Проблемы экологии на предприятии ОАО Сибур-Волжский
|Хлориды |150 |11773,5 |
|Нефтепродукты |10 |784,9 |
Сточные воды после охлаждения оборудования производства «спандекс» и
аммиачно-холодильной компрессорной станции (ливневая канализация №3 (ЛК-
49)).
|Показатели состава и свойств сточных вод |Фактическая |Лимит сброса, |
| |средняя |г/час |
| |конц-ция, | |
| |мг/л | |
|Ph |6.5-8.5 | |
|Взвешенные вещества |170 |1336 |
|ХПК |750 |2004 |
|Плотный остаток |920 |9084,8 |
|Капролактам |110 |133,6 |
|БПК общ. |460 |77,49 |
|Сульфаты |110 |400,8 |
|Хлориды |420 |2939,2 |
|Нефтепродукты |32 |2004 |
|ДМФ |2,1 |133,6 |
Сточные воды от химического, прядильного цехов производства «спандекс»
(смешанный выпуск №2 (9Н)). Средний расход сточных вод 94/57 м3/час.
|Показатели состава и свойств сточных вод |Фактическая |Лимит сброса, |
| |средняя |г/час |
| |конц-ция, | |
| |мг/л | |
|Ph |6.5-8.5 | |
|Взвешенные вещества |170 |16076,9 |
|ХПК |750 |70927,5 |
|Плотный остаток |920 |87004,4 |
|Капролактам |110 |10402,7 |
|БПК общ. |460 |43502,2 |
|Сульфаты |110 |10402,7 |
|Хлориды |420 |39719,4 |
|Нефтепродукты |32 |3026,2 |
|ДМФ |2,1 |198,6 |
Аналитический контроль сточных вод от производственных цехов
осуществляется санитарной лабораторией по графику, утвержденному главным
инженером предприятия, в дневное время. Данный график согласовывается с
Волжской ТГХЛ. В случае превышения установленных норм вредных веществ в
сточных водах отделом охраны природы на имя руководителя цеха составляется
акт.
5. Пути решения и необходимость создания нового для завода.
Основным источником загрязнения на предприятии является устаревшее
технологическое оборудование. Поэтому основной задачей руководства
предприятия должна стать замена устаревшего оборудования новым,
обеспечивающим с экологической точки зрения более безопасное производство и
имеющее все соответствующие сертификаты.
Средства предприятия, идущие на финансирование экологических программ,
могут быть получены:
. за счет более рационального использования сырья, ресурсов. В связи с этим
возникает необходимость применения новых технологий как в производстве,
так и в переработке отходов (необходимость создавать дополнительные
производства по переработке отходов, которые, в свою очередь, могут
принести дополнительную прибыль предприятию).
. за счет снижения энергозатрат на получение единицы продукции;
. за счет внедрения современных ресурсосберегающих технологий замкнутого
цикла;
. за счет экологизации производства и получения экологически чистой
продукции (повышается конкурентоспособность, расширяется рынок сбыта);
. за счет выдерживания высоких требований экологических стандартов
возникает возможность доступа к экофондам, льготным кредитам банков за
«зеленую» продукцию, сокращения издержек на рекламу, на штрафные санкции,
сбросы, выбросы, отходы;
. за счет переработки отходов (отходы – вторичные ресурсы), это дает
возможность получать льготные кредиты, выходить на рынок с новыми
товарами и услугами.
Поиск средств на предприятии облегчается в случае, если руководство
предприятия, финансово-экономическая служба ведет систему отслеживания
результатов своей деятельности с использованием механизма финансово-
экономического контроля:
1. Окупаемость капитальных вложений с течением времени.
2. Срок окупаемости инвестиций в природоохраняемых
мероприятиях.
3. Произведенная продукция – показатель энергоемкости
продукции – потребление энергии.
4. Произведенная продукция – объем отходов – показатель
отходности производства.
5. Производственная продукция – израсходованное сырье –
показатель материалоемкости.
6. Произведенная продукция – потребленная вода –
показатель водопотребления.
7. Производственные потери, вызванные экологическими
проблемами – потери (руб.).
8. Планируемый период времени перехода на «зеленые»
технологии – срок окупаемости – фактический период
времени перехода на «зеленые» технологии.
9. Планируемые затраты на «зеленую» технологию –
фактические затраты на «зеленую» технологию.
10. Прибыль за счет экологизации производства.
Указанные выше слабые места производства дадут возможность превратить
их в новые статьи доходов.
Издержки, связанные с потерями при транспортировке, хранении ресурсов,
сырья, готовой продукции при четкой организации производства могут
превратиться в доходы.
Внедрение новых технологий даст возможность предприятию:
1. Сократить расходы за выбросы,
стоки, отходы.
2. Избежать пресса налогов за
сверхлимитное и сверхнормативное
использование ресурсов и
загрязнения.
3. Превратить отходы в новый вид
сырья, с которыми связано создание
новых видов продукции, новой
технологии, а это развитие
предприятия.
