Бельгия
части Бельгии.
Живопись XV века - золотого века нидерландского изобразительного
искусства - наиболее разнообразно представлена в музейных собраниях
Антверпена, Брюгге, Гента и Брюсселя. Таинственный и величавый Ян ван Эйк,
скорбный и торжественный Рогир ван дер Вейден, изысканный Ганс Мемлинг и
другие художники североевропейской школы определяют лицо бельгийских
музеев. Крупнейшими из них являются Королевский музей в Антверпене,
Королевский музей в Брюсселе, Музей изящных искусств и Музей Ганса Мемлинга
в Брюгге.
Для любителя живописи Антверпен прежде всего связан с именем великого
Петера Пауля Рубенса. Рубенс прожил в Антверпене большую часть жизни. Одна
из главных городских святынь Антверпена - домик Рубенса. Произведения
Рубенса можно увидеть в знаменитейшем антверпенском храме - Соборе
Богоматери (Onse Live Vraukerk) и во многих других церквах Антверпена, в
том числе в церкви св. Иакова, где похоронен художник.
Среди многочисленных музеев Антверпена наибольший интерес представляют
Королевский музей изящных искусств, Музей Майер ван ден Берг и музей
Плантена-Моретуса.
Музей Майер ван ден Берг
В старинном особняке в центре города, в пяти минутах ходьбы от Собора
Богоматери находится небольшой музей Майер ван ден Берг - один из самых
интересных и богатых музеев Антверпена. Основную часть экспозиции музея
составляют произведения прикладного искусства средневековья. Представлены
также скульптура и живопись фламандских мастеров XIII-XVIII в.
Секрет обаяния музея - в особой камерности, интимности экспозиции.
Интерьер стилизован под жилище состоятельного бюргера эпохи Возрождения.
Гуляя по комнатам, посетитель встречает шедевры фламандских мастеров
интерьера: гобелены и мебель, витражи и маленькие домашние алтари, образцы
знаменитых брабантских кружев и восхитительные деревянные раскрашенные
скульптуры. Гордость собрания - две картины великого фламандского художника
XVI в. Питера Брейгеля Старшего: «Безумная Грета» и «Нидерландские
пословицы».
Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 17 часов. Выходными
считаются также 1 и 2 января, 1 мая, праздник Вознесения, 1 и 2 ноября, 25
и 26 декабря. Музей работает в понедельник после второго воскресенья
августа, а также в понедельники на второй день Пасхи и Пятидесятницы.
Стоимость билетов - 75 BEF. Для посетителей от 12 до 18 и старше 60 лет -
30 BEF, дети младше 12 лет - бесплатно.
Королевский музей изящных искусств
Крупнейшая картинная галерея города. Основу ее составляют картины,
принадлежавшие некогда гильдии св. Луки - ассоциации художников, основанной
в 1442 г. Гильдия распалась в 1773 г., после чего находившиеся в ее
владении картины Рубенса, Иорданса и других знаменитых голландских мастеров
XVI-XVII века перешли к музею. Часть коллекции была вывезена из Антверпена
во время французской оккупации 1794-96 г.г., но после падения Наполеона
вернулась в музей.
В 1841 году благодаря бесценному пожертвованию бывшего бургомистра
Флорента ван Эртборна коллекция музея пополнилась полотнами так называемых
«фламандских примитивистов» - представителей «золотого века» нидерландской
живописи ван Эйка, ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга и работами других
старинных мастеров, в том числе гения Итальянского Возрождения Антонелло да
Мессина.
В музее представлены также бельгийские художники Нового времени, и
среди них знаменитый Рене Магритт.
В отличие от большинства картинных галерей, залы Королевского музея
различаются не номерами, а буквами. В зале Q расположены картины самых
почитаемых мастеров нидерландской живописи XV века. Там можно увидеть два
шедевра Яна ван Эйка и знаменитый триптих Рогира ван дер Вейдена «Семь
таинств». В соседнем зале посетитель восхитится творениями Ганса Мемлинга.
