рефераты скачать

МЕНЮ


Экологический правовой механизм охраны окружающей среды

капитальные и текущие затраты на их устранение, а также определить наиболее

эффективное направление ликвидации и сокращения потерь на предприятиях.

Ущерб, наносимый природным ресурсам, возникает, главным образом, в

результате антропогенных выбросов вещества и энергии. Основную долю в

составе антропогенных выбросов составляют техногенные выбросы, к которым

относятся все виды поступления вещества и энергии в водную и воздушную

среду, зависящие от характера технологии и организации производства, вида

потребляемого продукта. Поэтому разным отраслям народного хозяйства присущи

свои, только ей характерные виды загрязнения. В настоящее время наиболее

распространенным методом исчисления ущерба природным ресурсам является

определение потерь прямым счетом.

Любое предприятие обязано реализовать (использовать) предоставляемые

в его распоряжения обществом производственные и природные ресурсы на уровне

не ниже народнохозяйственной нормы рентабельности. Обеспечение

народнохозяйственной нормы рентабельности по каждому виду привлекаемых

ресурсов дает возможность окупить материальные затраты и образовать фонд

заработной платы, внести первоочередные платежи в бюджет, плату за

природные ресурсы. В народном хозяйстве сложился специфический механизм

изъятия дифференциальной ренты, основанный на системе расчетных цен и

своеобразных методах распределения и использования реализованного чистого

дохода. Вместе с тем, в современных условиях возникает необходимость

совершенствования способов изъятия дифференциальной ренты. При этом стоит

задача превратить эту часть прибыли из пассивной формы изъятия в бюджет в

активную. И здесь, прежде всего, возникает вопрос о методологических

основах и критериях определения размеров дифференциальной ренты. Но

действующий механизм перераспределения рентных доходов не позволяет

определить дифференциальную ренту от использования данного природного

ресурса в суммарном выражении, так как исходит из существования нескольких

уровней необходимых затрат. Недостаточная действенность механизма изъятия

дифференциальной ренты углубляется недостатками и объективной

ограниченностью расчетных цен, основывающихся на индивидуальных издержках

предприятий. Требуется принципиально новый подход к системе платежей за

природные ресурсы. Во-первых, необходимо, отказаться от расчета платежей за

ресурсы, исходя из абсолютных объемных показателей (массы прибыли), что

превращает их формальную форму изъятия части чистого дохода предприятия в

бюджет. Объективная основа для установления нормативов платежей -

исключительно эффективность ресурсов. Во-вторых, по мере создания

объективных экономических условий нужно переходить к усредненным и единым

нормативам, причем критерием усреднения будет не доход предприятия, а

эффективность ресурсов. Нормативы должны устанавливаться в расчете на

единицу расходуемого ресурса: 1 га отведенной в пользование территории; 1

куб.м забираемой из водохозяйственной системы; 1 т погашенных запасов

полезного ископаемого, и дифференцируются с учетом качественных

характеристик ресурсов и природных условий их эксплуатации.

- кредитно-денежные отношения в условиях рыночной экономики и методы

учета банковских процентов при оценке месторождений и определении кондиций

для подсчета запасов полезных ископаемых;

- экономический риск, связанный с погрешностями количественно-

качественных характеристик подсчета запасов полезных ископаемых, и его

состыковка с другими видами риска в условиях новых форм собственности.

5. Сущность и содержание платы за землю в законодательстве.

В России за использование земли приходится платить хоть и не много

но надо. Поэтому действующее законодательство определяет несколько форм

платы за землю. Это: земельный налог, арендная плата и нормативная цена

земли.

Так как Россия перешла на качественно новые отношения, мы бы их

назвали даже капиталистическими, то изменились, и земельные отношения и

появились различные нововведения в них. Одно из них - плата за землю. Цель

введения платы за землю оправдана, это и стимулирование рационального

использования земли, и некоторые развития населенных пунктов, и, наконец,

создание специальных фондов для финансирования мероприятий по повышению

плодородия земли и другие мероприятия.

Рассмотрение такого вопроса как плата за землю можно начать с

земельного налога и арендной платы как наиболее часто встречающиеся в

земельных отношениях. Земельный налог это определенная сумма которую обязан

ежегодно вносить ( уплачивать ) собственник земли, а также

землепользователь и землевладелец. Арендная плата это тоже некая

установленная сумма, но уже уплачиваемая за земли и земельные участки,

которые находятся в аренде.

Хотелось бы отметить один факт, что предприятия, объединения,

организации и учреждения, а также другие субъекты земельных правоотношений

должны вносить земельный налог в виде стабильных платежей за единицу

площади в расчёте за год, и этот размер земельного налога не зависит от

результатов их хозяйственной деятельности. Это является большим упущением и

здесь нужен другой подход. Например лучше было бы проанализировать эту

хозяйственную деятельность и в определенные моменты этой деятельности взять

и ослабить эту плату или же наоборот прижать то или иное предприятие

увеличенным налогом ( например, установить некий процент от повышенного

дохода того или иного предприятия). Но вот такой момент, пересмотр ставки

земельного налога все - таки осуществляется компетентными органами в

независимости от условий хозяйствования, это и повышение инфляции и

изменения среднего размера заработной платы, а также некоторые другие.

