рефераты скачать

МЕНЮ


Город и человек

Город и человек

Город и Человек

I. Введение

« Города – великое творение ума и рук человеческих. Им принадлежит

решающая роль в территориальной организации общества. Они служат зеркалом

своих стран и районов. Города-лидеры называют духовными мастерскими

человечества и двигателями прогресса.» – такую восхищенную характеристику

городу дал Георгий Михайлович Лаппо в своей книге «География городов».

С ним нельзя не согласиться. Действительно, урбанизация и

заселенность играют немаловажную роль в жизни каждой страны.

Одной из наиболее характерных особенностей развития современного

общества является быстрый рост городов, непрерывный темп увеличения

численности их жителей, увеличение роли городов в жизни общества,

преобразование сельской местности в городскую, а также миграция сельского

населения в города.

Актуальность данной темы заключается в следующем:

. большинство граждан мира рождаются горожанами;

. в начале третьего тысячелетия в городах проживает пять с половиной

миллиардов из семи миллиардов людей;

. урбанизация влияет на экологическое состояние окружающей среды.

II. Влияние деятельности человека на биосферу.

Признаком устойчивой экологической системы является стабильность

определённых характеристик. Так, например, экологически устойчивая система

Земля имеет постоянную массу и постоянную среднюю температуру.

Под экологической катастрофой следует понимать переход системы из

одного устойчивого состояния в другое. Например, повышение средней

температуры Земли может привести к таянию полярных льдов, опустыниванию

почв, вымиранию определённых видов флоры и фауны, может быть, даже к гибели

человечества. Тем не менее, Земля как элемент Солнечной системы, скорее

всего, останется такой же стабильной, как и ранее. Экологические катастрофы

могут иметь различные уровни – от локальных (гибель леса, осушение моря и

т. д.) до глобальных (в масштабах Земли, Солнечной системы, Галактики и

даже Вселенной).

Человечество в процессе жизнедеятельности безусловно влияет на

различные экологические системы. Примерами таких, чаще всего опасных,

воздействий является осушение болот, вырубание лесов, уничтожение озонового

слоя, поворот течения рек, сброс отходов в окружающую среду. Этим самым

человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может

привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе.

Ниже мы рассмотрим одну из проблем влияния человека на окружающую среду

– проблему городских отходов.

Каждый крупный регион, представляющий собой территорию с

определенными природными условиями и конкретным типом хозяйственного

освоения, заслуживает особого рассмотрения с экологической точки зрения.

Важность регионального экологического анализа заключается в том, что его

результаты имеют большое прикладное значение (проблемы региона “ближе”

человеку, нежели проблемы страны, континента или планеты). Помимо этого

экологическое состояние регионов в конечном счете определяет и глобальное

состояние природных компонентов.

III. Экология городов

. Общие экологические проблемы городов мира

. Воздействие окружающей среды на здоровье городского населения

. Состояние воздушного бассейна

. Загрязнение водного бассейна

. Микроклиматические характеристики городов

. Зеленые насаждения в городах

. Проблема городских отходов

. Пути решения проблемы

. Общие экологические проблемы городов мира

Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из

них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших

территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с

образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния

экологического равновесия.

Темпы роста населения мира в 1.5-2.0 раза ниже роста городского

населения, к которому сегодня относится 40% людей планеты. За период 1939 –

1979 гг. население крупных городов выросло в 4, в средних – в 3 и малых – в

2 раза.

Социально-экономическая обстановка привела к неуправляемости процесса

урбанизации во многих странах. Процент городского населения в отдельных

странах равен: Аргентина – 83, Уругвай – 82, Австралия – 75, США – 80,

Япония – 76, Германия – 90, Швеция – 83. Помимо крупных городов-миллионеров

быстро растут городские агломерации или слившиеся города. Таковы Вашингтон-

Бостон и Лос-Анжелес-Сан-Франциско в США; города Рура в Германии; Москва,

Донбасс и Кузбасс в СНГ.

Круговорот вещества и энергии в городах значительно превосходит

таковой в сельской местности. Средняя плотность естественного потока

энергии Земли – 180 Вт/м2, доля антропогенной энергии в нем – 0.1 Вт/м2. В

городах она возрастает до 30-40 и даже до 150 Вт/м2 (Манхэттен).

Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и

в 25 раз больше газов. При этом 60-70% газового загрязнения дает

автомобильный транспорт. Более активная конденсация влаги приводит к

увеличению осадков на 5-10%. Самоочищению атмосферы препятствует снижение

на 10-20% солнечной радиации и скорости ветра.

При малой подвижности воздуха тепловые аномалии над городом охватывают слои

атмосферы в 250-400 м, а контрасты температуры могут достигать 5-6(С. С

ними связаны температурные инверсии, приводящие к повышенному загрязнению,

туманам и смогу.

Города потребляют в 10 и более раз больше воды в расчете на 1

человека, чем сельские районы, а загрязнение водоемов достигает

катастрофических размеров. Объемы сточных вод достигают 1м2 в сутки на

одного человека. Поэтому практически все крупные города испытывают дефицит

водных ресурсов и многие из них получают воду из удаленных источников.

Водоносные горизонты под городами сильно истощены в результате

непрерывных откачек скважинами и колодцами, а кроме того загрязнены на

значительную глубину.

Коренному преобразованию подвергается и почвенный покров городских

территорий. На больших площадях, под магистралями и кварталами, он

физически уничтожается, а в зонах рекреаций – парки, скверы, дворы – сильно

уничтожается, загрязняется бытовыми отходами, вредными веществами из

атмосферы, обогащается тяжелыми металлами, обнаженность почв способствует

водной и ветровой эрозии.

Растительный покров городов обычно практически полностью представлен

“культурными насаждениями” – парками, скверами, газонами, цветниками,

аллеями. Структура антропогенных фитоценозов не соответствует зональным и

региональным типам естественной растительности. Поэтому развитие зеленых

насаждений городов протекает в искусственных условиях, постоянно

поддерживается человеком. Многолетние растения в городах развиваются в

условиях сильного угнетения.

. Воздействие окружающей среды на здоровье городского населения

В большой степени загрязнение атмосферы сказывается на здоровье

городского населения. Об этом свидетельствуют, в частности, существенные

различия в заболеваемости населения в отдельных районах одного и того же

города.

Изменение здоровья горожан является не только показателем

экологического состояния города, но и важнейшим социально-экономическим его

следствием, которое должно определять ведущие направления по улучшению

качества окружающей среды. В связи с этим весьма важно подчеркнуть, что

само здоровье горожан в пределах биологической нормы является функцией от

экономических, социальных (включая психологические) и экологических

условий.

В целом на здоровье горожан влияют многие факторы, в особенности

характерные черты городского образа жизни – гиподинамия, повышенные нервные

нагрузки, транспортная усталость и ряд других, но более всего – загрязнение

окружающей среды. Об этом свидетельствуют существенные различия в

заболеваемости населения в разных районах одного и того же города.

Наиболее заметные отрицательные последствия загрязнения окружающей

среды в крупном городе проявляются в ухудшении здоровья горожан по

сравнению с жителями сельской местности. Так, например, проведенное М. С.

Бедным и соавторами углубленное изучение заболеваемости отдельных групп

городского и сельского населения убедительно показало, что горожане чаще

страдают неврозами, заболеваниями сосудов мозга, болезнями центральной

нервной системы, органов дыхания, чем сельские жители.

Наряду с загрязнением воздушного бассейна на здоровье человека

отрицательно сказываются многие другие факторы окружающей среды городов.

Шумовое загрязнение в городах практически всегда имеет локальный

характер и преимущественно вызывается средствами транспорта – городского,

железнодорожного и авиационного. Уже сейчас на главных магистралях крупных

городов уровни шумов превышают 90 дБ и имеют тенденцию к усилению ежегодно

на 0,5 дБ, что является наибольшей опасностью для окружающей среды в

районах оживленных транспортных магистралей. Как показывают исследования

медиков, повышенные уровни шумов способствуют развитию нервно-психических

заболеваний и гипертонической болезни. Борьба с шумом, в центральных

районах городов затрудняется плотностью сложившейся застройки, из-за

которой невозможно строительство шумозащитных экранов, расширение

магистралей и высадка деревьев, снижающих на дорогах уровни шумов. Таким

образом, наиболее перспективными решениями этой проблемы являются снижение

собственных шумов транспортных средств (особенно трамвая) и применение в

зданиях, выходящих на наиболее оживленные магистрали, новых шумопоглощающих

материалов, вертикального озеленения домов и тройного остекления окон (с

одновременным применением принудительной вентиляции).

