Экономическое районирование
таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные
специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые
районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых
программ развития районного хозяйства и социально-культурного
строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и
переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности,
бытового обслуживания, торговли и общественного питания. [12, c. 4]
Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или
экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами
экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон
четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.
Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного
освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их
использования.
Существуют две экономические зоны – Западная (европейская часть России
и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных
целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных
видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в
укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр
европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне
два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток. [6, c. 148]
3.2 Реформирование региональной политики
В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая
региональная политика. Следует отметить особую важность регионального
аспекта экономических реформ, проводимых у нас в стране.
Вследствие огромных различий природно-географических, социально-
демографических, экономических и других условий определены подходы к
особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом
главными ориентирами будут:
1) учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской
структурной, инвестиционной, финансовой, социальной,
внешнеэкономической политики;
2) перенос ряда направлений реформы в основном на региональный
уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере,
охране природы и использовании природных ресурсов;
3) децентрализация процессов управления реформой, активизация
экономической деятельности на местах;
4) необходимость разработки специальных программ проведения реформ в
регионах с особо своеобразными условиями.[10, с. 58]
В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по
пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание
механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов
хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию
общероссийского территориального разделения труда и един. рыночного
пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных
связей, экономического и политического сепаратизма.
Главная социальная региональная цель политики в социальной сфере –
обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная
политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения,
сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной
политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-
экономических возможностей регионов, преимуществ территориального
разделения труда и экономических связей регионов.[7, с. 67]
Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим.
1. Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных
городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских
отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической
обстановки, приватизации.
2. Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов
Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение
малых городов и российского села, ускорение восстановления
утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной;
производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных
сельскохозяйственных земель.
3. Стабилизация социально-экономического положения в регионах с
экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой
специализацией, создание условий для возрождения малочисленных
народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).
4. Продолжение формирования территориально-производственных комплексов
и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет
нецентрализованных инвестиций и с приоритетным развитием
производств по комплексному использованию добываемого сырья с
соблюдением строгих экологических стандартов.
5. Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств
в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия;
формирование свободных экономических зон, а также технополисов как
региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой
науки, ускорения экономического и социального прогресса.
6. Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них
рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с
учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей
из стран Восточной Европы и бывших республик СССР.
7. Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем –
транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих
региональные структурные сдвиги и эффективность региональной
экономики.
8. Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни
населения отдельных республик и областей России. [7, с. 69]
3.3 Перспективы развития
В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических
районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-
Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский,
Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус
самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.
Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов
России:
1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и
Краснодарский края. Ростовская область.
2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Новгородская
область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.
3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть Севера.
Для первой группы регионов рекомендуется, всемерное поощрение
мелкотоварного уклада как в городах, так и в селах. Для регионов второго
типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах
третьего типа – создание особо благоприятного режима, предпринимательской
деятельности за счет частичного освобождения налогов и других факторов.
[8, с. 169]
Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные
инфраструктуры – фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи,
ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координированное
решение важнейших задач: реализацию программ развития макрорегионов,
создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда,
развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий,
расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных
программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды,
развитие связей с другими регионами. [5, с. 38]
В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где
развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, с
крупными предприятиями-монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург,
Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где
сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург,
Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Екатеринбургская,
Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой
производственной базой, в основном на севере.
При структурной перестройке для регионов особенно реальна угроза
резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной
напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по
федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли
коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита
населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут даваться кредиты
для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск продукции
социальной направленности. [3, с. 20]
Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию,
кроме того, существуют отраслевое районирование, например, районы
размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения
транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей
промышленности, и сельскохозяйственное районирование. Так, предполагается,
что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять
сельскохозяйственных районов России:
1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности –
основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной
части Восточной Сибири и Дальнего Востока;
2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с
фермерскими – Черноземный Центр. Поволжье, предгорье Северного
Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири;
3. Горные регионы – республики Северного Кавказа, Алтайская
республика;
4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тыва,
Бурятия, Читинская область;
5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым
режимом землепользования –это основная часть зоны Севера.
Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах
первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских
хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций н субсидий, а
также переселение в эти регионы экономически активного населения –
демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового
зарубежья, а также переселенцев из городов.
Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными
условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей,
аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой
финансово-экономической базой –- Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан. Эти
регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов. [3, с.
23]
В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые
получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития,
с высоким уровнем инфраструктуры. Это Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке –
Находка, Магадан, Сахалин; в Сибири – Кузбасс; в Московской области –
Зеленоград, в Калининградской области – Янтарь и в других регионах России.
