Экология города Октябрьского
года»;
— программы по оздоровлению экологической обстановки на 2001—2005 годы
городов Белорецк, Сибай;
— проекты строительства полигонов твердых бытовых отходов
городов Кумертау, Дюртюли, село Бураево, Месягутово;
— проекты реконструкции очистных сооружений хоз-бытовых
сточных вод ОАО «Учалинский ГОК», очистных сооружений
производственных сточных вод ОАО «Автонормаль».
Одним из проблемных вопросов государственной
экологической экспертизы последних лет является
строительство АЗС. Генеральная схема развития АЗС в республике утверждена
Кабинетом Министров РБ только в августе 2001 года. Строительство этих
объектов осуществляется спонтанно, без должного обоснования мест их
размещения, часто с нарушением требований
законодательства в области охраны окружающей среды – в водоохранных
зонах водных объектов, в санитарно-защитной зоне источников питьевого
водоснабжения населенных пунктов. Государственная экологическая экспертиза
позволяет упорядочить решение этих вопросов. В целях совершенствования
работы по организации государственной экологической экспертизы в
республике, повышения ее качества в 2002 году начата работа по созданию
нормативно-правовой базы, соответствующей новым федеральным
законам в области охраны окружающей среды. На сегодняшний день в
республике действует 435 лицензий. В 2001 году было проведены 193 проверки
соблюдения условий лицензионной деятельности. Наряду с осуществлением
государственного контроля все более ощутимой становится помощь
экоаудиторов. За год проведены более 50 аудитов, выданы заключения,
рекомендованы корректирующие мероприятия. В помощь аудиторам отделом
экологического лицензирования и нормирования подготовлены методические
рекомендации по проведению аудита видов деятельности, связанных с
использованием земельных ресурсов и обращением с отходами производства и
потребления. В республике созданы все необходимые условия для развития
системы экологического страхования. Одновременно с
подготовкой нормативной базы по развитию экологического
страхования предприняты и практические шаги. Так,
Институт Устойчивых Сообществ (США), Научно-
исследовательский институт безопасности жизнедеятельности и Институт
проблем рынка РАН под руководством Госкомэкологии РБ, в рамках проекта
«Практические мероприятия по развитию экологического страхования и аудита
в Республике Башкортостан», в 2001 году осуществили
практические мероприятия по экострахованию на
предприятиях города Туймазы и Туймазинского района. 23 ноября
2001 года в Туймазах прошли парламентские слушания
Законодательной палаты Госсобрания РБ, которые полностью
подтвердили эффективность экологического страхования и аудита и
определили, что задача последовательной реализации этих направлений
является актуальной и нуждается в государственной поддержке.
—Утвержден порядок ведения Красной книги Республики
Башкортостан. Определены списки редких и исчезающих видов животных для
занесения в Красную книгу и порядок их добывания. Разработаны правила
добывания, форма разрешения и таксы для исчисления размеров ущерба,
нанесенного объектам животного мира незаконным добыванием, и порядок
ведения Государственного кадастра особо охраняемых природных
территорий Республики Башкортостан. В целях координации действий по
сохранению биоразнообразия заключены соглашения и разработаны планы
совместных мероприятий с Государственной инспекцией рыбоохраны и
Башкортостанской таможней. В плане содействия реализации программы
«Создание сети особо охраняемых природных территорий и сохранение
биоразнообразия в Уральском экорегионе» разработан план совместных действий
между WWF и Госкомэкологии РБ. Итогом совместной работы в
2001 году явилась разработка обоснований по организации
природных парков «Агидель», «Крыкты», «Иремель» и
«Ирендык».
— Итоговыми мероприятиями республиканской программы
«Экологическое образование Республики Башкортостан на
1998—2001 годы» стали проведенные нами Республиканская научно-
практическая конференция и выставка «Экологическое образование и воспитание
в Республике Башкортостан».
Республиканский конкурс «Экология производства»
проводился с целью привлечения внимания производственных
коллективов предприятий и организаций, общественности
республики к проблемам состояния окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов. Мы ожидали более живого отклика. Но
приняли участие в конкурсе всего двадцать два производственных коллектива.
В прошлом году газеты «Табигат» и «Подрост», поддерживаемые
Госкомэкологии, стали призерами престижного всероссийского конкурса
журналистов. А газета «Подрост», кроме того, признана лучшим юношеским
экологическим изданием страны.
Министерство природных ресурсов России провело III
Всероссийский конкурс детских экологических проектов «Человек на
Земле» имени Н.Н. Моисеева, в котором приняли участие 260 детских
коллективов. По итогам конкурса состоялась научно-практическая конференция,
где деятельность детских экологических коллективов Республики Башкортостан
получила высокую оценку. Победители этого конкурса награждены дипломами.
