Законодательство Республики Башкортостан в области экологического мониторинга
o организуют и осуществляют мониторинг соответствующих объектов природной
среды самостоятельно в рамках положений об этих органах;
o определяют объекты экологического мониторинга по согласованию
Государственного реестра объектов экологического мониторинга Республики
Башкортостан;
o организуют проведение исследований по экологическому мониторингу по
взаимосогласованным нормативным и методическим документам, обеспечивающим
единство методов, способов и показателей, на основе которых
осуществляются сбор и обработка данных состояния объектов экологического
мониторинга;
o доводят до сведения природопользователей порядок обязательного
представления документированных данных экологического мониторинга;
o организуют и обеспечивают ведение специализированных банков данных
экологического мониторинга;
o организуют оценку данных экологического мониторинга на предмет отсутствия
сведений, отнесенных законодательством к категории ограниченного
распространения;
o осуществляют бесплатный информационный обмен с другими уполномоченными
государственными органами в области экологического мониторинга;
o устанавливают квалификационные требования к персоналу, обеспечивающему
ведение экологического мониторинга;
o организуют обучение и подготовку специалистов для работы в области
экологического мониторинга;
o информируют органы государственной власти Республики Башкортостан, органы
местного самоуправления и население о состоянии окружающей среды на
территории Республики Башкортостан на основе достоверных данных
экологического мониторинга.
Глава V Закона РБ «Об экологической экспертизе» рассматривает
регулирование деятельности в области экологического мониторинга. Статья 10
устанавливает обязанности природопользователей в области экологического
мониторинга. Так, природопользователи в отношении объектов,
подведомственных им и внесенных в Государственный реестр объектов
экологического мониторинга Республики Башкортостан, обязаны:
o осуществлять организацию и проведение локального мониторинга источников
антропогенного воздействия на окружающую природную среду за счет
собственных средств;
o вести локальный мониторинг с использованием утвержденных в установленном
законодательством порядке методик, с помощью приборов и средств,
обеспечивающих единство измерений;
o бесплатно представлять в установленные сроки и в установленных объемах
государственным органам, уполномоченным на организацию и ведение
экологического мониторинга, и местным органам государственной власти
Республики Башкортостан, органам местного самоуправления обязательные
документированные данные локального экологического мониторинга.
Статья 11 Закона определяет, что экологический мониторинг на
территории Республики Башкортостан проводится в рамках Единой
государственной системы экологического мониторинга Республики Башкортостан.
Безусловно, прогрессивным является закрепление в ст.12.
обязательности использования информационных ресурсов экологического
мониторинга. В соответствии с положениями данной статьи, информационные
ресурсы экологического мониторинга подлежат обязательному использованию
органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного
самоуправления при принятии ими решений по вопросам обеспечения социально -
экономического развития Республики Башкортостан, охраны окружающей среды и
обеспечения экологической безопасности, в том числе:
o при подготовке прогнозов и разработке программ социально - экономического
развития, включая республиканские и местные инвестиционные, экологические
и иные программы;
o при подготовке градостроительной документации, включая генеральные планы
городов;
o при приятии решений о строительстве крупных хозяйственных объектов;
o при ведении отдельных видов государственных кадастров природных ресурсов;
o при подготовке государственных докладов о состоянии окружающей природной
среды и ее влиянии на здоровье населения Республики Башкортостан;
o при подготовке проектов нормативных правовых актов Республики
Башкортостан по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и
обеспечения экологической безопасности, а также финансирования
мероприятий и программ по оздоровлению окружающей среды и населения,
проживающего на территориях с особым экологическим статусом;
o при принятии решений об ограничении, приостановлении, прекращении
деятельности предприятий, нарушающих природоохранное законодательство.
Статья 13 Закона определяет цели и порядок создания государственного
реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан. В
соответствии с указанной статьей, государственный реестр объектов
экологического мониторинга Республики Башкортостан создается с целью
регистрации объектов экологического мониторинга, расположенных на
территории Республики Башкортостан. Порядок ведения Государственного
реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан и
государственный орган, осуществляющий его, определяются Кабинетом Министров
РБ.
Статьи 14-16 рассматриваемого Закона определяют особенности
организации и проведения экологического мониторинга в зависимости от
правового статуса территории, на которой планируется проведение
мониторинга.