Еще один зал порадует прекрасной коллекцией картин знаменитого антверпенца
XVI в. Квентина Массейса (бельгийцы называют его Metsys), а поклонники
пышного XVII века, несомненно, проведут немало времени в залах Рубенса и
Ван Дейка.
Музей открыт с 10 до 17 часов. Выходной - понедельник, а также 1
января, 1мая, 25 декабря и праздник Вознесения. Стоимость билетов - 150
BEF. Для студентов и посетителей старше 60 лет - 120 BEF, моложе 18 лет -
бесплатно. По пятницам вход свободный.
Музей Гронинге
Официальное название этого музея - Городской музей изящных искусств.
Однако гораздо более популярно второе его имя - музей Гронинге, связанное
не только с проходящей рядом Гронинге страат - улице Гронинге, но и с
полями Гронинге в бельгийском местечке Кортрейк (Куртре), где 11 июля 1302
г. фламандское народное ополчение наголову разбило блестящую конницу
французского короля. Победа в этом сражении, получившем впоследствии
название "Битвы золотых шпор" (700 золотых шпор французских рыцарей были в
качестве трофеев вывешены в соборе Куртре), до сих пор - предмет
национальной гордости фламандцев.
Начиная с XVIII века, когда начала формироваться коллекция городского
музея, и по настоящее время хранители музея сознательно ограничивают себя
собиранием картин только тех художников, кто жил и работал в Брюгге.
Некогда крупнейший фламандский торговый город, резиденция двора Бургундских
герцогов, Брюгге может позволить себе такую роскошь: в XV веке именно там
оказался художественный центр нидерландской школы живописи, которую сейчас
на Западе называют "фламандскими примитивистами". Художники, принадлежащие
к ней, не так известны русским любителям живописи, как, например, мастера
итальянского Возрождения или французского классицизма, но по своему
мастерству и новаторству, строгой детализированности в сочетании с
одухотворенностью эта школа несравненна.
Первый и величайший ее представитель - Ян ван Эйк (легенда приписывает
ему изобретение масляных красок). В музее Гронинге две его картины: портрет
жены художника, Маргареты ван Эйк и прославленная "Мадонна каноника ван дер
Пале". Сам каноник, заказчик картины, по традиции изображен на картине в
почтенном обществе самой Богоматери, а также св. Домициана и св. Георгия.
Каждя деталь на этой картине - истинное чудо, будь то инкрустированный пол,
многоцветный бархатный ковер у ног Мадонны, кольчуга св. Георгия, где
передан не столько сам металл, сколько блики света на нем.
Еще один великий художник нидерландской школы XV века - Ганс Мемлинг. В
музее можно видеть лишь одно его произведение - алтарь святого Христофора.
Зато в нескольких десятках метров от музея Гронинге, в капелле бывшего
госпиталя св. Иоанна, ныне находится музей Мемлинга, где хранятся шесть его
произведений, созданных специально для госпиталя.
Среди мастеров "золотого века" нидерландской живописи, представленных в
музее Гронинге, следует также назвать Герарда Давида и Гуго ван дер Гуса.
Но большой ошибкой было бы увлечься громкими именами и пренебречь
анонимными художниками Брюгге XV века - настолько высоко в эту эпоху стоял
уровень нидерландской живописной школы.
15. Города.
Брюссель
Брюссель (фр. BruxeHes. флам. Brussel: 950 000 жит.) в течение
нескольких веков был столицей богатого и процветающего Брабанта, а после
основания бельгийского государства -крупнейшим центром и резиденцией
правительства Королевства Бельгии. На облик города, нашедший свое
воплощение в монументальных постройках, окружающих так называемый Дом
Короля, наложили свой отпечаток преуспевающие коммерсанты и ремесленники из
городских цехов и гильдий. В последней четверти XX в. город вновь охватил
новый строительный бум. НАТО и ЕЭС, обосновавшиеся в Брюсселе, возвели
вокруг города кольцо высотных зданий и превратили прежний купеческий
городок в административную столицу Европы. Чтобы получить хоть сколько-
нибудь полное впечатление о жизни этого города потребуется как минимум
уикэнд.