4. Предприятию выйти на рынок
экологически чистой продукции,
которая отличается большей
стоимостью и пользуется большим
спросом.
5. Льготного кредитования.
6. Создать имидж «зеленого»
предприятия.
Таким образом, при использовании новых технологий и нового оборудования
предприятие может заработать деньги в условиях эффективной работы системы
управления, финансово-экономической службы, экологической службы, инженерно-
технической службы.
Вся деятельность предприятия должна строиться с соблюдением принципов:
. устойчивого развития;
. экологизации производства и экономики.
Важным моментом является внедрение в практику более быстрого списания
очистного оборудования для замены его более эффективным.
Сущность экологически безопасного управления заключается не только в
совершенствовании технологий производства, но и в жестком соблюдении
экологических стандартов, в осознании каждым работающим, что прибыль,
полученная предприятием за счет ущерба, нанесенного окружающей среде, есть
невозвращенный кредит, взятый у наших детей.
6. Оздоровительные мероприятия.
Поскольку предприятие ОАО «Сибур-Волжский» является вредным
производством, на нем проводятся все мероприятия по охране труда и
оздоровлению работающих.
На предприятии имеются профилакторий, туристические базы и базы отдыха,
поликлиника.
Производятся доплаты за вредность работникам основных цехов, сокращен
трудовой стаж для выхода на пенсию, выделяются бесплатные и льготные
путевки в оздоровительные учреждения страны (пансионаты, санатории).
Работники вредных цехов регулярно проходят медицинское обследование в
заводской поликлинике.
В структуру завода входит хозяйственный цех, который занимается
благоустройством цехов, комнат отдыха и территории завода.
Химический цех является производством, где имеются участки, опасные с
точки зрения возникновения пожара. На участке ЕЛКН-45 используется расплав
полимера. При розливе полимера могут возникнуть пожароопасные ситуации,
поэтому розливы немедленно убираются, помещение систематически очищается от
пыли, мусора, отходов. Подступы к средствам пожаротушения, шкафу аварийного
запаса, лестничным клеткам всегда свободны. Отделом охраны труда проводятся
инструктажи по соблюдению правил безопасности на рабочих местах для
работников каждого цеха в отдельности. Допускается к работе лишь тот, кто
прошел полный инструктаж.
На предприятии соблюдаются также все правила технической безопасности
(ограждения, герметичность аппаратуры, трубопроводов и т.д.).
Глава 4. Связи предприятия.
Основное и вспомогательное сырье, используемое в производстве,
поставляют отечественные и зарубежные производители.
Тетрагидрофуран – Кропоткинский химзавод, Ферганский химзавод, частично
по импорту.
Диметилформамид – Кемеровский АО «Азот».
Диаминопропан – импорт.
Дифенилметандиизоционат – импорт.
С основными производителями сырья сложились прочные долговременные
связи. Заключены договора, контракты на годовую потребность.
Общий объем производства 2000 г. составил 229447 млн. руб., из него
экспортная продукция – 8,3 млн. долл. США.
Основными потребителями продукции в России и странах СНГ являются:
- шинный завод;
- предприятия резино-технической и сетевязальной промышленности;
- чулочные, трикотажные, текстильно-галантерейные предприятия.
Осуществляются поставки на экспорт в страны Западной Европы, Ближнего
Востока, Юго-Восточной Азии.
Энергоресурсы.
1. Снабжение предприятия электроэнергией, паром, горячей водой
осуществляется от ТЭЦ-1.
2. Потребность предприятия в азоте, воздухе очищенном и
техническом, воде хозяйственной питьевой и технологической
обеспечивает азотно-кислородный завод.
3. Все виды стоков направляются на очистные сооружения азотно-
кислородного завода.
Сырьем для производства капроновых кордных, технических, текстильных
нитей и волокон является капролактам, который поступает на предприятие в
жидком или кристаллическом виде. Основными поставщиками капролактама
является Кемеровское АО «Азот», Тольяттинское АО «Куйбышевазот», ОАО
«Шекиназот», ГПО «Азот» г. Гродно.
Санитарная лаборатория предприятия имеет связи с отделом техники
безопасности внутри предприятия, с городским отделом охраны природы, с
комитетом по экологии, с химлабораторией СЭС, с гидрохимической
лабораторией Нижне-Волжского Бассейнового Управления.
Глава 5. Правовое регулирование охраны окружающей среды.
5.1. Ответственность за экологические правонарушения в Российской
Федерации.
Перефразируя известное выражение, сформулируем экологический постулат:
“Экология имеет шансы уцелеть, только если действует ответственность за
нанесенный ей ущерб”. Экономико-правовое пространство - естественный фон
всей современной деятельности людей и, на практике, экономические методы,
действуют в комплексе с установленными нормами права. Кратко коснемся
существующих в нашей стране правовых методов регулирования охраны
окружающей среды, проще говоря, рассмотрим, какая ответственность
установлена за экологические правонарушения.
