рефераты скачать

МЕНЮ


Задачи по экологическому праву

В соответствии с частью 3 ст. 125 административная ответственность может

наступать и в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Наложение административного взыскания не освобождает от обязанности

устранить допущенные нарушения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

РЕШЕНИЕ

от 5 марта 1996 года N 10/96

(О рассмотрении дела по иску госплемзавода к фабрике “Спецодежда” об

истребовании самовольно занятых земель и встречного иска фабрики

“Спецодежда” о возмещении стоимости затрат, связанных с мелиорацией

земельного участка)

Арбитражный суд Северо-Западного автономного округа в составе:

председательствующего Иванов В.В.

судей: Коробова К.Ю., Кустова А.А.

при участии в заседании:

от истца: зам.директора Черников И.Е. (доверенность от 04.03.96 N 2),

юрист Никифоров В.Н. (доверенность N 1 от 04.03.96)

от ответчика: адвокат Алексеев С.Н. (ордер N 294 от 04.01.96), менеджер

Сергеев Ю.В. (доверенность N 385-2/57 от 08.09.95)

рассмотрел в судебном заседании иск Госплемзавода к фабрике “Спецодежда”

Арбитражный суд Северо-Западного автономного округа установил:

Госплемзавод просит арбитражный суд Северо-Западного автономного округа

обязать фабрику “Спецодежда” возвратить заводу 3 га. Земли, самовольно

занятых ответчиком 3 года назад, и возместить убытки -стоимость урожая

картофеля, собранного ответчиком с самовольно занятой площади за все 3

года пользования.

Фабрика “Спецодежда” заявила встречный иск на взыскание с госплемзавода

стоимости затрат, связанных с мелиорацией данной территории, что позволило

повысить урожайность и продуктивность земельных угодий.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы сторон, арбитражный суд Северо-

Западного автономного округа

Руководствуясь статьей 128 пунктом 2 Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд Северо-Западного автономного округа

РЕШИЛ:

1. Иск госплемзавода к фабрике “Спецодежда” удовлетворить. Обязать

ответчика на основании частей 1 и 3 статьи 126 Земельного кодекса РФ

вернуть истцу 3 гектара земель, самовольно занятых ответчиком, и

возместить убытки - стоимость урожая картофеля, собранного ответчиком с

самовольно занятой площади за все три года незаконного пользования

Обязать ответчика привести земельный участок в пригодное к использованию

состояние.

3. Фабрике “Спецодежда” в удовлетворении иска о возмещении ему стоимости

затрат, связанных с мелиорацией земельного участка, что позволило повысить

урожайность и продуктивность земельных угодий к госплемзаводу отказать на

основании части 1 статьи 126 Земельного кодекса РФ.

Председательствующий

Иванов В.В.

Судьи

К.Ю.Коробов

А.А.Кустов

Задача 3 (Практикум стр. 29)

Игнатов убил лося в охотугодьях общества, членом которого он сам

является, он имел на это право, поскольку п. 21 Положения об охоте и

охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного Постановлением СМ РСФСР от

10.10.60 г. № 1548 дает право членам охотобществ право охотиться в

угодьях общества с соблюдением правил охоты, которые утверждаются органами

исполнительной власти субъекта РФ (см. также ФЗ “О животном мире”), при

этом он предъявил членский билет общества.

Однако, если отстрел произошел с нарушением сроков охоты, на животных не

являющихся объектами охоты или с нарушением иных требований правил охоты,

установленных в данном субъекте РФ либо без именной разовой лицензии (ст.

33 ФЗ “О животном мире”), то Игнатов может быть привлечен к

ответственности в соответствии со ст.58 ФЗ “О животном мире” (гражданская,

административная и уголовная ответственность), КоАПом РСФСР, Положением об

охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденном Постановлением СМ РСФСР

от 10.10.60 г. № 1548.

В таком случае мясо лося признается в соответствии с п.30 Положения об

охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного Постановлением СМ РСФСР

от 10.10.60 г. № 1548 продукцией незаконной охоты и подлежит конфискации с

передачей мяса в заготовительные организации по особым актам.

Лось отнесен к объектам охоты (Перечень объектов животного мира,

отнесенных к объектам охоты (с дополнениями от 23 ноября 1996г.),

утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1996г. № 1289).

Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без

лицензии запрещено, определяется специально уполномоченными

государственными органами по охране, контролю и регулированию

использования объектов животного мира и среды их обитания (ФЗ “О животном

мире”).

Лось относится как раз к таким животным, поэтому предоставление его в

пользование как объекта животного мира, изъятие которого из среды обитания

производится только по специальному разрешению (лицензии), за плату,

размер которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ

(ФЗ “О животном мире”) в соответствии с предельными размерами платы за

пользование объектами животного мира. Предельные размеры платы установлены

Постановлением Правительства РФ “О плате за пользование объектами

животного мира и ее предельных размерах” (с изменениями на 15.11.97 г.) от

29.09.97г. № 1251. Плата за лося установлена в размере от 3 до 6

минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом, а

для членов общественных организаций охотников от 2 до 3 МРОТ.