Статья 21 регулирует финансирование работ по организации и ведению
экологического мониторинга. Так, финансирование работ по организации
экологического мониторинга осуществляется в рамках выполнения
соответствующих республиканских целевых и местных программ за счет средств
соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов. Финансирование работ по
ведению экологического мониторинга природопользователями осуществляется за
счет природопользователей.
Глава VII Закона РБ определяет ответственность за нарушение
законодательства в области экологического мониторинга. Согласно ст.22
рассматриваемого Закона, нарушениями законодательства в области
экологического мониторинга являются:
o несоблюдение стандартов, норм и правил ведения экологического
мониторинга;
o сокрытие, несвоевременное представление информации, представление
заведомо ложных данных экологического мониторинга, иное несоблюдение
порядка обязательного представления данных экологического мониторинга;
o невыполнение предписаний уполномоченных государственных органов по
экологическому мониторингу и воспрепятствование в осуществлении ими своих
полномочий;
o несоблюдение правил использования информационных ресурсов, находящихся в
системе экологического мониторинга.
Статья 23 устанавливает основания для приостановления производства
или видов деятельности по природопользованию при нарушении требований
экологического мониторинга.
По объектам, включенным в Государственный реестр объектов
экологического мониторинга РБ, на которых юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями экологический мониторинг не ведется или
ведется с нарушением установленных требований, государственными органами,
уполномоченными на организацию и ведение экологического мониторинга, в
пределах их компетенции выносятся постановления о приостановлении
производства или видов деятельности по природопользованию.
Основаниями для приостановления производства или видов деятельности
по природопользованию являются:
o невыполнение в установленный срок предписаний по организации и ведению
экологического мониторинга на объектах, внесенных в Государственный
реестр объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан;
o представление заведомо ложных или искаженных данных экологического
мониторинга, способствующих появлению экологически опасной ситуации;
o непредставление государственным органам, уполномоченным на организацию и
ведение экологического мониторинга, обязательных данных мониторинга в
случаях, когда объект экологического мониторинга находится в экологически
опасной ситуации (наличие или риск возникновения залповых выбросов в
атмосферу и залповых сбросов в водные объекты загрязняющих веществ,
выбросы и сбросы загрязняющих веществ сверхустановленных лимитов,
опасность деградации или резкого ухудшения состояния природного объекта,
возрастания заболеваемости и роста смертности населения).
Глава VIII Закона «Международные договоры» была исключена Законом РБ
от 06.11.2001 г. N 252-з, как противоречащая федеральному законодательству.
4. Республиканская программа «Создание единой государственной
информационной системы экологического мониторинга
в Республике Башкортостан» на 2001-2005 годы
Республиканская программа «Создание единой государственной
информационной системы экологического мониторинга в Республике
Башкортостан» на 2001-2005 годы» была разработана и принята в рамках
выполнения программы «Создание Единой государственной системы
экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 1995-2000 гг., как
основа функционирования единой государственной системы экологического
мониторинга республики.
Анализ работы ведомственных систем и служб мониторинга показал, что
каждая их них функционирует в замкнутой системе, практически не
обеспечивающей использование результатов проведения мониторинга в
практических целях. Как уже было упомянуто выше, отсутствует комплексный
подход к изучению влияния различных антропогенных загрязнений на окружающую
среду, причин и источников деформации окружающей среды. Практически не
изучаются отдаленные по времени последствия аварийных выбросов и сбросов
загрязняющих веществ в окружающую среду.[7]
Вследствие этого не удалось создать инфраструктуру, обеспечивающую
информационный обмен данными мониторинга, их обобщение и прогноз
экологической обстановки.
Перечисленные факторы предопределили необходимость работы по созданию
Единой государственной информационной системы экологического мониторинга в
Республике Башкортостан (далее - ЕГИСЭМ РБ).
При создании ЕГИСЭМ РБ учитываются интересы всех организаций -
участников ЕГСЭМ РБ с правом собственности на принадлежащую им информацию.
На основе взаимных договоров гарантируется право регламентированного
доступа к информации, являющейся собственностью других организаций.