Гранд-Пляс (Grand-Place), по праву называемая одной из красивейших в
мире площадей, - величавое сердце старого города. Здесь еще в XIII в.
работали сукновальни, теснились торговые ряды, шумели праздники и
устраивались турниры, а также вершились суды. В 1568 г. знаменитый герцог
Альба приказал отрубить голову графам Эгмонту и Горну. После бомбардировки
и опустошительных разрушений, учиненных французами в 1695 г. при осаде
Брюсселя, здания цехов и гильдий вокруг этой обширной (110х70 м) площади
были восстановлены по продуманному плану и стали еще наряднее. Каждое из
них имеет неповторимый облик: причудливая резьба, бесчисленные колонки,
гирлянды и изваяния украшают фасады с фантастическими фронтонами.
Ратуша (Hotel de Ville/Stadthuis) с 96-метровой башней была построена
между 1401-1455 гг. по проекту Яна ван Рёйсбрука. Скульптуры на фасаде,
относящемся к эпохе барокко, воспроизводят сцены из истории города. А в
интерьерах хранится богатое собрание брюссельских и мехеленских шпалер.
Хлебные ряды (Halle du Pain) О, возведенные на месте бывшего цеха
пекарей, находятся на другой стороне площади. Своим французским названием -
Дом Короля (Maison du Roi) здание обязано воле Филиппа II, превратившего
его в резиденцию придворного суда. Перестроено в готическом стиле в 1515-
1525 гг. архитектором А.Келдермансом. Сегодня здесь расположен Исторический
музей с огромным собранием предметов искусства и костюмов для Маннекен Пис
(Мата-neken Pis, «Писающего мальчика», 1619, И.Дюкенуа). Принято, чтобы
главы иностранных делегаций и представители международных организаций
привозили милому проказнику национальный костюм своей страны или военную
форму. В самом деле, побывать в Брюсселе и не нанести визит писающему
малышу считается неприличным.
Эта не раз украденная и вновь восстановленная фигурка возникла в XVII
в. и, как считается, служит воплощением бунтарского духа брюссельских
бюргеров. В последние годы у малыша появилась сестричка, Яннекен Пис
(Janneken Pis), занятая тем же ритуалом на соседней Impasse de la Fidelite.
Биржа (Bourse/Bews). Брюссельская биржа в XIX в. стала настоящим
центром экономической жизни города. Храм денег, построенный в стиле
эклектики, украшенный колонным залом и массивным куполом, высеченными из
камня аллегорическими изображениями торговли, ремесел и мореплавания,
являет собой эффектный контрапункт барочной стилистике площади. Рядом с ней
высится церковь св. Николая (St-Nicolas/Sint-Niklaaskerk) — свидетельство
богатства и вкуса брюссельских купцов на рубеже XI-XII вв.
В квартале Святого островка за Рыночной площадью вас ждет масса
кулинарных изысканностей. Благодаря бесчисленным и, надо признать, отменным
ресторанам, сосредоточенным здесь, эта часть города получила прозвище
«Чрево Брюсселя». А в Галереях св. Юбера (Galeries St-Hubert/Sint-
Hubertusgallerijn), пассаж Сент-Юбер, длина 212 м, первой в Европе крытой
торговой улице, открытой в 1846 г., расположены элегантные магазины и кафе.
Верхний город, лежащий к западу от старого центра, выдержан в стиле
эпохи короля Леопольда II (1865-1909). Здесь доминируют классицизм и
историзм, два главных пристрастия коронованного строителя. На западном
склоне Верхнего города высится мощный фасад кафедрального собора,
перестроенный в стиле брабантской готики— собора св. Михаила (Cathedrals St-
Michel/Sint-Michieliskathedraal). Две 69-метровые башни собора остались
недостроенными. Интерьеры кафедрала и его центральный неф украшают фигуры
апостолов в натуральную величину, а также типично барочная кафедра (1669-
1702, Х.Ф.Вербрюген). В числе немногих сохранившихся окон (XVI в.),
пропускающих скудный свет в поперечный неф и на хоры, особенно впечатляют
витражи художника Барента ван Орлея.
