Экологические проблемы развития
стадии цветной металлургии - рафинирование металлов и производство сплавов.
Их влияние на окружающую среду столь же велико, сколь и разнообразно, по
масштабам оно превышает аналогичное влияние гальванических цехов на
машиностроительных предприятиях.
Предприятия легкой промышленности, в зависимости от конкретного вида
производства, выбрасывают в атмосферу главным образом твердые взвешенные
частицы (пыль) и пары растворителей. В водные источники от предприятий этой
отрасли поступает, при недостаточной очистке стоков, множество химических
веществ, растворителей, кислот а также волокон. Самые крупные современные
центры текстильной промышленности области - Орехово-Зуево, Ногинск,
Раменское, Серпухов, Озеры (производство хлопчато-бумажных тканей), Монино
и Купавна (производство шерстяных тканей).
Предприятия по производству строительных материалов, в зависимости от
профиля производства и используемого сырья, выбрасывают в атмосферу большое
количество пыли, окиси углерода (СО2), оксидов азота, паров растворителей,
полициклических ароматических углеводородов и других примесей. Кроме того
ряд полезных ископаемых, используемых в этой отрасли промышленности, может
иметь повышенную природную радиоактивность, как, например, гранит,
содержащий радиоактивный радон. Гранитом в Москве и области облицованы
фасады домов, набережные, установлено множество гранитных памятников в
самих городах и на кладбищах.
Влияние транспорта на окружающую среду
К одной из самых “больных” проблем города Москвы я бы отнес прежде
всего экологическую. Причин ее чрезвычайно много и они сплетены в единый
тугой узел, в котором прослеживаются тесные их взаимосвязи.
С моей точки зрения любой город такого значения и масштаба как Москва
уже обречен на неблагоприятную экологическую обстановку.
Как известно, одним из основных загрязнителей окружающей среды является
автотранспорт. Столица любого государства как магнит притягивает к себе
железнодорожные, автотранспортные и воздушные магистрали. При первом же
взгляде на карту России бросается в глаза плотный узел, буквально центр
транспортной паутины - город Москва.
По количеству выбросов транспорт является основным источником вредного
воздействия на атмосферу Москвы и области. Число машин в последние годы
стремительно растет. Многие иномарки попадают в Москву уже не новыми, с
изношенными двигателями и неконтролируемой системой выхлопа отработанных
газов. Именно личные автомобили существенно загрязняют среду, так как
контроль за состоянием выхлопных газов на них уступает контролю на
государственных предприятиях, а мощностей станций сервиса недостаточно для
обслуживания всех личных автомобилей. Постоянные скопления автомобилей на
отдельных магистралях и улицах Москвы и городов Подмосковья создают зоны с
огромными концентрациями углекислого газа, оказывая негативное воздействие
на здоровье людей.
Чрезвычайно опасны для здоровья тяжелые металлы. Относительно более
крупные частицы свинца, содержащегося в большинстве видов топлива для
предотвращения детонации, оседают в пределах 30 м от автострады, а при
отсутствии зеленых насаждений могут встречаться и в 400-метровой зоне.
Мелкие и мельчайшие частицы свинца переносятся на значительно большие
расстояния, загрязняя сельскохозяйственные угодья, сады и огороды вдоль
дорог. Кроме того, попадая в атмосферу, выбросы автомобилей претерпевают
сложные фотохимические (на свету) реакции с образованием фотооксидантов, -
веществ, раздражающе действующих на слизистую оболочку глаз и органов
дыхания.
Однако не только двигатель и топливная системы автомобиля являются
источниками загрязнения атмосферы. Каждый автомобиль, до полного износа
рисунка протектора шин выбрасывает в окружающую среду в среднем 14,2 кг
резиновой пыли, а грузовой автомобиль или автобус - 92,2 кг. В состав
резиновой пыли входят вредные вещества, которые распространяются в почве и
атмосфере.
В Москве уже дано была начата работа по переводу транспорта на более
экологически чистые виды топлива. Первые газобалонные автомобили, выхлопные
газы которых в 3-4 раза менее токсичны, чем у машин, двигатели которых
работают на бензине, появились в Москве еще в 1960 г. В 1975г.
автомобильная промышленность приступила к серийному выпуску газобалонных
автомобилей, в конце 80-х годов их парк в Москве насчитывал более 18 тысяч
единиц. Намечено существенно увеличить их число.
Преимущественное развитие в Москве имеет электрический транспорт.