Координация работ по созданию, обеспечению функционирования и
развитию ЕГИСЭМ РБ достигается:
o предварительным системотехническим обоснованием всех комплексных и
частных проектов;
o проведением межведомственной экспертизы, технических заданий и проектов,
связанных с разработкой подсистем ЕГИСЭМ РБ;
o согласованием содержания и форм представления данных в различных
подсистемах ЕГИСЭМ РБ;
o организованным и регламентированным обменом данными в информационной
сети ЕГИСЭМ РБ со всеми функциональными и специальными системами
аналогичного назначения.
При создании ЕГИСЭМ РБ используются современные информационные
технологии сбора, хранения, передачи и отображения данных.
Единая государственная информационная система экологического
мониторинга в Республике Башкортостан (ЕГИСЭМ РБ) является составной частью
Единой государственной системы экологического мониторинга Республики
Башкортостан (ЕГСЭМ Республики Башкортостан.
ЕГИСЭМ РБ - государственная информационная система для обеспечения
органов государственной власти Республики Башкортостан, местных органов
государственной власти в районах и городах Республики Башкортостан,
юридических лиц и граждан своевременной, регулярной и достоверной
информацией о состоянии окружающей среды, влиянии источников антропогенного
воздействия на окружающую среду.
Основу ЕГИСЭМ РБ составляют территориально и ведомственно-
распределенные локальные информационные системы получения, сбора,
систематизации, хранения и анализа информации.
Целями Программы являются:
o обеспечение органов государственной власти, юридических лиц и граждан
своевременной, регулярной и достоверной информацией о состоянии
окружающей среды, природных ресурсов, влиянии источников антропогенного
воздействия на окружающую среду;
o получение целостной картины состояния окружающей среды и ее воздействия
на состояние здоровья населения республики;
o разработка комплексного подхода к изучению различных причин и источников
деформации окружающей среды;
o внедрение механизма учета данных экологического мониторинга при
формировании и реализации государственной стратегии развития республики.
Для достижения целей Программы необходимо решить следующие основные
задачи:
o формирование и совершенствование нормативно-правовой и научно-
методической базы функционирования и развития ЕГИСЭМ РБ;
o создание единой информационной инфраструктуры и единого информационного
пространства по оценке экологических систем на территории республики;
o создание государственного реестра объектов экологического мониторинга;
o обеспечение доступа к экологической информации органов государственной
власти, общественных организаций, населения республики.
Выполнение программы сделает возможным осуществление анализа данных
мониторинга окружающей среды и на этой основе позволит своевременно
разрабатывать и реализовывать систему мер, направленных на улучшение
состояния окружающей среды..
Программа рассчитана на 5 лет, и ее планируется реализовать в два
взаимосвязанных этапа.
На проводимом в настоящий момент (2001-2002 гг.) первом этапе
предусматривается, в основном, осуществить разработку и совершенствование
нормативных правовых актов для создания научных, методических,
организационных и экономических основ организации информационного
взаимодействия участников ЕГИСЭМ РБ, повышения достоверности и
сопоставимости данных о состоянии окружающей среды.
Информационные ресурсы ЕГИСЭМ РБ формируются по результатам
мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду
объектов и территориально обособленных участков окружающей среды
(атмосферного воздуха, вод, недр, почв, лесных и иных природных объектов,
особо охраняемых природных территорий), здоровья групп населения,
испытывающих негативное воздействие факторов окружающей среды.[8]
В рамках ЕГИСЭМ РБ интегрируются информационные ресурсы субъектов
экологического мониторинга:
o министерств, государственных комитетов и ведомств, уполномоченных на
организацию и ведение экологического мониторинга;
o местных органов государственной власти в районах и городах;
o природопользователей.[9]
5. Заключение
В Республике Башкортостан, одной из первых среди субъектов Российской
Федерации, был принят 24 мая 2000 года Закон «Об экологическом
мониторинге», ему менее двух лет. Федеральный закон, регулирующий
экологический мониторинг, в настоящее время находится ещё в разработке.
Примечательно, что единственным разработчиком проекта и инициатором
необходимости принятия данного Федерального закона явилась Республики
Башкортостан.
