Правовой режим охраны и использования лесов
Правовой режим охраны и использования лесов
ТЕМА: Правовой режим использования и охраны лесов.
Введение
1. Леса как объект использования и охраны;
2. Правовое регулирование заготовки древесины как основного вида
лесопользования;
3. Правовая охрана лесов. Ответственность за нарушение лесного
законодательства.
Заключение
Человек немыслим вне природы. Лес издревле являлся средой обитания,
местом промысла огромного числа этнических групп. И в наше время
человечество трудно было бы представить без леса и продуктов его
переработки. Стоит лишь оглянуться вокруг, что бы понять насколько тесно мы
связаны с основным продуктом переработки леса - древесиной, попростту
деревом. Нельзя забывать и о духовной стороне взаимодействия человека и
леса. Кто откажется прогуляться по чистому, светлому сосновому бору или
просто прикоснуться к живому стволу берёзы?
Лес во все времена являлся однм из самых лёгких, дешёвых объектов
использования природных богатств. За всю историю цивилизации было вырублено
2/3 лесов, а сейчас в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов. Поэтому
со временем настал момент, когда человеку пришлось задуматься о восполнении
убывающих массивов леса, а так же о защите его от пожаров. “В результате
хозяйственной деятельности происходит постепенное истощение природной
среды, потеря тех природных ресурсов, которые служат для человека
источником его экономической деятельности. Потеря лесов - это не только
потеря кислорода, но и важнейших экономических ресурсов, необходимых
человеку для дальнейшей деятельности.”[1]
1. Леса как объект использования и охраны.
Но что означает “лес” с точки зрения права? Основы лесного
законодательства РФ принятые ВС РФ 6 марта 1993г. определяют его понятие
так: “Лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой
растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей
природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в
своём развитии.” Таким образом, в понятие леса, по закону включаются три
признака: биологический - совокупность древесной, кустарниковой и
травянистой растительности, юридический - произрастающие на землях лесного
фонда, выделенных в установленном законом порядке, экологический -
оказывающий влияние на состояние окружающей природной среды.
“Лес - это система экологических комплексов, выполняющая
многообразные экологические (средозащитные, климаторегулирующие,
водоохранные и почвозащитные и т. п.), экономические (древесная продукция,
продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения, техническое сырьё и
т.п.) и культурно-оздоровительные (средство рекреации, лечения ,
восстановления здоровья, эстетического образования) функции.”[2]
Различают две формы взаимодействия общества и природы. Первая-
потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения
человеком своих материальных и духовных потребностей- экономическая форма
взаимодействия. “Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей
природной среды с целью сохранения человека как биологического и
социального организма и его естественной среды обитания.”[3] Эта форма
получила название экологической формы.
Существуют нормы экологического права, которые регулируют отношения
людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды и леса в
том числе. Они подразделяются на три группы: отраслевые, (охрана и
использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и
т.д.), комплексные, (охрана и использование природных комплексов, природной
среды в целом), экологизированные (нормы других отраслей права -
административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования
охраны природной среды).
Указом Президента РФ №2144 “О федеральных природных ресурсах”,
осуществлено разграничение государственной собственности на природные
ресурсы, ”...определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов
животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из
принципа их общегосударственного значения.”[4]
Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью
охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. “Под
охраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы с
нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками
леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезных
ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными
сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна.
Защита леса -система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и
вредителями лесных культур. Воспроизводство лесов - процесс, во время
которого идёт работа не только по количественному, но и качественному
обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород на
высокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не только
экономические, но и экологические оздоровительные задачи.”[5]
Поскольку наше общество не имеет возможности отказаться от
использования лесных недр, современное лесное законодательство поставило в
основу лесоохранной политики принцип неистощительного использования лесов.
“Охрана леса по своей приорететности имеет следующую структуру: от
поджогов и нарушений правил пожарной безопасности, от уничтожения леса при
освоении лесных площадей, от незаконной порубки, от загрязнения и
истощения.”[6]
2. Правовое регулирование заготовки древесины как основного вида
лесопользования.
В основе системы экологического законодательства находятся три
основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных
депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской
Федеративной Социалистической Республики, принятая 12 июня 1990 года,
Декларация Прав и свобод Человека и Гражданина, принятая Верховным Советом
РСФСР 22 ноября 1991 года, и Конституция Российской Федерации, принятая в
результате всенародного голосования 12 декабря 1993 года.