Метрополитен, троллейбусы и трамваи перевозят 70%* пассажиров, пользующихся
общественными видами транспорта. И в дальнейшем преимущественное развитие
получат именно электрические виды транспорта, наносящие гораздо меньший
ущерб природной среде. Начнется создание скоростных линий метрополитена,
будут созданы линии трамвая с ускоренным движением, во внутригородских
пассажирских перевозках возрастет роль железных дорог. Необходимо
существенно расширить и реконструировать улично-дорожную сеть столицы,
которая оказалась неподготовленной ко все возрастающему потоку машин.
Из-за роста парка автомашин в городе и отстающих от него темпов
расширения и реконструкции улично-дорожной сети города скорость движения
автотранспорта невелика. Средние скорости движения автомобилей на основных
магистралях города не превышают 35 км/час, в средней зоне - 45, в
периферийной - 50 км/час. Увеличение скорости движения автотранспорта,
сокращения его остановок способствует сокращению загазованности
магистралей, так как наибольший выброс токсичных веществ с выхлопом
происходит именно при трогании автотранспорта с места. Расширение улично-
дорожной сети города, строительство пешеходных подземных переходов,
транспортных развязок в разных уровнях, эстакад и путепроводов позволили за
последние 10-15 лет снизить уровень загазованности отдельных магистралей и
площадей Москвы.
К сведению:
Московский метрополитен - это 261,4 километра подземных
магистралей (при их строительстве из под земли было удалено не менее
3,4 миллиона кубометров породы), 160 станций, более 4 тысяч единиц
подвижного состава. Столичное метро - это и своеобразный город с
отлаженной инфраструктурой, заполненный вечно спешащими пассажирами.
Ежедневно голубые вагоны подземки перевозят до 9 миллионов человек.
Влияние сельского хозяйства на окружающую среду
Подмосковье - крупный центр производства разнообразной
сельскохозяйственной продукции. В настоящее время сельскохозяйственные
угодья составляют 39% общей площади земель области.
Сельское хозяйство - крупный потребитель водных ресурсов. Вода
используется для орошения, а также для нужд животноводства. Нормы
потребления животными довольно вели и колеблются от 2 литров в сутки на
ягненка до 200 л - на корову, причем к качеству питьевой воды предъявляются
довольно жесткие требования, иначе продуктивность животноводства может
снизиться на 40-70%.
В Московской области развито как орошение земель (в частности, в пойме
Москвы-реки и Оки, где в основном выращивают овощи), так и осушение. Эти
два основных вида мелиорации земель направлены в принципе на повышение
природного плодородия почв для использования их в сельском хозяйстве.
Однако при неправильной организации как орошение, так и осушение может
привести к отрицательным последствиям. Так, например, с развитием орошения
земель увеличивается объем образующихся при этом коллекторнр-дренажных
стоков. Они образуются при периодических поливах, когда отмечается
избыточный сток воды, а также при рассолении (уменьшении концентрации солей
в почве) промывкой. В этих случаях повышается минерализация воды в реках, в
которые сбрасывают дренажные воды, и она становится непригодной для
дальнейшего использования.
Сельское хозяйство является одним из основных источников загрязнения
вод. Основными загрязняющими веществами в поверхностном стоке с
сельскохозяйственных угодий являются частицы почвы, органическое вещество
(гумус), удобрения и пестициды, вредные микроорганизмы. Из всех удобрений,
вносимых, в частности, на склоновые земли, вымывается и попадает в водоемы
до 20% азота, 2-5% фосфора и от 10 до 70% калия. Вынос пестицидов с
орошаемых земель достигает 4%.
Поскольку стоки с полей невозможно пропустить через очистные
сооружения, опасность загрязнения вод пестицидами и удобрениями очень
велика и труднопреодолима. Биогенные вещества, смываемые с полей в водоемы,
вызывают евтрофикацию* водных объектов и приводят к нарушению процессов их
самоочищения. Животноводческие комплексы и фермы часто располагаются на
берегах водоемов и рек. При отсутствии специального оборудования для сбора
и хранения навоза эти органические отходы смываются осадками и спускаются
(иногда в результате аварий, переполнения хранилищ) в водные объекты. В
результате весной в Москве водопроводная вода имеет специфический запах,
устранить который очень трудно. Кроме того, эти стоки содержат яйца
гельминтов и патогенные паразитические микроорганизмы.
Основными загрязнителями воздуха в сельском хозяйстве являются
животноводческие и птицеводческие фермы и комплексы, предприятия по
первичной обработке сельскохозяйственной продукции, а также пестициды,
используемые на полях (в частности рассеиваемые с воздуха) и на специальных
складах, где ими протравливаются семена перед посевом.