Земельным налогом и арендной платой облагаются практически все

земельные участки, находящиеся как в аренде, так и собственности у граждан

и юридических лиц. Это и сельскохозяйственные угодья, земельные участки,

наделы и участки для жилищного и дачного строительства. Но не имеет смысла

перечислять здесь их все, так как исчерпывающий список можно найти в

действующем законодательстве.

Как выше было отмечено земельный налог взимается с общей площади и

не важно занята ли земля, какими либо постройками или нет. А вот такой

вопрос, как взимание платы за землю с нескольких пользователей или

собственников, на мой взгляд, урегулирован в достаточной степени. Так,

например, за земли находящиеся в раздельном пользовании у нескольких

граждан или юридических лиц земельный налог начисляется каждому в

отдельности в пропорции той площади, которая находится в пользовании у

каждого их них. Но если земля находится в общей собственности нескольких

лиц, будь то граждане или юридические лица, то земельный налог начисляется

каждому из собственников отдельно, но уже соразмерно их доли на эту

площадь.

Сейчас не для кого не секрет, что наша страна находится в тяжелом

экологическом положении и это прослеживается практически во всех странах. И

тут особую роль играет плата за землю, имеется в виду та ее часть, которая

идет в бюджет страны. Очевиден также и тот факт, что на финансирование

различных мероприятий по землеустройству нужны деньги. А средства на эти

нужды существенно урезаны в последнее время или не выделяются вообще, так

как арендная плата и земельный налог идут в бюджет страны отдельной строкой

то в ближайшее время можно с уверенностью сказать, что земельная отрасль

сможет хоть как-нибудь, но поддерживать сама себя и даже развиваться.

6 Экологические фонды

1. Для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления

потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и

других природоохранительных задач создается единая система внебюджетных

государственных экологических фондов, объединяющая федеральный

экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонда.

2. Фонды образуются из средств, поступающих от предприятий,

учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и

граждан, в том числе:

платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную

среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;

сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за

экологические правонарушения;

средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства,

незаконно добытой с их помощью продукции;

полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским

депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в

деятельности предприятий и иных юридических лиц;

инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан.

3. Средства экологических фондов зачисляются на специальные счета

учреждений банков и распределяются в следующем порядке:

. 60 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий местного

(городского, районного) значения;

. 30 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий

республиканского, краевого, областного значения;

. 10 процентов - на реализацию природоохранительных мероприятий

федерального значения.

4. Экологические фонды расходуются на оздоровление окружающей

природной среды, населения, проведение мер и программ по охране окружающей

природной среды, воспроизводство природных ресурсов, научные исследования,

внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных

сооружений, выплату компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда,

причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями

на окружающую природную среду, развитие экологического воспитания и

образования, иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды.

5. Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не

связанные с природоохранительной деятельностью.

7. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Экспертизой чего является экологическая экспертиза?

Иногда говорят об экспертизе проектируемого хозяйственного объекта,

об экспертизе деятельности существующего предприятия или об экспертизе

экологических последствий этой деятельности.

В действительности, согласно Закону, любая экологическая экспертиза

является экспертизой конкретной документации, например, технико-

экономического обоснования, проекта международного соглашения или

обоснования заявления о выдаче лицензии.

В соответствии с Законом [2, Ст. 11, 12, 21], объектами

государственной экологической экспертизы являются, список приводится в

сокращении, полный список объектов экспертизы содержится в соответствующих

статьях Закона):

. проекты правовых актов нормативного и ненормативного характера,

. проекты комплексных и целевых федеральных программ,

. проекты генеральных планов развития территорий,

. все виды градостроительной документации (например, генеральный план,

проект застройки),

. проекты схем развития отраслей народного хозяйства,

. проекты межгосударственных инвестиционных программ,

. проекты комплексных схем охраны природы РФ, схем охраны и

использования природных ресурсов (в т.ч. проекты землепользования и

лесоустройства, материалы, обосновывающие перевод лесных земель в

нелесные),

. проекты международных договоров,

. материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности,

способной оказать воздействие на окружающую среду,

. технико-экономические обоснования и проекты строительства,

реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и

ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности,

независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и

форм собственности,

. проекты технической документации на новую технику, технологию,

материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги.

Кроме собственно объекта экспертизы, на государственную

экологическую экспертизу представляются:

. положительные заключения и (или) документы согласований органов

федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления,

получаемых в установленном законодательством Российской Федерации

порядке;

. заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту

государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения

указанными органами и заключений общественной экологической

экспертизы в случае ее проведения;

. материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы

с гражданами и общественными организациями (объединениями),

организованных органами местного самоуправления [2, Ст.14].