Особую проблему составляет увеличение уровня вибрации в городских

районах, главным источником чего является транспорт. Данная проблема мало

исследована, однако несомненно, что ее значение будет возрастать.

Вибрация способствует более быстрому износу и разрушению зданий и

сооружений, но самое существенное, что она может отрицательно влиять на

наиболее точные технологические процессы. Особенно важно подчеркнуть, что

наибольший вред вибрация приносит передовым отраслям промышленности и

соответственно ее рост может оказывать ограничивающее влияние на

возможности научно-технического прогресса в городах.

. Состояние воздушного бассейна

Для большинства крупных городов характерно чрезвычайно сильное и

интенсивное загрязнение атмосферы. По большинству загрязняющих агентов, а

их в городе насчитывается сотни, можно с уверенностью сказать, что они, как

правило, превышают предельно допустимые концентрации. Более того, поскольку

в городе наблюдается одновременное воздействие множества загрязняющих

агентов, их совместное действие может оказаться еще более значительным.

Широко распространено мнение о том, что с увеличением размеров города

возрастает и концентрация различных загрязняющих веществ в его атмосфере,

однако в действительности, если рассчитывать среднюю концентрацию

загрязнений на всю территорию города, то в многофункциональных городах с

населением более 100 тыс. человек она находится примерно на одном и том же

уровне и с увеличением размеров города практически не возрастает. Это

объясняется тем, что одновременно с увеличением объемов выбросов,

возрастающих пропорционально росту численности населения, расширяется и

площадь городской застройки, которая и выравнивает средние концентрации

загрязнения в атмосфере.

Существенной особенностью крупных городов с населением более 500 тыс.

человек является то, что с увеличением территории города и численности его

жителей в них неуклонно возрастает дифференциация концентраций загрязнения

в различных районах. Наряду с невысокими уровнями концентрации загрязнения

в периферийных районах, она резко увеличивается в зонах крупных

промышленных предприятий и, в особенности в центральных районах. В

последних, несмотря на отсутствие в них крупных промышленных предприятий,

как правило, всегда наблюдаются повышенные концентрации загрязнителей

атмосферы. Это вызывается как тем, что в этих районах наблюдается

интенсивное движение автотранспорта, так и тем, что в центральных районах

атмосферный воздух обычно на несколько градусов выше, чем в периферийных, –

это приводит к появлению над центрами городов восходящих воздушных потоков,

засасывающих загрязненный воздух из промышленных районов, расположенных на

ближней периферии.

В настоящее время большие надежды в области охраны воздушного бассейна

связываются с максимальной газификацией промышленности и топливно-

энергетического комплекса, однако эффект газификации не следует

преувеличивать. Дело в том, что перевод с твердого топлива на газ, конечно,

резко снижает объемы серосодержащих выбросов, но увеличивает выбросы

окислов азота, утилизация которых еще является технически проблематичной.

Сходная ситуация складывается и при сокращении выбросов угарного газа,

являющегося продуктом неполного сгорания топлива. Совершенствуя режимы

горения, можно свести выбросы угарного газа до минимума, но одновременно с

повышением температуры увеличивается и окисление атмосферного азота,

приводящее к росту объемов окислов азота, сбрасываемых в атмосферу. В

отличие от стационарных источников загрязнение воздушного бассейна

автотранспортом происходит на небольшой высоте и практически всегда имеет

локальный характер. Так, концентрации загрязнений, производимых

автомобильным транспортом, быстро уменьшаются по мере отдаления от

транспортной магистрали, а при наличии достаточно высоких преград

(например, в закрытых дворах домов) могут снижаться более чем в 10 раз.

В целом выбросы автотранспорта значительно более токсичны, чем выбросы,

производимые стационарными источниками. Наряду с угарным газом, окислами

азота и сажей (у дизельных автомашин) работающий автомобиль выделяет в

окружающую среду более 200 веществ и соединений, обладающих токсическим

действием.

Несомненно, что в ближайшем будущем загрязнение воздушного бассейна

городов автомобильным транспортом будет представлять наибольшую опасность.

Это объясняется главным образом тем, что в настоящее время еще не

существует кардинальных решений данной проблемы, хотя нет недостатка в

отдельных технических проектах и рекомендациях.