— Если в республике в основном велась работа по
приведению своих законов в соответствие с
законодательством Российской Федерации, то на федеральном
уровне был принят целый блок законов, развивающих в том числе и базу
природоохранительного законодательства (I, II и III части
“Гражданского кодекса”, I и II части “Налогового кодекса”, новый кодекс
“Об административных правонарушениях” Российской Федерации). А с 12
января текущего года вступил в действие новый федеральный закон «Об
охране окружающей среды», который определил новый уровень взаимоотношений
между федеральным центром и субъектами Федерации в этой области. В
соответствии с положениями указанного закона существенно расширились
полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
их специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды.
В частности, субъектам Российской Федерации предоставлено право
самостоятельно определять органы государственной власти,
осуществляющие государственное управление в области
охраны окружающей среды на территории субъекта. Кроме
того, законом предусмотрено, что разграничение полномочий
в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды,
между органами государственной власти РФ и ее субъектов
осуществляется, в том числе, и на основе договоров о разграничении
предметов ведения и полномочий. Более того, согласно закону, федеральные
органы исполнительной власти имеют право передавать часть своих полномочий,
на основе соглашений, органам исполнительной власти субъектов Федерации.
В том числе и полномочия в области государственной
экологической экспертизы. Данный закон укрепляет собой юридическую основу
сложившихся взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой
Башкортостан в области использования природных ресурсов и охраны окружающей
среды, а также позволяет совершенствовать управление
природоохранной деятельностью, как в плане передачи
республике больших полномочий, так и в плане развития и
укрепления структуры республиканских органов управления.
Наша задача на ближайшие полтора-два года — как можно
полнее использовать эти предоставленные возможности.
Республиканская система государственных органов
управления в области природопользования и охраны
окружающей среды не потребовала внесения кардинальных
структурных изменений, так как в республике создана одна из самых полных в
Российской Федерации база природоохранного законодательства. Внедрены и
развиваются экономические механизмы управления охраной окружающей среды,
система нормирования антропогенной нагрузки и лицензирования видов
деятельности в сфере охраны окружающей среды, создаются институты
экологического аудита, страхования и сертификации. Уникальная материально-
техническая база аналитической службы позволяет
контролировать практически все среды и объекты на
современном уровне. В природоохранные мероприятия
инвестируется ежегодно более 1 млрд. рублей из различных
источников, что позволяет реализовывать как мероприятия республиканских,
так и федеральных экологических программ. Республика принимает
непосредственное участие в реализации федеральных программ “Возрождение
Волги”, “Экологическая безопасность Урала”, “Охрана окружающей среды
Российской Федерации от свинцового загрязнения и снижение его влияния на
здоровье населения” и других.
Метод разработки целевых программ в области
экологического развития и охраны окружающей среды
республики является вполне оправданным, поскольку
благодаря его существованию законодательно закрепляется возможность
финансирования природоохранных мероприятий, в том числе и из
республиканского бюджета. С целью реализации данного метода в 2001 году
была разработана и утверждена комплексная программа «Экологическая
безопасность Республики Башкортостан на 2001-2005 годы»,
пришедшая на смену действовавшим ранее почти 30 различным
экологическим программам, распоряжениям и постановлениям
правительства. Принятый механизм реализации программы предусматривает
разработку экологических программ на уровне каждого города и
района республики, а также на уровне каждого
природопользователя. Одним из критериев отбора мероприятий для долевого
финансирования из республиканского бюджета является его наличие именно в
городской или районной программах, а также и финансирование за счет
бюджетов соответствующих территорий.
На сегодняшний день утвержденные программы имеют 18
районов и 11 городов республики. Наиболее удовлетворительно они реализуются
в городах Стерлитамак, Салават, Туймазы и Туймазинском районе. Менее
удовлетворительно — в городе Учалы, Учалинском и Стерлитамакском районах.
Завершена разработка экологической программы города Уфы.
— В Государственной Программе “Возрождение и развитие
башкирского народа”, принятой I Всемирным курултаем башкир,
были освещены и проблемы экологии, охраны здоровья и сохранения генофонда
башкирского народа. Как реализована эта часть Программы?
— Положения Программы в области охраны окружающей среды
на
сегодняшний день в основном выполнены:
— создана и продолжает развиваться нормативная правовая
база в области охраны окружающей среды;
— осуществлен ряд мер по улучшению экологической
ситуации: введены новые очистные установки на заводах,
построены современные производства, позволившие уменьшить
поступление загрязняющих веществ в окружающую среду,
строятся современные полигоны твердых бытовых отходов,
созданы научные и исследовательские структуры. Начиная с
1990 года, проявляется устойчивая тенденция к снижению
объемов выбросов и сбросов в окружающую среду;
— приняты и начали действовать комплексная программа
«Экологическая безопасность Республики Башкортостан» на
2001—2005 годы с подпрограммами «Отходы производства и потребления» на
2001—2011 годы и «Создание единой государственной информационной системы
экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 2001—2005 годы,
основная цель которых — улучшение состояния окружающей среды Республики
Башкортостан и обеспечение безопасности здоровья граждан;
— в природоохранные мероприятия инвестируется ежегодно
более 1 млрд. рублей из различных источников, что позволяет реализовывать
как мероприятия республиканских, так и федеральных экологических программ;
— в целях установления соответствия намечаемой
хозяйственной и иной деятельности экологическим
требованиям и предупреждения возможных неблагоприятных
воздействий этой деятельности на окружающую природную
среду и связанных с ними социальных, экономических и иных
последствий в республике осуществляется обязательная
государственная экологическая экспертиза. Но и сегодня экологическая
ситуация Республики Башкортостан продолжает оставаться напряженной. В
загрязнении атмосферного воздуха городов республики с каждым годом
увеличивается доля выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта.