Необходимость принятия Закон Республики Башкортостан «Об экологическом
мониторинге» продиктованы изменениями, произошедшими в экономике и
общественной жизни Башкортостана за последнее десятилетие. На федеральном
уровне принят целый блок нормативных правовых актов, составляющих
законодательную основу общества. Значительные изменения произошли и в
области охраны окружающей природной среды.
Сейчас на первое место выдвигается необходимость создания эффективной
системы охраны природы, способной должным образом обеспечивать вхождение
России в этап устойчивого развития. Это предполагает создание современной
законодательной базы природоохранной деятельности. 12 января 2002 года
вступил в силу Федеральный закон «Об охране окружающей среды» – базовый
нормативный правовой акт экологического законодательства Российской
Федерации.
Закон Республики Башкортостан «Об экологическом мониторинге» является
новым шагом в развитии природоохранной деятельности, приближающим нас к
современному, то есть соответствующему законодательству передовых
государств, механизму правовой охраны окружающей среды. Хотя, конечно, для
реализации на практике заложенных в данном законе норм потребуется принятие
ряда подзаконных актов, устанавливающих механизмы их реализации.
6. Нормативная правовая база:
(Законодательство Республики Башкортостан
в области экологического мониторинга)
1. Экологический кодекс Республики Башкортостан от 28 октября 1992 г. № ВС-
13/28 (в ред. от 01.11.2000 г.), ст.71;
2. Закон Республики Башкортостан от 24 мая 2000 г. N 73-з "Об экологическом
мониторинге" (с изм. и доп. от 6 ноября 2001 г.);
3. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 мая 2001
г. N 107 "О комплексной программе "Экологическая безопасность Республики
Башкортостан " на 2001-2005 годы";
4. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 июня 2001
г. N 134 "О республиканской программе "Создание Единой государственной
информационной системы экологического мониторинга в Республике
Башкортостан" на 2001-2005 годы";
5. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 апреля
2000 N 84 "О Государственном комитете Республики Башкортостан по охране
окружающей среды";
6. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 7 февраля
2000 г. N 26 "О порядке ведения государственного мониторинга водных
объектов Республики Башкортостан";
7. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 ноября
1999 г. N 355 "О республиканской программе развития службы
гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды на территории Республики
Башкортостан на 2000-2003 годы";
8. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 июля 1998
г. N 148 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и
мониторинга загрязнения окружающей среды";
9. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 декабря
1995 г. N 441 "Об утверждении Программы создания Единой государственной
системы экологического мониторинга Республики Башкортостан";
10. Распоряжение Кабинета Министров РБ от 16 марта 2001 N 214-р «Об
утверждении программы подготовки проектов нормативных правовых актов,
необходимых для реализации Закона Республики Башкортостан "Об
экологическом мониторинге";
11. Государственная программа мониторинга земель Республики Башкортостан
на 1993-1995 годы. Утверждена постановлением Совета Министров Республики
Башкортостан от 28 июня 1993 г. N 271;
12. Положение о мониторинге земель в Республике Башкортостан. Утверждено
постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 28 июня 1993
г. N 271.
7. Использованная литература:
1) Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики
Башкортостан в 1999 году, - Уфа, 2000;
2) Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики
Башкортостан в 2000 году, - Уфа, 2001;
3) Экологические программы Республики Башкортостан, - Уфа, 2001;
4) Бринчук М.М., Экологическое право (право окружающей среды): Учебник.-
М.: Юристъ, 2000.- 688 с.
-----------------------
[1] Мерквирт Райнер, «Игра по одним правилам будет способствовать
углублению европейской интеграции», ЭкоИнформ, №5,2001.
[2] Статья 63 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-
ФЗ «Об охране окружающей среды».
[3] Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от
15.11.1997 г.
[4] Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды
Республики Башкортостан в 2000 году, с.215, - Уфа, 2001.
[5] Пункт 3.13 постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от
6 апреля 2000 N 84 "О Государственном комитете Республики Башкортостан по
охране окружающей среды".
[6] указаны в п.2 на стр.7 данной работы;
[7] ЕГСЭМ: былое и думы, «Табигат», 15 февраля 2001, №2 (27), с. 1.
[8] ЕГСЭМ: былое и думы, «Табигат», 15 февраля 2001, №2 (27), с. 7.
[9] Экологические программы Республики Башкортостан; - Уфа, 2001, с.63.
Страницы: 1, 2
|