От птицеферм и помещений для содержания скота, от силосных башен и иных
сооружений для хранения кормов и отходов животноводства на большие
расстояния распространяются такие загрязнители, как аммиак, сероводород и
другие дурнопахнущие вещества.
Спецификой отрицательного воздействия сельского хозяйства на среду
является эрозия почв. К нарушению почвенного покрова, постепенному
образованию оврагов приводят возделывание неудобных для ведения сельского
хозяйства земель, неправильная распашка полей на склонах рельефа, а также
выращивание технических культур (таких как лен, сахарная свела, конопля),
требующих неоднократного использования специальной техники. В Московской
области наибольшее влияние на процесс эрозии почв оказывает распашка
водоразделов и интенсивное использование луговых угодий.
По мере развития других землеемких отраслей хозяйства, роста городов, а
также расширения зон садово-огородных кооперативов сельское хозяйство
Подмосковья, особенно вблизи Москвы и крупных городов области, испытывает
все большие трудности. Расширять земли под пашней стало практически
невозможно. Дальнейшее развитие в Подмосковье животноводства также
затруднено по чисто экологическим причинам, особенно это касается
свиноводческих и птицеводческих комплексов. Эти сельскохозяйственные
производства относятся по уровню загрязнения окружающей среды к объектам с
высокой степенью вредности.
Интенсивная дачная застройка также отрицательно сказывается на
состоянии близлежащих природных объектов - лесов, лугов, рек, озер. Поэтому
особенно важным становится экологическое просвещение людей, начиная от
школьников и кончая пенсионерами, возделывающими свои 6 соток.
Современное состояние окружающей среды в Московском регионе
Состояние источников водоснабжения
Московский регион имеет густую, разветвленную гидрографическую сеть,
состоящую из больших и малых рек, общее число которых превышает две тысячи.
Все они относятся к бассейну реки Волги. Основная часть рек области
непосредственно относится к бассейну реки Оки - крупнейшего левого притока
Волги. Самые крупные реки области - Ока, Москва, Клязьма. Кроме того, в
области имеется много озер и искусственных водохранилищ. Московская область
обладает также крупными запасами подземных вод в Московском артезианском
бассейне. Несмотря на это, проблема водоснабжения Москвы и городов области
в настоящее время стоит достаточно остро - слишком уж велики потребности
многомиллионного Московского региона в чистой воде.
Задача водообеспечения Москвы, других городов области и ее сельских
районов едина, даже если источники водоснабжения и системы канализации в
разных пунктах различны. Москва и Московская область (их реки и подземные
бассейны) получают воду из смежных областей, прежде всего Тверской,
Смоленской, Калужской, Тульской. Сточные воды, использованные в Подмосковье
и Москве сбрасываются в реки соседних областей. Поэтому проблему
загрязнения рек решить невозможно на данной локальной территории. Ее
необходимо решать централизовано и повсеместно.
Основным источником снабжения служат поверхностные воды. Сложная
водохозяйственная система создана в бассейне верхнего течения Москвы-реки.
Она состоит из нескольких небольших водохранилищ на самой Москве-реке, ее
притоках и на соседних реках: Истринского, Можайского, Рузского,
Озеринского, Яузского, Вазузского. Эта система обеспечивает около 34% в
общем объеме водоснабжения Москвы и ее лесопаркового пояса.
Более 58% водообеспечения Москвы ложится на волжскую воду, поступающую
из Иваньковского водохранилища по сложной системе канала им. Москвы. Эта
вода отстаивается и дополнительно очищается в Пестовском, Учинском и
Клязьминском водохранилищах. Около 7% воды Москва получает за счет
подземных источников. В Московской области доля подземных вод в системе
водоснабжения возрастает в несколько раз. Высокая доля подземного
водоснабжения в отдельных городах связана с отсутствием крупных
поверхностных источников вод. К таким городам относятся Клин, Сергиев-
Посад, Наро-Фоминск, Подольск, Егорьевск, и др. В других городах
используются преимущественно подземные воды, так как поверхностные во
многих местах загрязнены и требуют дорогостоящей очистки. Среди таких
городов - Серпухов, Кашира, Коломна, Ногинск.
Таким образом, остро стоит проблема качества питьевой воды. Требования
к воде для промышленного использования, как правило менее высокие, однако
объемы потребления также высоки.
Качество воды. Москва и Московская область входят в число 13 регионов
России с очень острой экологической ситуацией. Существует три главных
источника антропогенных загрязнений вод.