Заключение
Современное экономическое районирование России включает три основных
звена (таксономические единицы): крупные экономические районы; районы
среднего звена – края, области, республики; низовые районы –
административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.
Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК
может привести к разукрупнению экономических районов. Крупные экономические
районы – это четко специализированные и относительно завершенные
территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в
общероссийском разделении труда. Низовые экономические районы представляют
собой первичные звенья в таксономии экономического районирования.
Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические
зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики,
тенденциями дальнейшего развития.
Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 – в
Западном макрорегионе и 3 – в Восточном). Однако, сетка районов не
соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Поэтому
Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено
1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с
Дальним Востоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо
заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей). В то же
время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для
рыночной экономики. Районирование должно способствовать укреплению единства
всех частей государственной территории России и обеспечивать управление
ими. В этой связи, примечательно разделение территории России на
федеральные округа, с возможным планированием экономики страны по этим
округам.
Кроме того, одной из важных задач в проведении экономических реформ
России являются поддержка процесса суверенизации национально-
государственных и автономных образований Российской Федерации в рамках
Федеративного договора: необходимость достижения и укрепления
межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин
противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства
условий для представителей различных национальностей, принятия мер по
ликвидации межэтнических диспропорций, выравниванию уровней развития.
Для достижения этого России необходимо:
o Проведение нового комплексного общественного районирования,
способствующего решению не только экономических задач.
o Новое административно–территориальное деление – создание
единообразных (одного ранга и уровня) субъектов Российской
Федерации.
Но пока это не осуществлено, а области, края и особенно республики
имеют большие права, которые целесообразно использовать для
совершенствования районирования.
Вследствие огромных различий природно-географических, социально-
демографических, экономических и других условий определены подходы к
особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом
главными ориентирами будут:
1) учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской
структурной, инвестиционной, финансовой, социальной,
внешнеэкономической политики;
2) перенос ряда направлений реформы в основном на региональный
уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере,
охране природы и использовании природных ресурсов;
3) децентрализация процессов управления реформой, активизация
экономической деятельности на местах;
4) необходимость разработки специальных программ проведения реформ в
регионах с особо своеобразными условиями.
В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по
пространственной интеграции экономики России. Главная цель региональной
политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-
экономических возможностей регионов, преимуществ территориального
разделения труда и экономических связей регионов. Реконструкция экономики
старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии
оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления
экологической обстановки, приватизации. Преодоление кризисного состояния
агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего
Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение
восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие
местной; производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных
сельскохозяйственных земель. Переспециализация новых приграничных регионов,
создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры
с учетом потенциальных переселенцев.
Список использованной литературы
1. Алампиев П. М. Экономическое районирование СССР. М.: Экономическая
литература, 1963. – 248 с.
2. Боханов А. Н., Горинов М. М. и др. История России ХХ век. - М.:
Издательство АСТ, 1996. – 318 с.
3. Бурак П. Региональные программы социального развития в условиях
формирования рынка.// Российский экономический журнал. 1996. №3. С.
18-25.
4. Бурганов Р. Формирование конкурентной среды в регионах.//
Экономист. 2001. № 7. С. 30-33
5. Гасанов М. Региональные проблемы инфраструктуры экономики //
Экономист. 2001. № 7. С. 34-38
6. Дронов В. П., Максаковский В. П., Ром В. Я. Экономическая и
социальная география: Справочные материалы. М.: Просвещение, 1994.
– 224 c.
7. Ежкин Л., Маслов В. Юзенчук О. Особенности хозяйственного развития
Калининградской области.// Экономист. 2001. № 6. С. 64-70
8. Замятин Д. Н. Историко-географические аспекты региональной политики
и государственного управления //Регионология. 1999. № 1. С. 163-
172.
9. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в.: Учебник. / Под
ред. Б. А. Рыбакова. М.: 1983. –418 с.
10. Козлов Л. Экономические проблемы регионов и региональная
структурная политика России. // Российский экономический журнал.
1997. № 3. С. 57-60.
11. Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль,
1969. – 335 с.
12. Костенников В. М. Развитие экономических районов в СССР. М.:
Просвещение, 1977 250 с.
13. Кузьбожев Э. Н., Козьева И. А. Экономическая география и
регионалистика: Учебное пособие / Курск. гос. техн. ун-т. Курск,
2000 – 229 с.
14. Региональная экономика: Учеб. Пособие для вузов / Под ред.
Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1995. – 303 с.
15. Регионоведение: Учебник для вузов. / Т. Г. Морозова, М. П.
Победина, С. С. Шишов, С. А. Исляев; Под. ред. Т. Г. Морозовой. М.:
Банки и биржи ЮНИТИ, 1999. –419 с.
16. Территориально-производственный комплекс. Под ред. Т. Г Морозовой.
М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1999. –249 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|