Кратко охарактеризуем основные направления решения проблемы уменьшения

загрязнения окружающей среды автотранспортом.

Совершенствование двигателя внутреннего сгорания.

Это технически вполне реальное направление может снизить удельное

потребление топлива на 10—15%, а также уменьшить объемы выбросов на 15—20%.

Бесспорно, что этот путь может стать весьма эффективным в самое ближайшее

время, поскольку не требует серьезных перестроек ни в автомобилестроении,

ни в системе обслуживания и эксплуатации автомобиля. Здесь следует лишь

учесть то, что реальный экологический эффект этих мероприятий не столь

высок, как представляется на первый взгляд, поскольку, например, снижение

объемов выбросов угарного газа в значительной мере восполняется увеличением

выбросов окислов азота.

Перевод двигателя внутреннего сгорания на газообразное топливо.

|Двигатель |

|внутреннего |

|сгорания. |

Существующий многолетний опыт эксплуатации автомобиля на пропан-

бутановых смесях показывает высокий экологический эффект. В автомобильных

выбросах резко снижается количество угарного газа, тяжелых металлов и

углеводородов, однако уровень выбросов окислов азота остается достаточно

высоким. Кроме того, применение газовых смесей пока возможно лишь на

грузовых автомобилях и требует налаживания системы газозаправочных станций,

поэтому возможности данного решения в настоящее время еще ограничены.

Перевод двигателя внутреннего сгорания на водородное топливо часто

рекламируется как чуть ли не идеальное решение проблемы, однако при этом

часто забывают, что окислы азота образуются и при использовании водорода и

что добыча, горение и транспортировка больших объемов водорода связаны с

большими техническими трудностями, небезопасны и весьма накладны в

экономическом отношении. В городе, насчитывающем несколько сот тысяч

автомобилей, пришлось бы иметь громадные запасы водорода, одно хранение

которых потребовало бы (для обеспечения безопасности населения) отчуждения

громадных территорий. Если учесть при этом, что это дополнялось бы развитой

сетью заправочных станций, то такой город был бы весьма небезопасен для его

жителей. Даже если предположить, что будет найдено экономически приемлемое

решение проблемы хранения водорода (в том числе в самих автомобилях) в

связанном состоянии, то эта проблема, по нашему мнению, едва ли будет

перспективной в ближайшие десятилетия.

|Электромобиль. |

|Электромобиль |

Замена автомобиля электромобилем также весьма интенсивно рекламируется

в популярной литературе, однако в настоящее время она столь же мало

реальна, как и предыдущее предложение. Во-первых, даже самые совершенные

аккумуляторы наряду со значительным собственным весом, ухудшающим параметры

автомобиля, требуют для своей зарядки энергии в несколько раз больше, чем

ее затрачивает при равной работе обычный автомобиль. Тем самым

электромобиль, являясь самым расточительным, в энергетическом отношении,

средством транспорта, снижая загрязнение среды в месте своей эксплуатации,

резко увеличивает его в месте производства энергии. Во-вторых, производство

аккумуляторов требует значительного количества ценных цветных металлов,

дефицит которых растет едва ли не быстрее, чем дефицит нефти и газа. И, в-

третьих, электромобиль, практически «чистый» для городской улицы, не

является таковым для самого автомобилиста, поскольку при работе

аккумуляторов происходит постоянное выделение многих токсичных веществ,

которые неизбежно попадают в салон электромобиля. Даже если предположить,

что все вышеуказанные проблемы были бы технически разрешены, следует

учесть, что на перестройку всей автомобильной промышленности, смену

автопарка, перестройку систем обслуживания и эксплуатации транспортных

средств потребовались бы не один десяток лет и несколько десятков, если не

сотен миллиардов долларов. Поэтому аккумуляторный автомобиль едва ли сможет

стать перспективным решением проблемы загрязнения окружающей среды

автотранспортом.

Помимо разобранных выше существуют десятки других технических решений,

многие из которых доводятся до опытных образцов. Среди них есть как

бесперспективные, например автомобиль с маховиковым аккумулятором, который

может хорошо двигаться лишь по идеально ровной и прямой дороге – в

противном случае гироскопический эффект маховика будет серьезно мешать

управлению, так и достаточно перспективные «гибридные» конструкции. Среди

последних весьма любопытна идея грузового троллейбуса с аккумулятором для

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.