Билеты по экономической географии
Северный Кавказ, Поволжье, Центрально-Черноземный район1.
Принципы развития и размещения сельского хозяйства: наименьшие затраты
труда при максимуме производства; пропорциональность между сельским
хозяйством и промышленностью; приближение перерабатывающих отраслей к
источнику сырья, а сельского хозяйства к потребителям; учет природных
условий; наличие развитой транспортной сети; укрепление материально-
технической базы; наличие квалифицированных кадров; укрепление сельского
хозяйства, самостоятельности регионов; учет потребностей в сельском
хозяйстве продукции2.
29.Развите и размещение животноводства.
|Поголовье скота (в хозяйствах всех |Производство основных продуктов |
|категорий; на 1.01; млн.голов) |животноводства (в хозяйствах всех |
|1993 1996 |категорий) 1992 |
|КРС |1995 |
|52.2 39.7 |Мясо (в уб. весе), млн.т 8.3 |
|в т.ч. коровы 20.2 |5.9 |
|17.4 |Молоко, млн.т 47.2 |
|Свиньи 31.5 |39.3 |
|22.6 |Яйца, млрд.шт 42.9 |
|Овцы и козы 51.4 |33.7 |
|28.0 |Шерсть (в физ.весе), тыс.т 179 94 |
В животноводство входит: скотоводство (разведение крупного рогатого
скота, свиноводство, овцеводство, коневодство, верблюдоводство, прочие виды
скотоводства); оленеводство; кролиководство; звероводство; собаководство;
птицеводство; пчеловодство; рыбоводство1.
Развитие сельского хозяйства базируется на рациональном использовании
земли, как главного средства производства.
Животноводство дает 60% валовой продукции сельского хозяйства.
Эффективное производство невозможно без создания прочной кормовой
базы. Кормовая база зависит от природных условий и в результате влияет на
развитие и размещение отдельных отраслей животноводства.
Развитие крупного рогатого скота и овцеводство размещается там, где
есть значительные сенокосные и пастбищные угодья, свиноводство и
птицеводство ориентированны на земледельческую кормовую базу. От природных
условий зависит продолжительность пастбищного и стойлового содержания,
выбор структуры стада, поголовья, технологии откорма и выращивания
животных.
30.Состав, структура и факторы размещения перерабатывающих отраслей АПК.
Пищевая промышленность важнейшая часть АПК – относящаяся к
перерабатывающей отрасли.
Состав отраслей2: пищевая промышленность (сахарная, хлебопекарная,
кондитерская, соляная, табачная, безалкогольная, спиртовая и т.п.); мясная
и молочно-мясная (мясная, масложировая, клее-желатиновая); рыбная
промышленность; мукомольно-крупянная; комбикормовая промышленность.
В зависимости от происхождения сырья отрасли группируют по 3 группам3:
1. растительное сырье,
2. животного происхождения,
3. не сельскохозяйственное сырье (рыбная, производство безалкогольных
напитков, соляная).
Специфика сырья и готовой продукции ставит размещение отраслей в
определенные рамки. С позиции территориального развития и размещения
отрасли пищевой промышленности делят на пять групп1:
1. отрасли в каждом городе, с/х районном центре (хлебопекарная,
пивобезалкогольная);
2. в крае, области, республике (кондитерская, макаронная, табачная);
3. экономическом районе (крахмалопаточная, масложировая);
4. на растительном сырье малотранспортабельная (сахарная,
плодоовощная, первичное виноделие, чайная, табачно-ферментационная)
5. производство в конкретных районная (соляная, производство
минеральных вод).
31. Единая транспортная система страны. Значение, показатели и перспективы
развития транспорта.
Транспорт общего пользования и необщего пользования (ведомственный).
К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на
коммерческой основе (за плату) грузов и пассажиров (включая граждан,
пользующихся правом бесплатного проезда на общественом транспорте).
Основные показатели по видам транспорта общего пользования в 1995г:
|Виды |Перевозки грузов |Грузооборот |Пассаж |Пас.об. |
| | |(млрд.) |(млн.) |(млрд.) |
|Транспорт - всего |4849 |100 |3456 |100 |
|автомобильный |1862 | |1441 | |
До настоящего времени около 40 % сельских населенных пунктов РФ не
имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего
пользования, 7 % райцентров не соединено автодорогами с твердым покрытием с
областным центром.