Можно констатировать, что член охотобщества Игнатьев нарушил

законодательство в части отсутствия у него разрешения (лицензии) на

отстрел лося, свидетельствующего о законности охоты, а также уплаты

лицензионного сбора и налога за пользование животным миром (Плата,

установленная ФЗ “О животном мире”). Он не воспользовался своим правом как

член общественной организации охотников приобрести лицензию на отстрел

лося по минимальным ставкам, установленным органом исполнительной власти

субъекта РФ на основании Предельных размеров платы, установленых

Постановлением Правительства РФ “О плате за пользование объектами

животного мира и ее предельных размерах” (с изменениями на 15.11.97 г.) от

29.09.97г. № 1251.

Поэтому его может ожидать административное взыскание в виде

предупреждения или штрафа в размере 0,5 МРОТ за самовольное пользование

объектами животного мира, на пользование которыми требуется получение

лицензии в соответствии со ст. 48-1 КоАП РСФСР.

Задача 4 (Практикум стр. 34)

Уникальные природные территории, памятники и объекты природы , а также

зоны их охраны являются достоянием многонационального народа России

(Постановление Верховного Совета РСФСР от 25.12.90 г. № 447-1 “О

неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного

наследия народов РСФСР”).

Необходимость существования системы особо охраняемых природных

территорий определена Конституцией РФ. Сохранение и развитие особо

охраняемых природных территорий признано приоритетным направлением

государственной экологической политики. Указом Президента РФ утверждена

Федеральная целевая программа государственной поддержки государственных

природных заповедников и национальных парков до 2000 г. В процессе ее

реализации на территории РФ учреждаются новые государственные особо

охраняемые природные территории.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земельные

участки, имеющие особое природоохранное, научное, оздоровительное,

рекреационное, историко- культурного и иное ценное значение.

Заповедники относятся к землям природно- заповедного назначения (ст. 90

Земельного кодекса РФ от) на их землях запрещается деятельность, не

связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не

предусмотренная законодательством РФ.

Согласно части 1 ст. 61 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды”

от 19.12.91 г. № 2060-1 земли, воды, растительность и животный мир

заповедников объявляются изъятыми навсегда из хозяйственного использования

и не подлежат изъятию ни для каких иных целей, кроме природоохранных,

научных.

На территории заповедника запрещается хозяйственная, рекреационная и

иная деятельность, противоречащая целям заповедника или причиняющая вред

окружающей среде. Для обеспечения заповедного режима вокруг заповедников

создаются охранные зоны с запрещением на территории этих зон любой

деятельности, отрицательно влияющей на природные комплексы.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 декабря 1991 года

N 48 Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в

Российской Федерации (с изменениями на 23 апреля 1996 года) устанавливает

особый режим государственных природных заповедников (раздел 6 Положения):

На территории государственного природного заповедника запрещается любая

деятельность, противоречащая задачам государственного природного

заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе (абзац в

редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской

Федерации от 23 апреля 1996 года N 527):

действия, изменяющие гидрологический режим земель;

изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение

почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород;

рубки главного пользования, заготовка живицы, древесных соков,

лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды

лесопользования, за исключением случаев предусмотренных настоящим

Положением;

сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка

дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов и иные виды

пользования растительным миром, за исключением случаев, предусмотренных

настоящим Положением;

строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных

предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений,

дорог и путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций, за

исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников;

промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования

животным миром, за исключением случаев, предусмотренных настоящим

Положением;

интродукция растений и животных с целью их акклиматизации;

применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;

сплав леса;

транзитный прогон домашних животных;

нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автомототранспорта вне

дорог и водных путей общего пользования;

сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, кроме

предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках;

пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 метров над сушей и водным

пространством без согласования с заповедником или контролирующими

природоохранными органами, а также преодоление самолетами над территорией

заповедника звукового барьера;

иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов,

угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная

с выполнением возложенных на заповедник задач.

Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных

заповедников полностью изымаются из оборота (пункт в редакции, введенной в

действие постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля

1996 года N 527).

На территориях государственных природных заповедников разрешается

осуществление мероприятий и деятельности, направленных на:

сохранение в естественном состоянии природных комплексов, их

восстановление, а также предотвращение изменений природных комплексов и их

компонентов в результате антропогенного воздействия;

обеспечение санитарной и противопожарной безопасности людей, животных,

природных комплексов и объектов;

предотвращение опасных природных явлений (снежных лавин, камнепадов,

селей и других), угрожающих жизни людей и населенным пунктам;

проведение научных исследований, включая экологический мониторинг;

ведение эколого-просветительской работы;

осуществление контрольных функций.