Первый источник - промышленность. Комплексное хозяйственно-бытовое
техногенное загрязнение характерно для промышленных центров, покрывших
густой сетью все Подмосковье. Основная роль принадлежит химической,
металлургической, текстильной, стекольной и другим отраслям промышленности
- примерно 200 промышленным предприятиям. С промышленным производством
связано истощение и загрязнение поверхностных вод, “перезабор” питьевой
воды на технологические нужды, снижение уровня (в результате которого может
возникнуть довольно серьезное проседание почвы) и загрязнение подземных
вод, накопление не утилизированных отходов и миллионов тонн токсичного ила
на дне водоемов и т. д.
Второй источник - сельскохозяйственная деятельность: смыв загрязняющих
веществ с полей и ферм, выпас скота на поймах рек. В Подмосковье более 2
тысяч животноводческих комплексов и птицеферм, которые ежегодно дают 14
миллионов тонн (!) навоза и помета; не менее 6 миллионов тонн этих отходов
непосредственно загрязняют природную среду, в том числе поверхностные и
грунтовые воды. Кроме того на поля Подмосковья вносится в среднем от 100 до
200 кг удобрений и пестицидов, большая часть которых попадает в реки.
Третий источник загрязнения вод - многочисленные рекреационные
учреждения, садово-огородные участки в водоохранной зоне, неорганизованный
отдых по берегам рек и т. д.
Основными веществами, загрязняющими воды, являются биогенные элементы
(фосфор, азот), кислотные соединения, органические вещества, диоксины,
нефтепродукты и тяжелые металлы.
К зонам наибольшего комплексного загрязнения поверхностных и подземных
вод относятся прежде всего Москва, а также города, окаймляющие ее с востока
и северо-востока - Мытищи, Калининград, Балашиха, Люберцы, Лыткарино,
Жуковский. К тем же зонам относятся города: Серпухов с окрестностями,
Ступино, Кашира, Коломна, Воскресенск. По Москве-реке, Клязьме, Оке
загрязняющие вещества от этих центров перемещаются вниз по течению.
Поэтому, например, в Москве-реке качество воды ниже по течению города
Москвы не позволяют использовать ее для водоснабжения; на отдельных
участках она опасна и для купания. Опасно загрязненные участки выявлены на
реке Оке - в районах Серпухова, Ступино, Каширы и от Коломны до границы
области; на реке Клязьме - от Пушкино до восточной границы области, на реке
Пахре и других небольших речках.
Размеры зон наибольшего загрязнения поверхностных вод определяются, как
правило, объемами сточных вод, сбрасываемых в реки города. В Москве объем
сточных вод составляет более 2 миллионов куб. м/сутки. В Коломне,
Серпухове, Подольске, Ногинске, Клине, Воскресенске объемы сточных вод
составляют от 100 до 200 тыс. куб. м/сутки.
Наименьшее комплексное загрязнение поверхностных и подземных вод
отмечается в районах западного Подмосковья и северных районах области,
откуда поступает основная часть воды для водоснабжения Москвы.
Для обеспечения беспроблемного водоснабжения Москвы и других городов
области в ближайшей перспективе необходим целый ряд мероприятий. Во-первых,
ресурсы чистой воды в Московской области не бесконечны, поэтому необходим
переход на водосберегающие технологии в промышленности и коммунальном
хозяйстве. Во-вторых, необходимо внедрять более совершенные системы очистки
сточных вод промышленных предприятий и коммунально-бытовых стоков. В
третьих, надо повсеместно проводить экологическое обустройство сельского
ландшафта. Если стоки предприятий и городов имеют локальный источник сброса
(сточные каналы, трубы и т. д.) и поддаются контролю, то загрязнения,
попадающие в водоемы с полей имеют площадной характер (сток распределен по
большой площади). Поэтому необходимо повышать общую экологическую
устойчивость агроландшафта, внедрять почвозащитные севооборот, более широко
применять современные технологии в земледелии, требующие меньшего
количества минеральных удобрений, и т. д.
В целом, водоснабжение из подземных источников является экологически
более безопасным, чем из поверхностных, гораздо менее защищенных от
загрязнений. Следовательно, доля подземного водоснабжения Москвы и городов
области, вероятно, будет расти. Уже в настоящее время в области
изыскиваются перспективные участки с большими запасами напорных
артезианских вод для водоснабжения Москвы и других крупных городов.
Поверхностные воды города служат не только для бытовых и хозяйственных
целей. Они все шире используются для транспортировки и сброса разного рода
нечистот. В Москве ежесуточно образуется около 6 млн. куб. м загрязненных,
так называемых сточных вод. 3/4 из них составляют бытовые сточные воды.
Все сточные воды поступают в канализационную сеть и отсюда поступают на
Страницы: 1, 2, 3
|