В соответствии со статьей 81 Закона РСФСР от 19.12.97 № 2060 - 1 “Об
охране окружающей природной среды” за экологические правонарушения
предприятия, учреждения, организации несут административную и гражданско-
правовую ответственность, а должностные лица и граждане - дисциплинарную,
административную, уголовную, гражданско-правовую и материальную
ответственность.
Ответственность за совершение экологических правонарушений
предусмотрена не только Законом, но также и Кодексом законов о труде РФ,
Кодексом об административных правонарушениях РФ, Уголовным кодексом РФ, и
иными законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
Дисциплинарная ответственность.
Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
выражается в наложении администрацией предприятия дисциплинарного взыскания
на должностное лицо, работника или руководителя предприятия.
Административная ответственность.
Виды экологических правонарушений, за которые наступает
административная ответственность перечислены в Кодексе об административных
нарушениях РФ. В отличие от дисциплинарной административная налагается не
администрацией предприятия, а специально уполномоченными органами и
должностными лицами. Из всех видов административных санкций за
экологические правонарушения применяются: предупреждение, штраф,
конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным
объектом административного правонарушения. Чаще всего применяется штраф.
Гражданско-правовая ответственность.
Гражданско-правовая ответственность представляет собой возмещение
вреда, причиненного экономическим правонарушением , и наступает в
соответствии с разделом 14 Закона и Гражданским кодексом РФ.
Уголовная ответственность.
Уголовная ответственность наступает исключительно на основании
Уголовного Кодекса. Новый УК РФ содержит составы преступлений, объединенные
в главу 26 “Экологические правонарушения”. Новыми составами преступления,
по сравнению с УК РСФСР от 1960 года, например, являются “Нарушения правил
охраны окружающей среды при производстве работ”, “Нарушения правил
обращения экологически опасных веществ и отходов”. Последняя статья
предусматривает самое суровое из всех наказаний за экологические
преступления - 8 лет лишения свободы.
Существующие в Российской Федерации меры ответственности за
экологические правонарушения, в целом, могут оказаться достаточно
эффективными. Однако, привлечение виновных к ответственности - огромная
работа, находящаяся в зачаточном состоянии. Боюсь, что до осознания
неотвратимости наказания за экологические правонарушения нашему обществу
идти еще долго.
2. Место и роль правоохранительных органов в решении
экологических проблем.
Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно
определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и
достоверную информацию об ее состоянии.
Закон РСФСР 1991 г. "Об охране окружающей природной среды отводят
регламентации права граждан на здоровую и благополучную окружающую
природную среду раздел II, ст. 11-14, где также особо выделяет право
граждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющих
экологические функции, требовать от соответствующих органов предоставления
своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей
природной среды и мерах по ее охране.
Владение этой информацией, свободный доступ к ней является той основой,
которая реально может создавать и уже создает необходимые предпосылки к
реализации каждым гражданином своего конституционного права на жизнь в
условиях благоприятной окружающей среды.
В последние годы государством, его исполнительными властными
структурами предприняты существенные усилия, чтобы граждане РФ владели этой
информацией.
Ее анализ позволяет более точно определить не только общее состояние
окружающей природной среды, но и сформулировать приоритетные задачи в
области ее охраны, в том числе и с помощью правоохранительных органов.
В соответствии с экологическим законодательством и во исполнение
приказа МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной
деятельности в МВД РФ "…органы внутренних дел призваны обеспечивать
взаимодействие с территориальными органами Минприроды, Минздрава России и
др. В области охраны окружающей природной среды они в объеме своей
компетенции осуществляют: предупреждение и пресечение экологических
преступлений; совместно с Министерством здравоохранения РФ надзирают за
соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий
населенных пунктов, а также загородных мест отдыха трудящихся и пляжей;
оказывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране
и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и
нарушениями правил охоты и рыболовства; контролируют и направляют работу
пожарных подразделений других министерств и ведомств, определяют порядок
совместной работы пожарных организаций страны; производят регистрацию,
учет, а также надзор за техническим состоянием автотранспортных средств,
принадлежащих предприятиям, учреждениям и гражданам; осуществляют
подразделениями ведомственной милиции охрану объектов природы или природных
комплексов; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному
использованию природных ресурсов (земель, лесов, вод и других объектов
природы).
Так, например, Главное управление обеспечения общественного порядка
(ГУООП) МВД РФ в объеме своей компетенции организует работу, изучает и
обобщает деятельность периферийных органов милиции по оказанию содействия
соответствующим органам в осуществлении мер по охране и защите от
загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями
правил охоты и рыболовства, взаимодействию с общественностью. ГУООП МВД РФ
правомочен давать предложения по совершенствованию форм и методов борьбы с
браконьерством. От имени МВД РФ Главное управление обеспечения
общественного порядка правомочно рассматривать и давать заключения по
проектам правил, инструкций, стандартов и норм различных ведомств,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|