Автотранспортное использование в основном для перевозок небольших
потоков грузов на небольшие расстояния (из-за высокой себестоимости и малой
грузоподъемности).
Достоинство: высокая скорость доставки, возможность доставки до места
назначения без перегрузки.
Составной частью автотранспорта являются автодороги, они делятся на
дороги общего пользования и ведомственного назначения (44%). Дороги общего
пользования классифицируют на 3 типа: магистральные (без ограничения
скорости для грузового и легкового транспорта); магистрали со скоростным
ограничением; местные дороги (не изолированы от пешеходов).
Дороги имеют федеральное, республиканское, областное, местное
назначение.
Техническая оснащенность проявляется через показатели – расчетная
скорость, пропускная способность, ширина полосы.
Дороги бывают с твердым покрытием (77,5%) и грунтовые, по пропускной
способности дороги имеют 5 категорий.
Значение при рынке автотранспорта возросло, в силу его большей
конкурентоспособности, он в своем развитии имеет те же проблемы, что и вся
транспортная сеть2.
33. Развитие и размещение железнодорожного транспорта.
Перевозка грузов (млн.тонн) 1992 - 1640, 1995 - 1028.
Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузоперевозках
(56,7%) и пассажирообороте (34%). Железнодорожный транспорт характеризуется
относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью,
независимостью от времени суток, года, условий погоды. Возможность больших
перевозок снижает его себестоимость, позволяет экономить топливо за счет
применения электроэнергии. Он останется в перспективе ведущим в
транспортном комплексе.
Основные грузы; уголь, кокс, нефть, строй материалы, с/х продукция,
металл, машиностроение, лес и др.
Размещение неравномерно. Густой и разветвленной сетью обладают
европейские регионы. Конфигурация сети: радиально-кольцевая с центром в
Москве, от которой отходят основные магистрали в направлении Донбасс,
Одесса, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Рига, Архангельск и др.
В восточной части ярко выраженное широтное направление с малой
разветвленностью. Важнейшая магистраль - Трансконтинентальная дорога
связывающая Центр с Уралом, Сибирью и дальним Востоком.
Важное значение имеют Южно-Сибирская и Среднесибирская железные
дороги, проходящие через Казахстан.
Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте продолжают
сохранятся так, как они связаны с недостатками развития и размещения
производства многих отраслей народного хозяйства РФ1.
34. Развитие и размещение водного транспорта.
Во внешнеэкономической деятельности РФ важную роль играет морской
транспорт. Он является одним из источников получения валютных средств.
Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Основные грузы: нефть,
руды, строй материалы, каменный уголь, зерно, лес.
Морской транспорт классифицируется: международный (дальнего плавания);
каботажный (перевозки между портами одного моря – малый каботаж, разных
морей – большой каботаж).
Россия имеет перегрузочные комплексы сухогрузов и наливные суда, но
после распада СССР осталась без комплексов по перевалке калийных солей,
нефтяных грузов и сжиженного газа. Структура транспортного флота очень
нерациональна2.
Речной транспорт имеет небольшой удельный вес из-за основных перевозок
в широтном направлении, а речной – в международном, сезонный характер
речных перевозок, малая скорость движения.
Преимущества: низкая себестоимость; низкие капитальные вложения на
обустройство путей сообщения.
Грузы: минеральные стройматериалы, нефть, лес, нефтепродукты, уголь,
зерно. Большая часть грузооборота – европейская часть страны. Важнейшая
магистраль Волга с притоком Камой. На Севере – Северная Двина, Онежское,
Ладожское озера, Нева.
Большое значение имеет создание единой глубоководной системы и
строительство каналов (Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-
Донской, Московско-Волжский).
В связи с освоением ресурсов на Востоке имеет большое значение Обь,
Иртыш, Енисей, Лена, Амур (особенно там, где отсутствуют сухопутные пути
сообщения)1.
35. Географическое положение, территория и границы России.
Административно-территориальное устройство.
Северная страна. Самая большая по территории - 17 млн. кв. км (весь
мир - 149).
АТР: самое сложное в мире. 89 АТЕ (субъекты Федерации, регионы):
21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10
автономных округов, 2 города федерального подчинения.
