

формирование свободных экономических зон, а также технополисов как

региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой

науки, ускорения экономического и социального прогресса.

6. Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них

рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с

учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей

из стран Восточной Европы и бывших республик СССР.

7. Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем –

транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих

региональные структурные сдвиги и эффективность региональной

экономики.

8. Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни

населения отдельных республик и областей России. [7, с. 69]

3.3 Перспективы развития

В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических

районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-

Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский,

Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус

самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов

России:

1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и

Краснодарский края. Ростовская область.

2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Новгородская

область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть Севера.

Для первой группы регионов рекомендуется, всемерное поощрение

мелкотоварного уклада как в городах, так и в селах. Для регионов второго

типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах

третьего типа – создание особо благоприятного режима, предпринимательской

деятельности за счет частичного освобождения налогов и других факторов.

[8, с. 169]

Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные

инфраструктуры – фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи,

ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координированное

решение важнейших задач: реализацию программ развития макрорегионов,

создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда,

развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий,

расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных

программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды,

развитие связей с другими регионами. [5, с. 38]

В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где

развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, с

крупными предприятиями-монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург,

Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где

сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург,

Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Екатеринбургская,

Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой

производственной базой, в основном на севере.

При структурной перестройке для регионов особенно реальна угроза

резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной

напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по

федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли

коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита

населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут даваться кредиты

для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск продукции

социальной направленности. [3, с. 20]

Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию,

кроме того, существуют отраслевое районирование, например, районы

размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения

транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей

промышленности, и сельскохозяйственное районирование. Так, предполагается,

что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять

сельскохозяйственных районов России:

1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности –

основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной

части Восточной Сибири и Дальнего Востока;

2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с

фермерскими – Черноземный Центр. Поволжье, предгорье Северного

Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири;

3. Горные регионы – республики Северного Кавказа, Алтайская

республика;

4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тыва,

Бурятия, Читинская область;

5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым

режимом землепользования –это основная часть зоны Севера.

Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах

первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских

хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций н субсидий, а

также переселение в эти регионы экономически активного населения –

демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового

зарубежья, а также переселенцев из городов.

Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными

условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей,

аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой

финансово-экономической базой –- Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан. Эти

регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов. [3, с.

23]

В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые

получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития,

с высоким уровнем инфраструктуры. Это Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке –

Находка, Магадан, Сахалин; в Сибири – Кузбасс; в Московской области –

Зеленоград, в Калининградской области – Янтарь и в других регионах России.

Заключение

Современное экономическое районирование России включает три основных

звена (таксономические единицы): крупные экономические районы; районы

среднего звена – края, области, республики; низовые районы –

административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК

может привести к разукрупнению экономических районов. Крупные экономические

районы – это четко специализированные и относительно завершенные

территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в

общероссийском разделении труда. Низовые экономические районы представляют

собой первичные звенья в таксономии экономического районирования.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические

зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики,

тенденциями дальнейшего развития.

Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 – в

Западном макрорегионе и 3 – в Восточном). Однако, сетка районов не

соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Поэтому

Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено

1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с

Дальним Востоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо

заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей). В то же

время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для

рыночной экономики. Районирование должно способствовать укреплению единства

всех частей государственной территории России и обеспечивать управление

ими. В этой связи, примечательно разделение территории России на

федеральные округа, с возможным планированием экономики страны по этим

округам.

Кроме того, одной из важных задач в проведении экономических реформ

России являются поддержка процесса суверенизации национально-

государственных и автономных образований Российской Федерации в рамках

Федеративного договора: необходимость достижения и укрепления

межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин

противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства

условий для представителей различных национальностей, принятия мер по

ликвидации межэтнических диспропорций, выравниванию уровней развития.

Для достижения этого России необходимо:

o Проведение нового комплексного общественного районирования,

способствующего решению не только экономических задач.

o Новое административно–территориальное деление – создание

единообразных (одного ранга и уровня) субъектов Российской

Федерации.

Но пока это не осуществлено, а области, края и особенно республики

имеют большие права, которые целесообразно использовать для

совершенствования районирования.

Вследствие огромных различий природно-географических, социально-

демографических, экономических и других условий определены подходы к

особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом

главными ориентирами будут:

1) учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской

структурной, инвестиционной, финансовой, социальной,

внешнеэкономической политики;

2) перенос ряда направлений реформы в основном на региональный

уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере,

охране природы и использовании природных ресурсов;

3) децентрализация процессов управления реформой, активизация

экономической деятельности на местах;

4) необходимость разработки специальных программ проведения реформ в

регионах с особо своеобразными условиями.

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по

пространственной интеграции экономики России. Главная цель региональной

политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-

экономических возможностей регионов, преимуществ территориального

разделения труда и экономических связей регионов. Реконструкция экономики

старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии

оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления

экологической обстановки, приватизации. Преодоление кризисного состояния

агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего

Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение

восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие

местной; производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных

сельскохозяйственных земель. Переспециализация новых приграничных регионов,

создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры

с учетом потенциальных переселенцев.

Список использованной литературы

1. Алампиев П. М. Экономическое районирование СССР. М.: Экономическая

литература, 1963. – 248 с.

2. Боханов А. Н., Горинов М. М. и др. История России ХХ век. - М.:

Издательство АСТ, 1996. – 318 с.

3. Бурак П. Региональные программы социального развития в условиях

формирования рынка.// Российский экономический журнал. 1996. №3. С.

18-25.

4. Бурганов Р. Формирование конкурентной среды в регионах.//

Экономист. 2001. № 7. С. 30-33

5. Гасанов М. Региональные проблемы инфраструктуры экономики //

Экономист. 2001. № 7. С. 34-38

6. Дронов В. П., Максаковский В. П., Ром В. Я. Экономическая и

социальная география: Справочные материалы. М.: Просвещение, 1994.

– 224 c.

7. Ежкин Л., Маслов В. Юзенчук О. Особенности хозяйственного развития

Калининградской области.// Экономист. 2001. № 6. С. 64-70

8. Замятин Д. Н. Историко-географические аспекты региональной политики

и государственного управления //Регионология. 1999. № 1. С. 163-

172.

9. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в.: Учебник. / Под

ред. Б. А. Рыбакова. М.: 1983. –418 с.

10. Козлов Л. Экономические проблемы регионов и региональная

структурная политика России. // Российский экономический журнал.

1997. № 3. С. 57-60.

11. Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль,

1969. – 335 с.

12. Костенников В. М. Развитие экономических районов в СССР. М.:

Просвещение, 1977 250 с.

13. Кузьбожев Э. Н., Козьева И. А. Экономическая география и

регионалистика: Учебное пособие / Курск. гос. техн. ун-т. Курск,

2000 – 229 с.

14. Региональная экономика: Учеб. Пособие для вузов / Под ред.

Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1995. – 303 с.

15. Регионоведение: Учебник для вузов. / Т. Г. Морозова, М. П.

Победина, С. С. Шишов, С. А. Исляев; Под. ред. Т. Г. Морозовой. М.:

Банки и биржи ЮНИТИ, 1999. –419 с.

16. Территориально-производственный комплекс. Под ред. Т. Г Морозовой.

М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1999. –249 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.