Колонна Конгресса (Colonne du Соngres/Congreszuil) по проекту Ж.Пуларта
на площади Пляс-дю-Конгре увенчана статуей первого короля бельгийцев
Леопольда I, напоминает о принятии Конституции Бельгии 1830/31 гг.
Королевский дворец (Palais du Roi/ Koniklijk Paleis) высится в южной
части парка Брюсселя (Pare de Вгихelles), крупнейшего зеленого массива
города, где некогда герцоги брюссельские устраивали свои охоты. Резиденция
бельгийских королей значительно расширена в начале нашего века. Здесь
выставлены богатые коллекции стекла, фарфора и серебра. В центре
Королевской площади (Place Royal/ Коningsplein), спроектированной
французским архитектором Гюймаром в стиле классицизма, высится конная
статуя (1848, Э. Симонис) Готфрида Буйонского, предводителя Первого
крестового похода (1097). А напротив изящной королевской дворцовой церкви
св. Иакова Кауденберга (St-Jacques Coudenberg/Sint Jakob Koudenberg; 1776-
1787) находится вход в крупнейшее художественное собрание страны -
Музей изящных искусств (Musees des Beaux-Arts/Paleis voor Schoone
Kunsten). В обоих музейных зданиях хранятся произведения крупнейших
художников страны, начиная от вон дёр Вейдена и Рубенса до Брейгеля,
Маргитты и Энсоро, словом, собрания мирового ранга. Гора искусств/Монт де
Артс (Mont de Arts/Kunstberg). В число различных музеев обширного комплекса
входит и "Королевская библиотека Альберта I. В ней насчитывается свыше 1
млн. томов книг и хранится бесценное собрание рукописей Филиппа Доброго
Бургундского.
Из Верхнего города можно полюбоваться живописным видом старого
Брюсселя. Дворец юстиции (Palais de Justice/Justitiepaleis), который
брюссельцы запросто величают «мамонтом», — крупнейшее монументальное здание
XIX в. Дворец был возведен в 1866-1883 гг. по проекту архитектора Пуларта и
занимает площадь 26 000 м2. Отсюда можно спуститься вниз, к площади Петит
Саблон (Place de Petit Sablon/Kleine Zavel), где в оправе кованых чугунных
решеток раскинулся небольшой парк.
На равном расстоянии друг от друга на готических столбиках установлены
48 бронзовых статуй, изображающих ремесленников, таких, как кровельщики
кирпичных и соломенных крыш, токари-деревообделочники, золотых дел мастера
и удильщики трески. На противоположной стороне ул. Rue de la Regence
высится славящаяся своим собранием предметов старины церковь Богоматери
Саблона/Нотр-Дам-дю-Саблон (Notre-Dame-du-Sablon/Опге Lieve Vrouw op de
Zavel) ф, основана в 1304 г., фасад начала XVI в. в поздне-готическом
стиле. В ней, в одной из барочных капелл на хорах, погребены члены знатного
рода Тур-и-Тасси.
Если вы немного устали и не прочь подкрепиться, вас ждет площадь Гранд
Саблон (Place du Grand Sablon/ Grote Zavel) с ее бесчисленными кафе и
ресторанчиками. У витрин антикварных магазинов теснятся прохожие, а по
уикэндам здесь вовсю кипит огромный книжно-антикварный толкучий рынок.
Но Брюссель - это не только стерильный урбанизм и помпезный стиль
столицы. Это еще и Лес Марольес (Les Marolles), традиционно запущенный
Нижний город к юго-западу от Дворца юстиции. Пожалуй, нигде основные
социально-экономические проблемы многих жителей бельгийской столицы —
большая скученность населения, нехватка жилья и безработица - не
проявляются так наглядно, как здесь. Прогуливаясь по кварталу, изрезанному
лабиринтом тесных улочек и крутых лестниц, мимо всевозможных лавок, можно
услышать «брюсселлу-аз», городской диалект, возникший из смеси разных
языков.