Остаются нерешенными проблемы, связанные с расширением использования
экологически чистых видов автомобильного топлива, недостаточной
оснащенностью источников выбросов загрязняющих веществ
промышленных предприятий газоочистными установками. В области охраны водных
объектов имеются проблемы, связанные с загрязнением
водных объектов в результате добычи нефти и других полезных ископаемых
(медь, золото и т.д.), неэффективной работой существующих очистных
сооружений и строительством новых. Необходимо решение вопросов
канализации и очистки сточных вод сельских населенных пунктов, проведение
мероприятий по приведению в соответствие с требованиями законодательства
водоохранных зон водных объектов. В области обращения с отходами
производства и потребления основными проблемами остаются такие, как
отсутствие малоотходных технологий, практически не выводится из
эксплуатации устаревшее технологическое оборудование, низок
уровень утилизации нефтешламсодержащих отходов нефтедобывающей
и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности,
крупнотоннажных отходов, основную долю которых составляют
отходы горнодобывающей и горноперерабатывающей промышленности,
а также отсутствие разветвленной сети сбора вторичных ресурсов,
приводящее к увеличению нагрузки на свалки твердых бытовых отходов, к
потере источников вторичного сырья.
В сельскохозяйственных системах сохраняется тенденция к
деградации почв — усиление эрозионных процессов,
переуплотнение почвенного профиля, уменьшение мощности гумусового
горизонта, подкисление, переувлажнение почв и т.д. Наиболее опасным
источником загрязнения почв являются запрещенные к применению пестициды и
агрохимикаты. Нерешенной остается проблема утилизации
пришедших в негодность запрещенных к применению ядохимикатов. В
соседних регионах, в местах компактного проживания башкирского населения,
также имеются серьезные экологические проблемы. Необходимо добиваться
материальной и моральной компенсации в отношении башкирского населения,
которое оказалось жертвой радиоактивного заражения в результате атомных
испытаний на Тоцком полигоне в Оренбургской области и атомной аварии на
радиохимическом комбинате «Маяк» в Челябинской области.
Большую часть перечисленных проблем должно решить
выполнение мероприятий комплексной программы «Экологическая
безопасность Республики Башкортостан» на 2001-2005 годы.
Важнейшими направлениями улучшения окружающей среды,
защиты здоровья и сохранения генофонда в Республике Башкортостан считаем:
— продолжение развития нормативной правовой базы в
области охраны окружающей среды;
— выполнение принятых республиканских экологических
программ;
— выполнение действующих договоров Республики
Башкортостан с Пермской, Челябинской областями, Республикой Татарстан,
Удмуртской Республикой, Свердловской и Оренбургской
областями по сотрудничеству в области охраны окружающей
среды и организации совместных действий в случае трансграничного
загрязнения;
— принятие нормативных актов по экономическому
стимулированию охраны окружающей среды, включающих механизм льготного
налогообложения предприятий, участвующих в природоохранной деятельности;
— развитие институтов экологического страхования и
аудирования;
— развитие сети особо охраняемых природных территорий
Республики Башкортостан;
— активизацию в средствах массовой информации республики
пропаганды здорового образа жизни, бережного отношения к
окружающей природной среде, развитие системы всеобщего
непрерывного экологического образования.
Принятую в 2001 году концептуальную основу комплексного
решения вопросов охраны окружающей среды в рамках
республиканской целевой программы «Экологическая безопасность
Республики Башкортостан» на период до 2005 года необходимо
закрепить в соответствующих районных, городских и объектовых
программах.
Одним из основных загрязнителей воздушного бассейна
республики
является автотранспорт. Его доля в общем объеме выбросов
составляет 60%. Отработанные газы автомобильных двигателей
содержат свыше двухсот токсичных компонентов, которые
плохо рассеиваются в воздухе и концентрируются на уровне
органов дыхания человека. Необходимо определить на республиканском уровне
комплекс мероприятий по более полному использованию природного и сжиженного
газа в качестве моторного топлива. Продолжает оставаться актуальной и
проблема безопасного обращения с отходами производства и потребления.
Важными направлениями в ее решении являются создание
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|