Состоит система экологического законодательства из двух подсистем:
природоохранительного и природноресурсового законодательств. В подсистему
природоохранительного законодательства входит Закон РФ “Об охране
окружающей природной среды”, другие законодательные акты комплексного
правового регулирования. В подсистему природноресурсового законодательства
входят: Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ о недрах, Основы лесного
законодательства РФ, Водный кодекс РСФСР, Закон РСФСР об охране и
использовании животного мира, а так же другие законодательные и нормативные
акты, регулирующие использование природных ресурсов.
Основы лесного законодательства Российской Федерации регулируют
отношения, возникающие при использовании лесного фонда Российской Федерации
в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства,
охраны и защиты лесов.
Лесные отношения в Российской Федерации регулируются Основами лесного
законодательства Российской Федерации, иными законодательными актами
Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской
Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краёв,
областей и решениями органов местного самоуправления, принятыми в пределах
их компетенции.
Основы лесного законодательства Российской Федерации действуют на
всей территории Российской Федерации, а законодательство республик в
составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных
округов, краёв, областей и решения органов местного самоуправления не
должны противоречить Основам лесного законодательства Российской Федерации.
Все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли
образуют лесной фонд Российской Федерации.
В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а
так же не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и др.);
нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и др.).
Существует разграничение компетенций Российской Федерации и субъкетов
Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений.
Ведению Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений
подлежат:
1. Определение основных направлений государственной политики в области
лесного хозяйства;
1. разработка и совершенствование с участием республик в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей,
городов федерального значения лесного законодательства Российской
Федерации;
1. распоряжение совместно с республиками в составе Российской Федерации,
автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов
федерального значения лесным фондом Российской Федерации;
1. определение порядка организации и деятельности государственных органов
управления лесным хозяйством;
1. установление порядка отнесения лесного фонда к группам лесов и
категориям защитности, а так же перевода их из одной группы лесов или
категории защитности в другую;
1. установление норм и правил пользования лесным фондом;
1. утверждение по согласованию с республиками в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей,
городов федерального значения ежегодной нормы заготовки древесины
(расчётная лесосека);
1. установление системы платежей за пользование лесным фондом, а так же
образование и использование государственного внебюджетного фонда
воспроизводства, охраны и защиты лесов;
1. определение порядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду;
1. утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса,
воспроизводства, охраны и защиты лесов;
1. организация и координация научно-исследовательских, проектно-
конструкторских работ по ведению лесного хозяйства;
1. разработка совместно с республиками в составе Российской Федерации,
автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов
федерального значения федеральных программ по рациональному использованию
лесным фондом, повышению продуктивности, воспроизводству, охране и защите
лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация
их выполнения;
1. осуществление государственного контроля за состоянием, использованием,
воспроизводством. охраной и защитой лесов и установлении порядка его
проведения;
1. организация ведения государственного учёта лесного фонда,
государственного кадастра, лесного мониторинга и лесоустройство;
1. осуществление международного сотрудничества по вопросам использования,
воспроизводства, охраны и защиты лесов;
1. установление государственной статистической отчётности в области ведения
лесного хозяйства;
1. определение вместе с республиками в составе Российской Федерации,
автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов
федерального значения объёмов заготовки и поставок древесины для
государственных нужд;
1. принятие в установленном порядке решений о приостановлении, ограничении,
прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций при
нарушении ими Основ лесного законодательства Российской Федерации и в
иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
К компетенции районных (городских) администраций в сфере
регулирования лесных отношений относятся:
1. Учёт лесного фонда;
1. распределение утверждённого лимита лесосечного фонда по
лесопользователям в соответствии с рекомендациями государственных органов
управления лесным хозяйством, в том числе для обеспечения поставок
древесины для государственных нужд;
1. организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите
их от вредителей и болезней;
1. осуществление совместно со специально уполномоченными органами охраны
окружающей природной среды контроля в сфере использования,
воспроизводства, охраны и защиты лесов;
1. принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о предоставлении
участков лесного фонда в краткосрочное пользование; при этом участие
владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается
определением условий, соответствующих установленным лесоводственным
требованиям;
1. организация и проведение с участием местных подразделений
государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации
лесных торгов и конкурсов по предоставлению лесного фонда в пользование;
1. ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным
фондом в установленном порядке.