На территориях государственных природных заповедников могут выделяться

участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные

процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости

сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии. (Пункт

в редакции, введенной в действие постановлением

Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 года N 527)

На некоторых участках заповедника в порядке, определенном в Положении о

конкретном государственном заповеднике могут быть разрешены:

организация подсобных сельских хозяйств для обеспечения сотрудников

заповедника и членов их семей продуктами питания;

выпас скота, принадлежащего заповеднику и его работникам, в том числе

вышедшим на пенсию, а также иным гражданам, постоянно проживающим на его

территории;

предоставление работникам заповедника, в том числе вышедшим на пенсию, но

проживающим на его территории, служебных наделов (пахотной земли и

сенокосов);

заготовка дров деловой и древесины, необходимых для обеспечения

потребностей заповедника и постоянно проживающих на его территории

граждан;

сбор грибов, орехов, ягод работниками заповедника, а также гражданами,

постоянно проживающими на территории заповедника, для личного потребления

(без права продажи);

любительский лов рыбы сотрудниками заповедника, а также гражданами,

проживающими на его территории, для личного потребления (без права

продажи)*;

В исключительных случаях на специально отведенных участках допускается

любительский лов рыбы преимущественно местным населением.

организация и устройство экскурсионных экологических маршрутов;

размещение музеев природы заповедника, в том числе с экспозицией под

открытым небом.

На территориях государственных природных заповедников отстрел (отлов)

животных в научных и регуляционных целях допускается только по разрешениям

государственных органов, в ведении которых находятся заповедники.

Пребывание на территориях государственных природных заповедников

граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных

лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся

данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов

или дирекций государственных природных заповедников (пункт в редакции,

введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от

23 апреля 1996 года N 527).

Особенности организации и режима каждого государственного природного

заповедника, возможность и порядок осуществления на его территории

ограниченного природопользования, допускаемого настоящим Положением,

определяются в каждом конкретном случае положением о заповеднике,

утверждаемом органом, в ведении которого находится заповедник.

Таким образом, режим данного заповедника не соответствует статье 9 ФЗ

“Об особо охраняемых природных территориях” от от 14.03.95 N 33-ФЗ, разделу

6 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 декабря 1991 года

N 48 Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в

Российской Федерации (с изменениями на 23 апреля 1996 года), статье 61

Закона РФ “Об охране окружающей природной среды”, абзацам 4 и 6 пункта 3

Постановления Верховного Совета РСФСР от 25.12.90 г. № 447-1 “О неотложных

мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов

РСФСР, части 3 статьи 90 Земельного кодекса РФ от25.04.91г. № 1103-1.

Поэтому утверждение о том, что структура заповедного комплекса и его

фактический режим является верным.

Данный заповедник был образован с нарушением положений Земельного

кодекса РФ, т.к. согласно части 2 ст. 90 Кодекса в состав земель

заповедника должны были включаться только земли содержащие природные

комплексы и объекты, имеющие особое экологическое, научное эстетическое,

культурное и рекреационное значение, также были нарушены положения ч. 1

ст. 61 Закона РФ “Об особо охраняемых природных территориях”. Территории

населенных пунктов, турбазы и предприятий должны были быть исключены из

состава заповедных земель, поскольку земли, на которых они расположены

априори не относятся к природным комплексам и объектам, имеющим особое

экологическое, научное эстетическое, культурное значение. Территории же

сельхозугодий теоретически могли быть зарезервированы, а затем изъяты в

соответствии с ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях” и Земельным

кодексом.

Распространение заповедного режима на территорию населенных пунктов

ущемляет права граждан, которые в них проживают, поэтому они, в

соответствии с Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений,

нарушающих права и свободы граждан” от 27.04.93г. № 486-1, могут в

судебном порядке обжаловать незаконные действия органов, создавших

заповедник и добиться его ликвидации.

Заповедник может быть ликвидирован как государственное учреждение его

собственником (т.е., фактически, теми же государственными органами РФ,

которые его создавали ) в соответствии со ст.ст. 61-64 Ч.1 ГК РФ.

К гражданскому законодательству нас отсылает ч.1.ст.3 ФЗ “Об особо

охраняемых природных территориях”: “Имущественные отношения в области

использования и охраны особо охраняемых природных территорий, организации

и функционирования государственных природных заповедников и других

природоохранных учреждений регулируются гражданским законодательством,

если иное не предусмотрено федеральным законом”.

Поскольку в соответствии с ФЗ “Об особо охраняемых природных

территориях” государственный природный заповедник учреждается

постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия

субъектов Российской Федерации на отнесение его территории к объектам

федеральной собственности, принимаемым по представлению органов

государственной власти субъектов Российской Федерации и специально

уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в

области охраны окружающей природной среды, то эти же органы должны

осуществить действия по устранению создавшегося положения.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.