РФ - крупнейшее государство на планете. Она занимает часть Восточное
Европы Северную Азию. Омывается водами Азовского, Черного, Балтийского,
Каспийского морей, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Граничит с 14
государствами, по морю с Японией и США2.
РФ имеет различные климатические зоны - пояса: арктический,
субарктический, умеренный; различные типы почв от тунуровых до черноземных.
Управление страной осуществляется через конкретные формы
административно-территориального деления (республики, края, области,
районы).
Административно-территориальное деление РФ базтруется на принципах
изложенных в статье 5 конституции3.
Экономико-географическое положение РФ в целомблагоприятно.
36. Экономическое районирование: основные принципы, типы и системы
экономических районов.
Территория и численность постоянного населения РФ по ЭР на 1.01.97г:
| |Террит. |в % |Население |в % |% город. |
| |(т.кв.км) |к итогу |Всего |к итогу |насел. |
| | | |(тыс.ч) | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Р Ф |17075 |100 |147609 |100 |72.9 |
|С |1466 |8.6 |5900 |4.0 |75.7 |
|С-З |196 |1.2 |8009 |5.4 |86.6 |
|Ц |483 |2.8 |29704 |20.1 |82.8 |
|В-В |265 |1.5 |8452 |5.7 |69.8 |
|ЦЧ |168 |1.0 |7873 |5.3 |61.3 |
|П |536 |3.1 |16907 |11.5 |72.9 |
|С-К |355 |2.1 |17616 |11.9 |55.3 |
|У |824 |4.8 |20421 |13.8 |74.4 |
|З-С |2427 |14.2 |15137 |10.3 |70.9 |
|В-С |4123 |24.2 |9143 |6.2 |71.4 |
|Д |6216 |36.4 |7514 |5.1 |75.8 |
|К о. |15 |0.1 |932 |0.6 |77.7 |
Принципы районирования: экономический (рассматривает районы как
составную часть ЕНХК страны); национальный (учитывает национальные
особенности-стремления к самостоятельному административному образованию);
административный (обеспечивает единство экономического района)1.
Современное районирование РФ включает в себя три основные звена:
крупные экономические районы; среднее звено (края, области, республики);
низовые районы (городские, сельские).
Экономические районы могут объединятся в макрорегионы или
экономические зоны. В РФ различают 2 зоны - Западная (Европейская часть
России и Урал) и Восточная (Сбирь и Дальний Восток)2.
В Западной зоне три укрупненных района - Север и Центр Европейской
части РФ, Урало-Поволжье и Европейский Юг.
Сегодня можно выделить три типа регионов3:
1. трудоизбыточные (Северный Кавказ, Ставропольский и Красноярский
края, Ростовская облясть)
2. обороно-промышленные (Москва, С. Петербург, Нижегородская
область, Урал, промышленные узлы Юга Сибири)
3. многоотраслевые и депрессивные (значительная часть Севера).
Существует отраслевое районирование (металлургические базы), районы
размещения машиностроения, сельско-хозяйственное районирование и др.
37. Территориально-производственные комплексы (ТПК) и, промышленные узлы
как объект территориального планирования. Районная планировка.
Размещение производительных сил происходит в соответствии с законами
природы и экономическими законами1.
Формы организации: ТПК, промышленные районы, пункты, агломерации.
Существуют три типа ТПК влияющие на формирование экономического
района2:
районные ТПК образующие «костяк» целого района,
ТПК, являющиеся производственной основой части района,
ТПК, основой которых выступает промышленный узел.
ТПК выступают не только в роли районообразующих факторов, но и
оказывают существенное влияние на территориальное разделение труда,
межотраслевые и отраслевые связи, а следовательно и на совершенствование
границ района. Целостность района заключается в специализации хозяйства,
его внутренних связях, т.е. в основе районо образования лежит процесс
формирования промышленных узлов, ТПК3.
38. Проблемы совершенствования экономического районирования и
административно-территориального устройства России.
Экономические районы изменяются в процессе развития производительных
сил. Пересмотр сетки крупных районов неизбежен.
Под районной планировкой понимают - теория и практика рациональной
организации территории экономических или политико-административных районов.
Типы районов: городские агломерации; районы сосредоточения промышленных
ресурсов; районы отдыха; сельскохозяйственные районы4.
Важнейшая задача районной планировки - комплексное территориально-
хозяйственное устройство проектируемого района.
