Экологическое воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях
Экологическое воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях
ПЛАН
Вступление 2
Программа экологического воспитания 4
Основы формирования экологической культуры 7
Многообразие экологического воспитания 14
Развития эстетического отношения к природе 18
Заключение 25
Литература 26
Вступление
Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс
существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил
переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с
шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые
так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной
деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие
этого возникновения, появилась экологическая культура.
В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие
отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая
деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая
культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно
заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением
дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным
экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень
экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в
мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания.
От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит
вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете,
или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую
дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения
человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели.
Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме
экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и
путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.
Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим
воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение
предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной
среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных
требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую
убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны
окружающих.
«В соответствии с Программой мероприятии по реализации Концепции
экологического образования и воспитания подрастающего поколения,
утвержденной постановлением Кабинета Министров РК от 3 февраля 1997 года за
№137, Министерства образования культуры и здравоохранения РК и Министерства
экологии и природных ресурсов РК утвердили национальную программу
экологического образования в которой приняты во внимание общие принципы
экологической политики в области экологического образования, выработанные
ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие, определены собственные специфические периоды
роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди
многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение
комплексных экологических знаний учащихся средних школ.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс.
Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры,
развиваемый у школьников.
Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного
образования и воспитания включает большой объем экологических знаний,
умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития
экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна
экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип
непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития
человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед
воспитателями и учителями задачу развития личности ребенка, школьника как
непрерывный процесс. Проблема личностного развития дошкольника, школьника,
как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель
и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической
культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии,
если содержание учебных предметов способствует экологически целостных
ориентаций.
Основы формирования экологического воспитания в
общеобразовательных учреждениях.
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный
словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к
природе. Действительно — это составная часть такого воспитания, но нередко
приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с
этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода —
морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети
привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время
летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз
и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой
ребятишек. Не имея морителей, которые и нельзя давать маленьким детям,
ребёнку ничего не остаётся, как оторвать крылья, затем ноги и наконец
голову своей жертве или живьём наколоть её на иголку. Таким образом,
подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать
живое, причём довольно жестоко.
В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение
ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все
с самого раннего возраста.
Формирование личности, ее социализация связаны с социальным
воспитанием. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание
должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать
нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное
воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и
самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в
процессе формировании личности влияют:
- природа и родной язык;
- общение в семье, в школе, окружающая среда;
- его деятельность;
- средства массовой информации, искусство, литература;
- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он
выполняет в микросреде.
В исследованиях психологов и педагогов разработаны основные принципы
социального воспитания. Принцип природосообразности, – изучение задатков и
способностей ребенка и содействие в их развитии. Природные народности
предлагает учет национальной культуры, традиций и родного языка. Принцип
гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка. Принцип
социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве,
приобретении знаний, удовлетворение в общении.
В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности,
должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом
случае он сможет реально оценивать последствия свой практической
деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического
образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается,
то, в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это
объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая
культура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура»
это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за
принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами
экологической культуры личности должны стать: экологические знания,
экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви
к природе.
Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по
основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:
- иметь правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий,
широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера,
природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;
- знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей,
внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии, как: Вернадский
В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;
- знать организации, движения и общества, которые занимаются
природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный
союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис,
Каспий табигаты и другие;
- знать природу своего родного края, а именно:
- местные природные условия
- природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения,
и животных, климат и т.д. и т.п.;
- местные, охраняемые природные объекты;
- животных местной фауны;
- местных птиц;
- видов рыб местных водоемов;
- лекарственные растения местной флоры;
- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.
Экологически культурная личность должна обладать экологическим
мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-
следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические
последствия человеческой деятельности.
Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной
деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным
и целесообразным. Оно должно включать соблюдение следующих принципов.
Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и
параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот,
рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в
отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.
Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней
через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев,
возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится
сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.
Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что
включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные
проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира
природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с
миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической
культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную
оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к
миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым,
воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически
культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру
природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и
положительных естественных реакций (факторов) мира природы.
Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и
психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть
отложены «механизм обработки» полученных реакций мира природы.
Чувства экологически культурной личности под воздействием природы
определяют направление и характер формирования экологического мышления и
поведения и делают внутренние более содержательными экологические знания.
Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как
их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности
обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически
целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.
Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании
целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет
образование. Особенностью экологического образования было то, что оно
появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин
Ц.А. отмечает, что « экологическое образование- это не часть образования, а
новый смысл и цель современного образованного процесса – уникальное
средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой
цивилизации». Цель экологического образования – формирование ответственного
отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это
предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов
природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность
по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных
богатств.
Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека,
необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство
ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную
позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.
Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени
определяет три фактора:
1. непосредственное познание природы;
2. школьное экологическое воспитание;
3. средства массовой информации.
Школьное экологическое воспитание обладает возможностью
целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.
Важное место в системе экологического образования имеет начальная
школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного
отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека.
Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные
экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты
«сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа,
ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были
прочувствованы, понятны.
Социализация личности – это поведение в быту, способность к творчеству,
восприятие культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная
педагогика, способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы,
ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и
обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, пословицах,
поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного опыта
подрастающему поколению.
1.4 Возможности народной педагогики
Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и
теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного,
традиционного) воспитания. Этнопедагогика – наука об эмперическом опыте
этических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и
эстетических воззрениях исконные ценности семьи, рода, племени, народности,
нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее
использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических
групп, основанный на многовековом, естественно развивающимся соединении
народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается
неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений
социального заказа, связанного с движением общественного самосознания. Как
уже было сказано, этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия
и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается
личность, усваиваются социальные нормы, ценности, опыт; собирает и
систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную
мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, загадках, пословицах и
поговорках, в играх и прочих, в семейном и общественном укладе, быте,
традициях, а также философско-этические собственно педагогические мысли и
воззрения, то есть весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на
экологически культурное формирование личности.
В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный
уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций,
облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в
поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.
Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих
воспитательной дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его
определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика
есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов
– профессионалов. Тем не менее, она важнее всего для педагогов, особенно же
– для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.
Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не
ставились и не могли ставится народной педагогикой. В то же время и у
народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не
обращала внимание, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность.
Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим
находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том
числе – и родителям, как естественным воспитателям.
Многообразие экологического воспитания
Характерно, что природа в деятельности школьников выступает
разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних
способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся
преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания,
когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным
пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – в занятиях
спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения – в
процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.
Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования
отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую,
познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую,
туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей
среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с
окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это
жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и
групповые мотивы поведения, общественное мнение.
В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося
его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий
педагога. Здесь находят применение разнообразные приемы и методы
педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и
лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы убеждения в
необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и
вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование
и личный пример воспитателя.
Как актуальная социально – педагогическая задача формирование
сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно пронизать
все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в
Страницы: 1, 2
|