Государственное управление в сфере использования, воспроизводства,
охраны и защиты лесов на территории Российской Федерации осуществляется
Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации,
органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации,
автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов
федерального значения и специально уполномоченными государственными
органами управления лесным хозяйством.
В систему специально уполномоченных государственных органов
управления лесным хозяйством Российской Федерации входят: государственный
орган управления лесным хозяйством Российской Федерации, подведомственные
ему подразделения в республиках в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округах, краях, областях и городах федерального
значения, а так же местные подразделения - лесхозы, лесничества.
Национальные природные парки на землях лесного фонда, учебные лесные,
опытные лесные хозяйства осуществляют ведение лесного хозяйства и находятся
в системе государственного органа управления лесным хозяйством Российской
Федерации.
“Государственный орган управления лесным хозяйством Российской
Федерации и его подведомственные подразделения не могут осуществлять
заготовку древесины в порядке рубок главного пользования лесом и вести её
переработку.
Деятельность государственного органа управления лесным хозяйством
Российской Федерации регламентируется положением, утверждаемым
Правительством Российской Федерации.”[7]
“Задачей государственного контроля за состоянием, использованием,
воспроизводством, охраной и защитой лесов является обеспечение соблюдения
всеми лесопользователями установленного порядка пользованием лесным фондом,
правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов,
правил государственного учёта и отчётности, а так же иных норм и правил,
установленных лесным законодательством.”[8]
Государственный контроль за состоянием, использованием,
воспроизводством, охраной и защитой лесов возлагается на государственные
органы управления в республиках в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округах, краях, областях и городах федерального
значения, государственные органы управления лесным хозяйством и
государственные органы охраны окружающей природной Среды. Порядок
осуществления государственного контроля за состоянием, использованием,
воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается Правительством
Российской Федерации.
“Современное лесное законодательство поставило в основу лесоохранной
политики принцип неистощительного использования лесов.”[9]
“Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны
осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде,
животному миру и здоровью человека.”[10]
Основы лесного законодательства РФ определяют задачи по
неистощительному использованию лесов. Ведение лесного хозяйства должно
обеспечивать:
1. сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-
гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в
интересах охраны здоровья человека;
1. многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для
удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине и
другой продукции;
1. воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение
их продуктивности, сбережение, охрану и защиту лесов;
1. рациональное использование земель лесного фонда;
1. повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой
технической политики, использования достижений науки, техники и
передового опыта;
1. сохранение биологического разнообразия, объектов историко-культурного и
природного наследия.
Обеспечение принципа неистощительного использования лесов зависит от
выполнения двух условий: соблюдения категорийности лесов и нормативов
расчётной лесосеки.
Все леса лесного фонда по категории защитности подразделяются на три
группы:
1. Леса, выполняющие исключительно водоохранные, защитные, санитарно-
гигиенические, оздоровительные функции, леса особо охраняемых территорий,
заповедного фонда. Допускаются только рубки для ухода за лесом, но
запрещается промышленная заготовка древесины.
1. Леса районов с высокой плотностью населения и ограниченными
эксплуатационными возможностями, а так же районов с недостаточными
лесными ресурсами. Допускается заготовка древесины, но в пределах
расчётной лесосеки.
1. Леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное
значение. Заготовка разрешена, но без ущерба для экологической функции
леса.
Согласно основам лесного законодательства Российской Федерации в
лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:
1. заготовка древесины
1. заготовка живицы
1. заготовка второстепенных лесных материалов
1. побочные лесные пользования
Участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочное
пользование на срок до одного года или долгосрочное пользование (аренду) на
срок до 50 лет.
Лесопользователями в Российской Федерации могут быть юридические
лица, в том числе иностранные, и физические лица, обладающие правом на
осуществление пользования лесным фондом в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 28 Основ лесного законодательства
Российской Федерации участок лесного фонда предоставляется в пользование на
основании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов. Лесные торги
организует и проводит районная (городская) администрация с участием местных
подразделений государственного органа управления лесного хозяйства
Российской Федерации.
Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании
специальных разрешающих документов: лицензии, лесорубочного билета
(ордера), лесного билета. “Лицензия является документом, удостоверяющим
право её владельца на долгосрочное пользование участками лесного
фонда(аренду). Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет является
Страницы: 1, 2
|