Задачи сочетания рыночного регулирования и территориального
планирования требует изменения методологии районирования. Предполагается
выделить 18 экономических районов на территории РФ. Это позволит: выделить
в самостоятельные районы высоко урбанизированные территории (Москва, С.
Петербург); образовать резервные районы, в которых можно решать задачи
эффективного кооперирования производств; образовать районы на основе
природных запасов; разделить основные районы с резкими различиями
специализации и состава производственных ресурсов; сформировать систему
отраслевых и региональных производственно-коммерческих объединений1.
В условиях перехода к рынку задачи районного планирования возрастут в
силе2:
отсутствие плановых начал;
отсутствие го. Заказов по всем товарам составляющим минимальную
потребительскую корзину;
банкротство предприятий;
безработица;
возросшая самостоятельность предприятий; конверсия предприятий ВПК.
39. Географическое положение, состав, трудовые и природные ресурсы
Центрального ЭР.
Состав ЦЭР3: Брянская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская,
Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская - 12
областей и г. Москва. Население 30 млн.человек.
ЦЭР имеет довольно выгодное экономическо-географическое положение,
хотя и не обладает значительными природными ресурсами, он расположен на
пересечении водных и сухопутных дорог. ЦЭР исторически и экономически -
ядро России. Территориальные ресурсы не очень велики, особенность района -
его хорошая обеспеченность транспортом4.
Климат умеренно-континентальный. Имеются минерально-сырьевые ресурсы,
бурый уголь (подмосковный бассейн), фосфориты, торф, минеральная вода (Буй,
Кострома). ЦЭР не плохо обеспечен различными стройматериалами. Природные
ресурсы имеют местное значение5. Потенциал населения значителен, его
качественный состав высок. В настоящее время идет снижение численности
населения. Кризис воспроизводства связан с экономическим кризисом,
неблагоприятной экологией, изменением социальной психологии. ЦЭР наиболее
урбанизирован. Здесь наиболее квалифицированные кадры, высокий научный и
культурный потенциал6.
40. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства Центрального
ЭР.
ЦЭР - мощный многоотраслевой комплекс в котором преобладает
промышленность. На первом месте стоит металлообработка и машиностроение
(Москва, Ярославль, Тула, Орел, Рязань, Смоленск).
Большое развитие получило станкостроение и инструментальная
промышленность. В промышленности района особенно выделяется производство
разнообразных транспортных машин: автомобилей, тепловозов, вагонов, речных
судов и др. Крупный центр автостроения - Москва (АО «Авто ЗИЛ»). Широко
известен район производством товаров народного потребления.
Вторая важнейшая отрасль рыночной специализации - химическая. По ее
развитию ЦЭР лидирует среди других районов. Здесь сложилась крупная
нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность.
Третья отрасль специализации - легкая промышленность (1/3 производства
РФ). Самая крупная текстильная (Иваново, Москва, Тверь)1.
Полиграфическая промышленность - полиграфические комбинаты «Правда»,
«Известия» и т.п.
также развиты пищевая, строительных материалов, целлюлозно-бумажная
промышленности. Базовую роль в экономике района играет высокоразвитая
электроэнергетика.
Сельское хозяйства производит половину продукции нечерноземной части
страны (лен-долгунец и картофель - одно из первых мест в РФ). Район не
покрывает свои потребности в продовольствии и сырье.
41. Место Центрального ЭР в экономике России. Научный и культурный
потенциал района.
ЦЭР - важнейший культурный и научный центр страны (из 535 Вузов
– 135 в ЦЭР, здесь же четверть средних специальных заведений).
ЦЭР стал первым базисным регионом, где осуществляются российские
экономические реформы. В районе сформирована уникальная военная
промышленность: атомная, ракетно-космическая, оружейная, авиационная2.
Район обладает большим потенциалом для выпуска продукции наукоемких
отраслей производства.
Район - центр культуры, науки, хозяйства, политики, финансов.
42. Географическое положение, состав, трудовые и природные ресурсы
Центрально-Черноземного ЭР.
ЦЧЭР граничит с ведущим промышленным районом страны - ЦЭР. Удобно
расположен по отношению к топливно-энергетическим базам Поволжья и
Северного Кавказа. Природные условия благоприятны для сельского хозяйства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|