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении

тех же объектов, что и государственная экологическая экспертиза, за

исключением объектов, сведения о которых составляют государственную,

коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну [2, Ст. 21].

Таким образом, независимые исследования экологической и социальной

ситуации, при всей их важности и полезности, общественной экологической

экспертизой все же не являются. Нельзя говорить об экспертизе уже

существующего предприятия (но возможна экспертиза проекта его реконструкции

или обосновывающей документации на продление или получение лицензии на

определенный вид деятельности).

Любая экологическая экспертиза, в том числе общественная,

предполагает работу с предпроектной и проектной документацией, проектами

планов, программ, договоров и другой обосновывающей документации, причем на

завершающей стадии ее подготовки.

Содержание экологической экспертизы

Из законодательного определения следует, что целью экологической

экспертизы является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий

намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социально-

экономических и иных последствий. При этом определение экологической

экспертизы как “установления соответствия намечаемой деятельности

экологическим требованиям и допустимости реализации объекта экспертизы”

носит довольно общий характер. Отметим однако, что в Законе говорится о

соответствии требованиям и допустимости реализации — то есть допустимость

реализации не сводится только к соответствию требованиям (установленным

нормам и правилам).

Несколько более подробно содержание экологической экспертизы

развернуто в “Положении о порядке проведения государственной экологической

экспертизы” [8]. Хотя Положение относится только к государственной

экспертизе, данное место представляет собой конкретизацию статьи Закона,

которая дает общее определение экологической экспертизы, а потому относится

как к государственной, так и к общественной экспертизе.

Итак, согласно Положению, экологическая экспертиза должна

установить:

1. Соответствие намечаемой деятельности требованиям нормативных актов по

вопросам охраны окружающей среды;

2. Полноту оценки масштабов воздействия намечаемой деятельности на

окружающую среду;

3. Допустимость намечаемой деятельности с точки зрения безопасности

окружающей среды;

4. Достаточность предусмотренных проектом мер по охране окружающей среды

[8, п. 15].

Презумпция потенциальной экологической опасности

Следует обратить особое внимание на второй из перечисленных пунктов

— о полноте оценки воздействия на окружающую среду.

Согласно Закону, экологическая экспертиза основывается на принципе

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой

хозяйственной или иной деятельности [2, Ст. 3]. Это означает, что

обязанностью заказчика (“хозяина” намечаемой деятельности; см. ниже раздел

“Где получить объект экспертизы”) является прогноз воздействия намечаемой

деятельности на окружающую среду и обоснование допустимость этого

воздействия. Заказчик также обязан предусмотреть необходимые меры по защите

окружающей среды и именно на нем лежит бремя доказательства экологической

безопасности намечаемой деятельности.

При этом такие прогнозы и обоснования, а также описание мер по

защите, должны в явном виде входить в состав документации, представляемой

на экспертизу. Согласно Закону, необходимым условием приема документации на

государственную экологическую экспертизу является наличие в ее составе

материалов оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

Вообще говоря, в обязанности организации, проводящей экспертизу, не входит

предсказание этих воздействий. Отсутствие или неполнота таких материалов

служит основанием для возвращения материалов заказчику на доработку. Исходя

из этого, “Положение о порядке проведения государственной экологической

экспертизы” устанавливает два вида отрицательного заключения — (а)

заключение о недопустимости реализации объекта экспертизы и (б) заключение

о необходимости доработки представленных материалов [8, п. 20] (конечно,

причиной возвращения на доработку может служить не только отсутствие или

неполнота материалов, связанных с оценкой воздействия на окружающую среду).

Рискнем предположить, что в большинстве случаев изъяном документации

является именно неполный или некачественный прогноз воздействия намечаемой

деятельности на окружающую среду. Документация, представляемая на

экспертизу, редко содержит прямые противоречия с существующими нормативами

(хотя такие ситуации тоже возможны). С другой стороны, при проведении

экологической экспертизы часто в первую очередь ищут именно несоответствия

нормативам, уделяя меньшее внимание качеству подготовки материалов по

оценке воздействия. Поэтому именно эти материалы заслуживает особого

внимания при проведении общественной (да и любой) экологической экспертизы.

В соответствии с Федеральным законом “Об экологической экспертизе”,

на государственную экологическую экспертизу представляется вся проектная

документация, включая материалы оценки воздействия на окружающую среду [2,

Ст. 14]. Что такое оценка воздействия на окружающую среду? Нормативное

определение этому понятию дано в “Положении об оценке воздействия на

окружающую среду в РФ”, утвержденным Приказом № 222 Минприроды РФ от 18

июля 1994 г. [10]:

“Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — процедура учета

экологических требований законодательства Российской Федерации при

подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества.

ОВОС организуется и осуществляется с целью выявления и принятия

необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для

общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и

других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности”.

Для крупных объектов (например, нефтедобывающих предприятий

мощностью более 500 тыс. т/год), а также для некоторых опасных объектов или

видов деятельности независимо от их масштаба (например, любых химических

или микробиологических производств) заказчик должен организовать оценку

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.