В северной части Брюсселя, в лесопарке площадью 160 га, расположен
район Лакен (Laeken), где в XVIII в. был построен дворец с замечательной
Королевской теплицей. Он открывается в конце апреля-начале мая.
Атомиум (Atomium) — увеличенная в 160 млрд. раз модель атома железа
высотой 102 м символизирует атомный век. В круглых павильонах устраиваются
небольшие выставки. А в парке отдыха «Врю-парк» (Вгирагс) вас ждут 4 зоны:
ярмарка, макет «Мини-Европа» с моделями знаменитых зданий, бассейн со
всевозможными водными забавами и кинополис — колоссальный кинотеатр.
На востоке Брюсселя расположен парк (Pare du Cinquantenaire/Jubel-park)
с выставочными залами и даже триумфальной аркой. А вот посещению
Королевских музеев искусства и истории и Военного музея, а также автосалона
«Autoworld» надо посвятить как минимум полдня.
В окрестностях Брюсселя весьма интересен замок Тервюрен (Tervuren),
построенный Леопольдом II в гуще буковых лесов. Сегодня в нем размещается
Королевский музей Конго (Kolo-nialmuseum).
Люксембург
Великое герцогство Люксембург (фр. Grand Duchede Luxembourg) по площади
(2587 км2) равно среднему району России, а по населению (400 000 жит.) —
небольшому городу. И все же эта маленькая страна не раз играла едва ли не
решающую роль в европейской политике. Международное значение этого самого
маленького члена Евросоюза объясняется тем, что в его столице сосредоточены
многие интернациональные институты, организации и международные банковские
центры. Люксембургу в споре с соседями — Германией, Францией и Бельгией —
удалось сохранить свою особую культуру на границе романского и германского
культурного пространства. Это в особенности относится к языку. Люксембуржцы
не без гордости говорят на своем люксембургском языке «Лётцебюргеш»,
мозельско-франкском диалекте. А то, что наряду с языком деловых актов
(французским) полным равноправием пользуется широко распространенный здесь
немецкий, характеризует Люксембург как «солидную европейскую державу». И
тот факт, что почти четверть общего населения страны составляют иностранцы,
вполне вписывается в картину общества, отличающегося либерализмом и
открытостью и в то же время — очаровательно-провинциальным укладом жизни.
В Люксембурге (фр. Luxembourg), столице Великого герцогства и
резиденции его правительства, проживает почти треть населения страны
(вместе с пригородами - около 120 000 жит.) Наряду с административными,
исполнительными и законодательными органами самого Люксембурга, здесь
сосредоточены многие органы Евросоюза (в т.ч. Ревизионная коммиссия.
Европейский инвестиционный банк и Европейский суд). Большое число
обосновавшихся здесь банков - следствие разумной финансовой политики - а
радио - и телеретрансляционные системы и станция спутникового ТВ также
серьезные показатели значения города.
Верхний (старый) город в границах старых крепостных стен с юга и запада
ограничен долинами Петрюса и Альзета, а с севера и востока - городским
парком.
Отправная точка обзорной экскурсии по городу — расположенная в центре
площадь Конституции (Place de la Constitution). В просторечии пл.
Конституции называют «Гелле Фра» (Gelle Fra), что означает «Золотая дама».
Название это связано с тем, что вершину монумента в честь компании доброй
воли в Люксембурге в годы первой мировой войны венчает изображение богини
Победы. Прямо с площади можно пройти в казематы Петрюс (Casemates de la
Petrusse). Подземная оборонительная система с 54 опорными точками и целым
лабиринтом переходов и лестниц была пробита в скале испанскими и
австрийскими оккупационными войсками в 1644 г.
Красивый вид на парковый комплекс в долине Петрюса, куда можно
добраться по широкой лестнице, открывается с виадуков: мост Адольфа (Font
Adol-phe, 1900 г.) и старого виадука (1859). Виадуки ведут нас в оживленный
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|